«„Золотой ключик“ будет интересен абсолютно всем: и детям, и подросткам, и их родителям, и людям более старшего поколения — каждый найдет в нем что-то свое. Но также мне хотелось создать балет именно для нашего поколения детей» «Золотой ключик» будет интересен абсолютно всем: и детям, и подросткам, и их родителям, и людям более старшего возраста — каждый найдет в нем что-то свое. Но также мне хотелось создать балет именно для нашего поколения детей»

«Хотелось создать балет именно для нашего поколения детей»

«Золотой ключик» Вайнберга, вопреки своей популярности в СССР, не принадлежит к тиражированным балетам. Композитор создал его в 1950-е для Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где он в версии Нины Гришиной прошел больше 200 раз. Затем в Оперной студии Ленинградской консерватории к партитуре обратилась хореограф Татьяна Бруни, а после та канула в забытье. Новую жизнь балету обеспечил худрук Нижегородского театра Алексей Трифонов, заказавший Алессандро Каггеджи оригинальную концепцию и хореографию спектакля. Премьера продемонстрировала, что этот опыт оказался успешным.

«Я старался сделать балет не только для детей, — рассказал „БИЗНЕС Оnline“ перед спектаклем Каггеджи. — „Золотой ключик“ будет интересен абсолютно всем: и детям, и подросткам, и их родителям, и людям более старшего возраста — каждый найдет в нем что-то свое. Но также мне хотелось создать балет именно для нашего поколения детей. В истории жанра есть много прекрасных детских спектаклей — „Чиполлино“, „Шурале“, „Спящая красавица“, „Щелкунчик“… Но пока я не видел хорошего балета, сделанного именно для современных ребят, затрагивающего их интересы».

Команды постановки и самого театра действительно проявили особое внимание к детям. В фойе для них организовали фотозону с баннерами спектакля, фотографом и гримерами, которые по желанию ребят разрисовывали их блестками. Неподалеку грациозно лавировали феи в тюниках и балетных пачках, угощая юных гостей печеньем «Золотой ключик». Также перед спектаклем все желающие могли попробовать знаменитый лимонад «Буратино».

Папа Карло в спектакле — прогрессивный IT-инженер, создающий Буратино с помощью искусственного интеллекта и щепотки магии Папа Карло в спектакле — прогрессивный IT-инженер, создающий Буратино с помощью искусственного интеллекта и щепотки магии

При всей музыкально-пластической зрелости нижегородская премьера все же ориентирована на подрастающее поколение: знакомый сюжет авторы изящно вписывают в современные реалии. Папа Карло в спектакле — прогрессивный IT-инженер, создающий Буратино с помощью искусственного интеллекта и щепотки магии. Вместо азбуки мальчик получает от отца планшет, от Карабаса-Барабаса сбегает в заброшенный парк аттракционов, а вместо Страны дураков попадает в «Диджиталию» — царство компьютерных бродилок. В новых условиях главный месседж сказки — цени близких и твори добро — предстает в доступной для детей форме: цифровой мир увлекает, но все лучшее происходит с нами в реальности.

Впрочем, увлечение героев современными тенденциями можно понять. Антураж действия не только сделан по последнему слову техники и моды, но и удобен для балета. «Живой» задник видеохудожника Александра Меркушева визуализирует работу передовых машин в мастерской Карло, зеленый пейзаж за окном школы Буратино, луна-парк с иллюминацией, шатрами и чудищами, игровой мир «Диджиталии», где появляются аватары. При этом декорации не загромождают сцену, оставляя артистам простор для танца. А цветной комбинезон Буратино, блестящие трико свиты Мальвины и коротенькие юбочки школьниц от Сергея Илларионова не стесняют движений, подчеркивая работу ног.

«Каждый персонаж в спектакле ищет для себя свободу и находит ее. Это символизирует победу добра над злом» «Каждый персонаж в спектакле ищет для себя свободу и находит ее. Это символизирует победу добра над злом»

«Для меня, как для художника, важна творческая свобода»

Все это делает действие разнообразным и позволяет ему дышать. В беседе с «БИЗНЕС Оnline» Каггеджи подчеркнул, что одной из ключевых тем балета является свобода: «Каждый персонаж в спектакле ищет для себя свободу и находит ее. Это символизирует победу добра над злом. Для меня, как для художника, важна творческая свобода. Когда я ставлю или танцую, то забываю обо всем на свете, и в этот момент по-настоящему счастлив».

Напомним, что одной из причин ухода английского итальянца из театра им. Джалиля как раз стало его желание полноценно развиваться как хореографу. Каггеджи давно мечтал о крупной форме, но в Казани довольствовался лишь концертными номерами и небольшими grand pas к гала-концертам Нуриевского фестиваля (впрочем, небезуспешно: последняя казанская работа Каггеджи — «Сюита Рахманинова» — напомнила казанцам о высоких образцах балетной неоклассики, причислив итальянца к наследникам Джорджа Баланчина). В Нижнем Новгороде же многообещающему хореографу дали карт-бланш, и «Золотой ключик» стал его первым полнометражным спектаклем.

«Уверен, была обоснованная причина»: Казань покидает звездная англо-японская балетная пара

«В этом формате я чувствую себя как рыба в воде, — признался нашему корреспонденту Каггеджи. — В двухактном балете у меня есть больше времени и больше артистов, чтобы выразить свои эмоции, развить сюжет и образы спектакля. Да, я люблю ставить номера, одноактные спектакли и продолжу это делать, но все же большие сюжетные балеты — это мое».

В полновечерней форме Каггеджи стремится сохранить яркую динамику своих миниатюр. Это, безусловно, удалось ему в первом акте, пролетающем в вихре школьных будней, театральных зрелищ и опасных приключений. Второй акт в этом плане пока слегка провисает: сцены с трансформациями носа и бродилками в «Диджиталии» притормаживают действие. Но в праздничном финале хореограф оживляет его балабилем с оригинальными контрастными выходами солистов.

Между бытовыми переделками Буратино с друзьями знакомится с искусством балета и создает театр мечты. Он зарождается уже в прологе спектакля, приоткрывающем балетное закулисье Между бытовыми переделками Буратино с друзьями знакомится с искусством балета и создает театр мечты. Он зарождается уже в прологе спектакля, приоткрывающем балетное закулисье

Театр в театре

Главная же фишка спектакля — в его «метафорическом» сюжете. В перипетии сказки Каггеджи встроил элитарное размышление о театре, танце и пресловутой свободе творчества, которой ему так не хватало в Казани. Между бытовыми переделками Буратино с друзьями знакомится с искусством балета и создает театр мечты. Он зарождается уже в прологе спектакля, приоткрывающем балетное закулисье — разминку у станка, репетицию адажио, дружбу артистов… А воплощается в Театре Солнца, который герои освобождают от консервативного директора-тирана и насыщают ветром перемен.

События сюжета автор грамотно приспособил к нормам балетного жанра с оглядкой на романтический спектакль. Отсюда сквозная идея двоемирия, воплощенная в женских образах. Ирреальный мир представляет фея Мальвина, a la феи Сирени из «Спящей красавицы», земной — Артемина, школьная подруга Буратино. Первая спасает героя от бед, паря над сценой в изящных поддержках. Вторая увлекает его, лихо отплясывая на полу. На премьере в негласной танцдуэли лидировала Елизавета Каназаси (Артемина) с ее техничными стопами и огненными вращениями на пятачке. Утонченная Татьяна Пельмегова же пока местами грешит самолюбованием, несвойственным феям добра.

Кроме воздушной и партерной неоклассики Каггеджи демонстрирует зрителю экзерсисы танцовщиков, анималистическую пластику, броские изобразительные pas и пантомиму, с помощью которых раскрывает сюжет Кроме воздушной и партерной неоклассики, Каггеджи демонстрирует зрителю экзерсисы танцовщиков, анималистическую пластику, броские изобразительные pas и пантомиму, с помощью которых раскрывает сюжет

Удачно подобранные артисты во многом «золотой ключик» к успеху балета. Его очарование рождается в игре танцевальных стилей, которые Каггеджи смело микширует, последовательно и в контрапункте. Кроме воздушной и партерной неоклассики, он демонстрирует зрителю экзерсисы танцовщиков, анималистическую пластику, броские изобразительные pas и пантомиму, с помощью которых раскрывает сюжет (за воплощение поблагодарим гуттаперчевых нижегородских солистов Сюго Каваками (Буратино) и Артема Зрелова (Папа Карло)). Заостренный характерный узор жеста намекает, что скоро Каггеджи может вырасти в большого мастера хореодрамы. А то, что он уже вдумчивый хореограф-музыкант, очевидно с первых минут балета.

С красочной партитурой Вайнберга Каггеджи вступает в паритетный диалог. Он визуализирует театральные темы-персонажи, выполненные автором в стилистике Шостаковича и выпестованные оркестром под управлением Федора Леднева. А адажио наполняет рафинированными танцевальными обобщениями. Все это пришлось по вкусу нижегородской публике, уже приобщившейся к передовым театральным тенденциям: вышедшему на поклоны Каггеджи аплодировали стоя.

Заостренный, характерный узор жеста намекает, что скоро Каггеджи может вырасти в большого мастера хореодрамы. А то, что он уже вдумчивый хореограф-музыкант — очевидно с первых минут балета Заостренный характерный узор жеста намекает, что скоро Каггеджи может вырасти в большого мастера хореодрамы. А то, что он уже вдумчивый хореограф-музыкант, очевидно с первых минут балета

«В Урал Опера Балет» нам очень хорошо»

После первых показов «Золотого ключика» итальянец вернется в Екатеринбург, где с сентября с женой Маной Кувабарой обосновался в театре «Урал Опера Балет». Несмотря на то что супруги тепло вспоминают Казань, очевидно, в новой труппе они действительно счастливы. «„В Урал Опера Балет“ нам очень хорошо, — отмечает Каггеджи. — Каждый спектакль для нас с Маной премьера, даже классический, ведь везде идут свои редакции „Дон Кихота“ или „Лебединого озера“. Мы тщательно готовимся к выступлениям, и, хотя это забирает много энергии, я счастлив, что оказался в замечательной труппе в прекрасном городе, нас тепло принимают зрители. В Екатеринбурге и у меня, и у Маны много спектаклей, и здесь меня не ограничивают как хореографа».

По словам Каггеджи, разговор с руководством «Урал Опера Балет» о постановке там своих спектаклей был сразу после его перехода в труппу. Ближайшая премьера может пройти уже в следующем сезоне. А пока в статусе солистов супруги в Екатеринбурге осваивают передовой балетный репертуар, недоступный им в Казани. Они уже танцевали главные роли в «Снежной Королеве» Вячеслава Самодурова и хореографию Максима Петрова в программе L.A.D. на музыку Леонида Десятникова. Кувабара не смогла приехать на премьеру мужа в Нижний, потому что в эти же дни впервые исполнила титульную партию в «Тщетной предосторожности» Сергея Вихарева, а Каггеджи по возвращении в Екатеринбург дебютирует в партии Меркуцио в «Ромео и Джультетте» Самодурова.