Ныне 70-летний руководитель Мариинки все же стал генеральным директором Большого театра Ныне 70-летний руководитель Мариинки все же стал генеральным директором Большого театра Фото: «БИЗНЕС Online»

Как назначение Гергиева держали в «тайне» две недели

«Вообще не хочу даже слышать о том, что существует Большой театр. Я хочу заниматься симфониями, операми, спектаклями, фестивалями, а не ходить по кабинетам», — говорил Валерий Гергиев в интервью изданию «Газета» в 2002 году. Прошло всего-то 20 с небольшим лет, и ныне 70-летний руководитель Мариинки все же стал генеральным директором Большого театра. В этом качестве его сегодня представили коллективу в Москве вице-премьер РФ Татьяна Голикова и министр культуры России Ольга Любимова.

«Хочу представить нового генерального директора Большого театра — Валерия Абисаловича Гергиева — в связи с тем, что сегодняшний генеральный директор Большого театра Урин Владимир Георгиевич написал заявление по собственному желанию, — сообщила на встрече Голикова. — Прежде чем перейти к представлению Валерия Абисаловича, я хотела бы искренне поблагодарить Владимира Георгиевича за более чем 10-летнюю работу и руководство Большим театром России. За это время на сцене Большого театра и сценах Большого театра поставлено огромное количество прославленных произведений — как опер, так и балетов, которые вошли в золотой фонд российской культуры». Интересно, что сидевший в этот момент рядом Владимир Урин не удостоил вице-премьера, раздававшего ему прощальные реверансы, даже взглядом.

Так завершилась двухнедельная эпопея — новость о назначении гендиректором Большого театра Гергиева появилась еще 15 ноября. Об этом со ссылкой на источники написали ряд СМИ, в том числе «Известия» и РБК. Тогда же появилась информация о планах создать объединенную дирекцию Большого и Мариинского театров. Предполагалось, что о смене руководства в Большом театре объявят на Санкт-Петербургском международном культурном форуме 16 ноября. Но этого не произошло, хотя уход Урина и назначение Гергиева уже стали очевидными.

Так, например, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, комментируя информацию о назначении Гергиева, сообщил, что «есть такой разговор», но никаких решений нет. Тогда же, к слову, он исключил объединение двух театров. Журналистка Ксения Собчак в своем телеграм-канале «Кровавая барыня» написала, что решение о назначении принял лично президент РФ Владимир Путин. «Гергиев возглавит и Мариинку, и Большой. Мои источники говорят, что сам он этого не хотел и отказывался. Потому что Мариинка — большой бренд, там и так все хорошо», — отметила она.

Предполагалось, что о смене руководства в Большом театре объявят на Санкт-Петербургском международном культурном форуме 16 числа. Но этого не произошло, хотя уход Урина и назначение Гергиева уже стали очевидными Предполагалось, что о смене руководства в Большом театре объявят на санкт-петербургском международном культурном форуме 16-го числа. Но этого не произошло, хотя уход Урина и назначение Гергиева уже стали очевидными Фото: «БИЗНЕС Online»

Сам Гергиев не подтверждал информацию, но в интервью журналисту Павлу Зарубину сказал: «Я достаточно занят и не искал возможности работать еще больше, но работать в своей стране мы считаем необходимым, нужным».

17 ноября Forbes сообщил, что Урин написал заявление об увольнении по собственному желанию на имя председателя правительства Михаила Мишустина. Источники издания в Мариинском театре рассказали: «Решение было принято в начале нового театрального сезона в сентябре 2023 года, когда стало ясно, что никто из руководителей культурных институций, подписавших письмо против спецоперации (Урин был среди подписантов), не сохранит свой пост до конца 2023 года».

Наконец, вчера телеграм-канал SHOT написал, что Гергиева официально представят коллективу Большого театра как нового директора 1 декабря. В пресс-службе Большого эту информацию так и не подтверждали. Впрочем, уже поздно вечером музыкальный критик Сергей Буланов опубликовал обращения Урина к работникам театра. «Сегодня я с вами прощаюсь, поскольку сегодня мой последний день работы в Большом театре», — сказал он на видео, снятом после премьеры спектакля «Сын мандарина. Соловей», которая прошла на Камерной сцене театра в четверг вечером.

Ни для кого не секрет, что Путина и Гергиева связывают дружеские отношения. Например, в августе 2020-го в разгар пандемии и закрытых учреждений культуры Мариинский театр неожиданно распахнул двери с разрешенной 50-процентной посадкой и масками для зрителей Ни для кого не секрет, что Путина и Гергиева связывают дружеские отношения. Например, в августе 2020-го в разгар пандемии и закрытых учреждений культуры Мариинский театр неожиданно распахнул двери с разрешенной 50-процентной посадкой и масками для зрителей Фото: kremlin.ru

Путин: «Валерий Абисалович, мы с вами уже об этом говорили…»

Активные разговоры о едином руководстве двух главных театров страны, получающих миллиарды рублей из государственного бюджета, начались в прошлом году по итогам публичного общения Гергиева с главой государства. Дело было в марте 2022-го в ходе встречи с лауреатами премий президента для молодых деятелей культуры.

Путин тогда напомнил: «В свое время у нас была дирекция императорских театров». Она позволяла о главных культурных учреждениях «заботиться соответствующим образом, но и развивать — если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли». После этого глава государства обратился к присутствующему Гергиеву: «Валерий Абисалович, мы с вами уже об этом говорили и раньше: как вы относитесь к такой идее — воссоздать общую дирекцию? Я не говорю, что это какое-то решение, чтобы не было лишних разговоров, но сама по себе идея?»

Тот ответил в общих чертах, что «и Большой, и Мариинский представляют одну из самых могучих музыкальных или театрально-музыкальных традиций на Земле», а объединение усилий «может иметь далеко идущие и самые полноценные благоприятные возможности».

У противников такого решения было как минимум два аргумента. Во-первых, знаменитому дирижеру в мае исполнится 71 год. Во-вторых, Мариинский театр, который он возглавляет, это огромное хозяйство — три зала в Санкт-Петербурге, а также филиалы во Владивостоке и Владикавказе. Одновременно ни для кого не секрет, что Путина и Гергиева связывают дружеские отношения. Например, в августе 2020-го в разгар пандемии и закрытых учреждений культуры Мариинский театр неожиданно распахнул двери с разрешенной 50-процентной посадкой и масками для зрителей.

«Я поддержала идею общего руководства Большого и Мариинского театров еще в марте 2022 года, — написала сегодня у себя в телеграм-канале глава комитета по культуре Госдумы, депутат от РТ Елена Ямпольская. — Валерий Гергиев славится своей энергией, нет сомнений, что дополнительные полномочия ему по силам. Русское оперное и балетное искусство всегда было „золотым запасом“ нашей культуры, наши артисты не должны страдать от попыток „отмены“ на западе. Им надо обеспечить возможность полноценно работать и решать интересные, сложные, разнообразные творческие задачи. С интересом будем наблюдать за художественным курсом Большого при новом руководстве».

За что же пострадал 76-летний Урин, руководивший Большим театром с 2013 года, а в 2022-м подписавший с правительством РФ новый пятилетний контракт? Его заявление по собственному желанию явно было вызвано желанием извне. В целом особых претензий к гендиректору за время его работы не возникало, разве что можно вспомнить громкую историю с балетом «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова. Однако этой осенью медиа вдруг самым активным образом стали освещать знаменитую ежегодную очередь за билетами на новогодний «Щелкунчик», подробно описывая «легкие телесные повреждения», которые периодически получали жаждущие новогоднего балетного праздника.

Как уже было выше сказано, вспоминали и антивоенное письмо, которое в самом начале СВО подписал ряд именитых художников и руководителей культурных учреждений. «Мы призываем всех, от кого это зависит, остановить вооруженные действия, отвести войска и сесть за стол переговоров. Мы призываем к сохранению высшей ценности — человеческой жизни», — говорилось в том документе. Некоторые из подписантов действительно лишились должностей: Андрей Могучий больше не худрук БДТ, Мария Ревякина покинула должность директора Театра Наций, Виктор Рыжаков ушел из худруков театра «Современник»… Впрочем, под этим письмом стояли и подписи Владимира Спивакова, Евгения Миронова, Константина Райкина, которые посты сохранили.

«Большие планы Большого театра, большие планы Мариинского театра со стороны министерства культуры будут всячески поддержаны. Все работы всех цехов, всех заместителей мы также постараемся в этот такой легкий момент турбулентности, перехода быть рядом, вовремя отвечать на все вопросы, подсказывать, быть на связи, помогать и поддерживать», — цитирует РИА «Новости» министра культуры РФ Любимову на сегодняшнем представлении гендиректора ГАБТа. При этом объединять дирекции Большого и Мариинки не стали, они продолжат работать автономно, а во главе обеих будет стоять Гергиев. Последнего в одной публикации уже остроумно окрестили «директором из „Сапсана“».

«Вряд ли Гергиев сам рвался на эту должность, на такие должности в таком возрасте уже никто не рвется. Люди понимают свои силы» «Вряд ли Гергиев сам рвался на эту должность, на такие должности в таком возрасте уже никто не рвется. Люди понимают свои силы» Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

«Ему предлагали, он немножко смущенно притуплял взор при этом, но никогда не возражал»

Эксперты «БИЗНЕС Online» дают разные оценки произошедших сегодня кадровых изменений в руководстве важнейших российских культурных институций.

«Я считаю это очередным отвратительным вмешательством власти в искусство», — в сердцах сказал нашему корреспонденту обозреватель «Московского комсомольца», театровед Александр Минкин.

В свою оерчедь, театральный критик Нияз Игламов призывает не делать скоропалительных выводов. «Валерий Гергиев — это один из выдающихся российских деятелей искусства и организатор театрального процесса, но я испытываю определенные сомнения в том, насколько это возможно — управлять такой большой махиной, — говорит наш эксперт. — Но сейчас в горячке говорить, что у него ничего не получится или, наоборот, что все будет замечательно и гениально, а „Щелкунчик“ сразу станет доступным для всех, я тоже не могу». Игламов предлагает дать Гергиеву год-два, вдруг «он сможет в структурные подразделения поставить правильных и высокопрофессиональных людей».

Кроме того, собеседник «БИЗНЕС Online» считает, что шефа Мариинки уговорили на дополнительную работу. «Я думаю, что все-таки попросили, опираясь на его безусловный авторитет и как общественного деятеля, как музыканта и организатора, — говорит Игламов. — Мне кажется, он просто согласился на это, потому что увольнение Урина произошло внезапно и, конечно, его увольнение не связано с одним „Щелкунчиком“, так просто не бывает. Вряд ли Гергиев сам рвался на эту должность, на такие должности в таком возрасте уже никто не рвется. Люди понимают свои силы».

Однако музыкальный обозреватель Сергей Бирюков считает, что Гергиев хотел этого назначения. «Можно ли эффективно руководить двумя империями сразу? Ну, вероятно, только такой человек, как Гергиев, сможет, — указывает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Я думаю, что он хотел этого назначения. Потому что разговоры об этом я припоминаю еще лет 20 назад. Ему предлагали, он немножко смущенно притуплял взор при этом, но никогда не возражал, насколько мне известно. Мне кажется, тут возникло обоюдное желание. С одной стороны, президент еще 1,5 года назад предложил ему об этом подумать, и он тогда тоже не возразил. Во всяком случае публично он не дал никакого ответа. Когда человек долго не дает ответа, это воспринимается как молчание — знак согласия. Гергиев — человек абсолютно бесстрашный». Опасается он и излишней бюрократизации процессов: «Я вспоминаю Римского-Корсакова, чья последняя опера „Золотой петушок“ так и не была поставлена при его жизни, потому что вопрос запутался в бесконечной бюрократии репертуарной, цензурной и так далее. И великий композитор умер в огромном расстройстве оттого, что около года он не мог получить толкового ответа, ставить оперу или нет».

Что касается творческой политики Большого театра, то Бирюков пока ожидает того, что его афиша будет прирастать огромным репертуаром Мариинки. «Он и так возит к нам свои спектакли, показывая их в полуконцертном виде, но сейчас будем иметь, видимо, полноценные мариинские спектакли в качестве гастрольных на сцене Большого театра, — прогнозирует собеседник нашей газеты. — Что сам Большой театр от этого приобретет, какие новые творческие проекты самого Большого театра появятся, пока не очень ясно».

Не ждет радикальных новшеств и Игламов. «Думаю, изменений в репертуаре сразу ждать не стоит. Нельзя взять и резко сменить весь репертуар, об этом могут говоришь лишь люди, которые плохо себе представляют, что такое Большой театр и его репертуар. Может, уйдут какие-то спорные названия, вокруг которых были дебаты, но так, чтобы тотально репертуар, — я в это не верю. На это просто ни у кого нет ресурсов», — резюмирует театральный критик.