МОБИЛЬНОСТЬ НОМЕРА

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров сообщил вчера в своем микроблоге Twitter, что законопроект об отмене «мобильного рабства» направлен в российское правительство. «Подписал и направил в правительство России законопроект о внесении изменений в закон "О связи" для переносимости номера между операторами», - написал он.

Согласно законопроекту, разрешения органов власти для переноса номера не потребуется (сейчас оно необходимо). Операторы должны будут в течение трех дней обеспечить абоненту такую возможность. При этом операторы должны за свой счет финансировать создание и функционирование базы данных с информацией о таких абонентах. По оценкам экспертов, затраты операторов на модернизацию сетей составят до $400 млн., на создание базы данных - $10 млн., на ее функционирование - $1 млн. ежегодно.

По решению научно-технического совета (НТС) при министерстве, на заседаниях которого детали введения услуги дважды обсуждались, необходимо создать централизованную базу перенесенных номеров, актуальность которой будет поддерживать организация, выбранная на конкурсной основе. Реплики с этой базы могут получать операторы, которые захотят обеспечивать вызовы на перенесенные номера без участия посредников. Кроме того, было решено, что перенос номера можно будет осуществить и в сетях местной фиксированной связи (например, городской): этот пункт также есть в законопроекте.

ДОЛГАЯ ИСТОРИЯ

Поправки в закон «О связи», позволяющие ввести в России переносимость номера при смене оператора, минкомсвязи РФ опубликовало 28 мая. Согласно первоначальному тексту законопроекта, услуга переносимости номера должна быть внедрена в РФ с 1 января 2014 года. Напомним, что разработать предложения по введению в России услуги переносимости номеров в сетях сотовой связи (MNP, Mobile number portability) поручил минкомсвязи в начале апреля глава правительства Дмитрий Медведев. Документ должен был быть подготовлен к 1 июля.

Сама история вопроса уходит корнями в 2005 год. Именно тогда в России начал обсуждаться вопрос введения услуги сохранения номера при смене оператора - в сетях как сотовой, так и фиксированной связи.

Впервые в мире услуга переносимости фиксированных номеров была внедрена в 1995 году в Гонконге, мобильных номеров - в 1997 году в Сингапуре. На сегодня MNP используется в 65 странах, планируется внедрение еще в 20 странах. В США, по данным Стэнфордского института экономических исследований, после внедрения MNP тарифы на услуги связи снизились в среднем на 4 - 4,5%, при этом совокупное снижение расходов абонентов составило около $120 млн. в месяц. В Европе после введения MNP было зафиксировано снижение тарифов на мобильную связь в среднем на 4%, на фиксированную - до 11%.

Когда в апреле в России начала активно обсуждаться идея данного законопроекта, по другую сторону обсуждений выступили сотовые операторы, в первую очередь «большая тройка» - "МегаФон", МТС, "Вымпелком". В пояснительной записке к самому законопроекту говорится, что реализация закона потребует существенных расходов сотовых компаний. "В частности, по экспертным оценкам, суммарные затраты на модернизацию сетей подвижной радиосвязи могут составить до 400 миллионов долларов, а также потребовать дополнительных затрат на реализацию процесса переноса номера", – говорится в документе. Таким образом, операторам придется бороться за каждого своего клиента.

ДОРОГАЯ ЦЕПОЧКА

Представитель оператора МТС в Поволжье Алексей Меркутов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что технически переход от одного оператора к другому с сохранением номера потребует сложной, а следовательно, дорогостоящей цепочки переключения вызова на абонента. «Практика показывает, что большинство абонентов не держится за свой номер и легко меняет не только номер, но и оператора – об этом говорит статистика продаж SIM-карт в 2011 году. Только «большая тройка» продала более 100 миллионов SIM-карт в России, где порядка 140 миллионов жителей. Тех абонентов, которые лояльны к одному оператору на протяжении нескольких лет, удерживает не номер, а интегрированные услуги и сервисы, которые предлагает этот оператор. Один из основных вопросов в реализации инициативы заключается в том, кто станет держателем номерной базы абонентов и как будут регламентированы эти отношения", - рассказал пресс-секретарь компании.

Директор регионального отделения по РТ Поволжского филиала ОАО "МегаФон" Максим Нечеухин видит в новом законопроекте больше плюсов: «Мы считаем, что введение принципа «переносимости номеров» даст больше возможностей нашим существующим и потенциальным абонентам. При этом, по нашим данным, 93 процента абонентов «МегаФона» не планируют менять оператора. С технической точки зрения на данном этапе крайне важно определить схему реализации инициативы, поскольку именно от этого будет зависеть объем капитальных затрат. Со своей стороны мы готовы предоставить всю необходимую экспертизу».

Генеральный директор СМАРТС Александр Курочкин считает, что услуга будет маловостребованной среди населения: «Это очень хороший законопроект, но поражает то, что в нем почему-то выделены в отдельную группу только те, кто пользуется номерами мобильной связи, - рассказал он газете «БИЗНЕС Online». - Но в то же время с социальной точки зрения было бы гораздо правильнее операторов и сотовой, и фиксированной связи объединить. Для абонента нет разницы, как будет сохраняться его номер. Он был, например, абонентом фиксированной связи, а теперь больше вынужден пользоваться мобильной связью, и почему его ограничивают в переносе номера на мобильного оператора? Если использовать закон в такой плоской редакции, то он получится достаточно однобоким. Сейчас еще можно его дополнить переносимостью номера независимо от того, мобильный оператор или фиксированный.

Я полностью поддерживаю географический принцип. Если абонент находится в Казани, то при переезде его в Москву номер перемещаться не должен. География должна быть привязанной, иначе возникнет путаница, которая будет ставить в очень неловкое положение звонящих на этот номер. Абонент звонит из Казани на казанский номер, а выясняется, что человек уже давно пользуется номером на Дальнем Востоке. Он сразу же попадет на дорогой междугородний тариф, к которому не был готов.

Есть еще непроработанная составляющая: сегодня тарифы у всех операторов очень жестко завязаны на звонках внутри сети и на внешних. Абонент СМАРТСа звонит на номер, внешне похожий на СМАРТС, но оказывается, что он попадает на "МегаФон". Соответственно, звонки получаются дороже. Поэтому будет очень много жалоб от населения. Все это нужно будет предусмотреть в законе.

Думаю, что услуга востребованной у населения не будет. Абонентам эта услуга особо и не нужна. Комфортность абонента нисколько не улучшится. Операторы готовы на все, что угодно, но это будет для них еще одним налогом, так же как и налог на универсальную услугу. Это плохо и уменьшает инвестиционную привлекательность российского бизнеса».

«В целом законопроект правильный, но все оценивают его по-разному, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» редактор московского филиала издания Telecom Daily Виктор Логинов. - Один из вопросов – это региональная привязка, но и кроме этого хватает сложностей. Люди, которые меняют оператора или переезжают в другой регион, могут вводить в заблуждение звонящего человека. Звонящие будут терять деньги за международные звонки - это первая проблема. А вторая – безусловно, затраты, которые понесут операторы по дооборудованию своих сетей. Я сомневаюсь, что операторы будут альтруистами и потратят эти деньги из своего кармана, затраты в любом случае отразятся на абонентах.

Положительная сторона закона – свобода от оператора и сохранение номера, к которому человек мог привыкнуть за 10 лет, но есть и отрицательные стороны, в том числе законодательные и пр. Вместе с повышением цен одновременно у всех операторов к ним может прийти ФАС и спросить об одновременном повышении цен. Нюансов много, и закон требует очень тщательной проработки.

Теоретически операторы готовы уже сегодня к внедрению такой услуги, потому что наши сети ничем не отличаются от сетей зарубежных операторов. Понадобится настройка программного обеспечения и коммуникационных маршрутов (маршрутиризация трафика). Чисто технологически работа предстоит больше для программистов, но работа будет емкой, т.к. для наших операторов она новая. Проблема скорее в человеко-часах, которые потребуются на перевод системы на новый формат работы.

Первое время такая услуга будет более чем востребованной, потому что наше население любит пробовать все новое. Они будут гнаться за дешевыми тарифами, сохранив при этом свой номер. Будет отток в сторону дискаунтеров, но думаю, что впоследствии лишь 10 - 15 процентов абонентской базы операторов будут пользоваться услугой. Сначала будет скачок, а затем волна успокоится и завершится крайне небольшим оттоком абонентов».

«ЛУЧШЕ ИМЕТЬ ПОСТОЯННЫЙ НОМЕР ПО ЖИЗНИ»

Татарстанские бизнесмены, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» считают, что сохранение номера при смене оператора очень выгодно для бизнеса.

Леонид Рахимов - генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент»:

- Привязанность номера к сотовому оператору всегда ограничивает конкуренцию. Когда какой-то оператор дает выгодные условия, а твой оператор их не дает, ты не можешь перейти к другому оператору без потери номера. А номер – это же важнее, чем то, как тебя зовут. Это важнее, чем даже ИНН. Чаще люди набирают номера, чем называют людей по имени. Просто обратите внимание, сколько раз вы набираете номер (а при наборе вы ведь все равно его так или иначе произносите, только в другом поле). А теперь можно будет без проблем поменять оператора. Конечно, для операторов это станет нагрузкой, так как именно на сохранении номера был построен бизнес. Если конкурент и предлагал условия лучше, человек боялся потерять определенные контакты при смене номера. Теперь же условия изменятся в пользу людей. Это решение очень и очень актуально. Я, например, ценю свой номер и храню его с 1999 года. Телефонный номер – очень большая ценность. И с того момента у меня как был всегда один номер, так и есть. С двумя симками никогда не ходил. Даже почта у меня зарегистрирована на этот номер.

Ирек Сулейманов - президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

- Сохранение контактов, номеров телефонов, отношений с людьми крайне важно для бизнеса. Даже потеря одного контакта может привести к определенным, даже к серьезным материальным потерям, не говоря уже о временных. Не зря ведь говорят, что время – деньги. От смены оператора меня всегда в первую очередь удерживал тот факт, что я потеряю номер телефона. Для меня эта проблема крайне актуальна, ведь номер телефона – это степень свободы человека. Я всегда задумывался над тем, почему я не могу поменять оператора, оставив номер. Тем более если другой оператор предлагает более выгодные условия.

Наиль Бикмуллин – директор завода строительных материалов Bikton:

- Законопроект очень разумный и приятный для бизнеса. У меня была такая ситуация. Было два телефона, один принадлежал МТС, второй - "Билайну". То есть изначально один номер был для одного бизнеса, другой - для второго. И я изначально предполагал, что одна из компаний будет основной, поэтому в основном и предлагал один номер. Потом от услуг одного из операторов я решил отказаться в пользу второго. Хотя изначально всем говорил, что останется тот номер, которым я в итоге перестал пользоваться. А перестал пользоваться потому, что другой оператор предложил крайне выгодные корпоративные условия. Во-вторых, оператор в одном из регионов нашей работы не предоставлял качественную связь. А ведь тот другой, уже неиспользуемый, номер я передавал многим партнерам, особенно иногородним, по своему основному бизнесу. В результате очень долгое время нужные люди не могли меня найти. И я даже не знаю, может, до сих пор кто-то не нашел, хотя хотел мне предложить выгодное сотрудничество. Потом я был вынужден всех обзванивать… Сейчас бы я сохранил тот номер, который потерял, и просто перевел бы на другую компанию.

Михаил Скоблионок - владелец сети отелей «Регина» в Казани:

- Это очень выгодно, потому что номер указывается в визитках, а визитки раздаются тысячам людей, в том числе и иностранным партнерам. Лучше всего по жизни иметь постоянный номер, а то до людей не дозвонишься, даже когда им это срочно надо по работе. Возьмите все руководство нашей республики, которые каждый год меняют телефонные номера. А он тебе нужен! Вот и приходится тебе потом его искать заново.

Азат Хаким - председатель совета директоров авиакомпании «Тулпар Эйр»:

- Все партнеры, как правило, привыкают к одному номеру. У меня, например, номер более десяти лет, и я его не собираюсь менять. Думаю, это очень удобно. Иногда бывает, что записал номер человека, у которого есть для меня очень хорошее бизнес-предложение, а он или я его не можем найти. Несколько раз были такие случаи, которые касались очень крупных бизнес-проектов. Партнеры ведь звонят напрямую и на личный номер, а не ищут через другие пути. Искать – это всегда куча времени и энергии.