1. В этом году Казанская православная духовная семинария отмечает свое 300-летие. Следуя наказам президента РТ Рустама Минниханова, праздник велено было отметить достойно и на широкую ногу. Поэтому, можно сказать, неслучайно к этой дате приурочили и сегодняшний V форум православной общественности, и ряд других церковных мероприятий. Одно из них — открытие уникальной выставки «Созерцание», что состоялось накануне в национальной художественной галерее «Хазинэ».

  2. Выставку в честь 300-летия Казанской семинарии открывал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, а компанию ему по удивительному стечению обстоятельств составил генконсул Ирана в Казани Давуд Мирзахани (на фото слева).

  3. Экспозицию разместили на первом этаже художественной галереи сразу в четырех залах. По словам организаторов, выставочный фонд составил не менее 180 экспонатов, или, лучше сказать, произведений искусства.

  4. Перед официальным открытием почетные гости первым делом прогулялись по выставке и ознакомились с экспонируемыми произведениями. Получилось это несколько скомканно, как минимум потому, что пропустили первый зал. Хотя именно там разместили самые древние на выставке экспонаты.

  5. Это произведения мастеров живописи и графики XVIII–XIX веков из фондов Музея изо РТ: уже неоднократно выставляемые известные гравюры c видами Казани и Свияжска Турнерелли Э., Турина В.С., Рудакова А.Г., Раковича А.Н., казанские иконы XVIII столетия и христианскую резную скульптуру XIX века (на фото). Возможно, осматривать эту часть выставки было «не с ноги» — зал оказался заставлен стульями для участников одной из секций научно-богословской конференции, которая проводится в эти дни в преддверии все того же V форума православной общественности.

  6. Знакомство с выставкой проходило уже со второго зала, где разместили довольно внушительную коллекцию предметов церковного и светского искусства. Среди них были многочисленные иконы современных мастеров, ставшие, по словам организаторов экспозиции, прямым доказательством жизни легендарной казанской иконописной школы.

  7. Прямого отношения к Казанской семинарии выставленные иконы, пожалуй, не имели (по крайней мере, этого внятно не смогли объяснить нашему корреспонденту организаторы), не считая разве что величавого образа архангела Михаила. Эту икону (на фото) привезли из стен семинарии, куда ее несколько лет назад передали в дар мастера Московской духовной академии.

  8. Из других произведений искусства этого зала — несколько церковных предметов, выполненных мастерами золотошвейной мастерской Романовых (Сергиев Посад). В их числе праздничные митры (на фото)…

  9. …и красивейшие покровцы (матерчатые элементы церковной утвари), также выполненные столичными золотошвейками.

  10. Особый интерес вызвала огромных размеров картина с изображением сцены освящения патриархом Московским и всея Руси Кириллом воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери. Написана эта картина маслом была некоей Полиной Илюшкиной пару лет назад. Настолько красочной получилась работа, что гости никак не могли пройти мимо.

  11. Детали поражали. Казалось, что смотришь не на картину вовсе, а на реальную фотохронику событий двухгодичной давности — столь четкими были черты лиц участников того дня, вплоть до людей на заднем плане. Одно только выдавало художественную задумку автора от действительной картины — лик митрополита Феофана, не дожившего до открытия Казанского собора лишь нескольких месяцев. В картине увековечили его вклад в дело воссоздания уникального храма. Кстати, так совпало, что накануне исполнилось ровно три года с его кончины, в этот же день патриарх Кирилл отмечал свой 77-й день рождения и к этому же дню, 20 ноября, приурочили 300-летие семинарии.

  12. Следующий зал посвятили целиком собору Казанской иконы Божией Матери. Его роспись воссоздавалась по архивным фотографиям и описаниям, во время чего у художников студии Вячеслава Пахомова накопилось немало эскизов.

  13. Все эти наброски (каждый из которых — отдельное произведение искусства) сохранили и теперь выставляют в художественной галерее.

  14. До последнего, четвертого, зала выставки «Созерцание» гости не дошли — в момент их визита там также проходила одна из секций научно-богословской конференции. Возможно, и хорошо, что не дошли. «В церковном искусстве так — что-то мы можем внести в храм, а что-то не можем, то есть это может быть картиной, но не может быть иконой», — уже после отметил в беседе с журналистами митрополит Кирилл.

  15. Дело в том, что костяк экспозиции последнего зала составили уже исключительно современные художественные произведения. Выполнены они были на религиозные мотивы, но не до конца подчинявшиеся церковным (иконописным) канонам.

  16. Удивительно, но, как показалось нашему корреспонденту, именно эти работы вызвали наибольший интерес среди посетителей из числа духовенства.

  17. Мирян же больше заинтересовали иконы.

  18. Для них экскурсоводы устроили отдельный тур.

  19. Вдоволь прогулявшись по выставке, почетные гости выступили перед собравшимися с небольшими напутственными словами. Митрополит Кирилл в них отметил, что очень рад тесному сотрудничеству с минкультом РТ, ГМИИ, нацмузеем, которые так любезно делятся своими экспонатами вроде «Паммакаристы» в храме Сергия Радонежского или подлинной ризы с первоявленной Казанской иконы Божией Матери. Выставку «Созерцание» владыка назвал также приятным подарком к 300-летию семинарии со стороны представителей светских властей.

    Тех, можно сказать, представляла директор «Хазинэ» Розалия Нургалеева (на фото). Она поблагодарила владыку в ответ и пригласила всех желающих посетить новую выставку. Действовать она будет вплоть до 14 января.

  20. Уже после всей официальной части митрополит Кирилл в беседе с журналистами поделился своим мнением о выставке. Владыка отметил, что выставили далеко не все экспонаты, что есть в архивах как церкви, так и музейщиков. В частности, могли бы показать ювелирные изделия, другие примеры золотого шитья и различных иконописных школ. По словам митрополита, именно примеры иконописи привлекли его внимание больше всего на выставке.

    «Но даже в иконописи здесь достаточно мало, так скажем, разнообразия, хотя этого разнообразия в сегодняшней иконописи гораздо больше. Ее можно было бы сделать шире. Но сделали своими маленькими силами… — отметил владыка Кирилл. — Для того чтобы показать всю широту, палитру возможностей сегодняшнего церковного искусства… Это не составит большого труда, это можно сделать чуть более ярче. Вот эта (в третьем зале выставкиприм. ред.) композиция интересна, потому что здесь собраны подлинники эскизов, сами эскизы восстановления Казанского собора. Это вот, знаете, как в храме Христа Спасителя: ты идешь, а там — эскизы того, как он строился. Важно, что это сохранилось, это интересно. И там тоже интересно, но могло быть чуть лучше».