Роза Ахмадиева – ректор Казанского государственного института культуры Роза Ахмадиева — ректор Казанского государственного института культуры Фото: Сергей Елагин

В Казани ждут топовых дизайнеров Центральной Азии с мастер-классами

«Культура — это не только песни и танцы. Наши студенты сегодня развивают креативные индустрии и ведут проекты в инжиниринговом центре, участвуют в международных цифровых форумах, модных показах и открывают свои стартапы», — говорит ректор Казанского государственного института культуры Роза Ахмадиева.

Напомним, этой осенью студентка 4-го курса КазГИКа Наиля Бурганова представила коллекцию «Навруз» на международной неделе моды Aspara Fashion week (AFW) в Таразе (Казахстан). А затем 21-летняя дизайнер продемонстрировала эту же коллекцию в Швеции, Стокгольме и Милане на International Fashion Award, проходившем в рамках Миланской недели моды.

«Наиля первая из наших воспитанников, кто поехал на модные показы за рубеж, — отмечает Роза Ахмадиева. — Но по другим направлениям — хореография, вокал, театральное искусство — студенты активно участвуют в международных конкурсах и фестивалях, эти поездки оплачивает институт. Они возвращаются оттуда вдохновленными, полными новых идей».

В AFW вуз принимает участие третий сезон подряд, и в этот раз делегация вернулась с мощным фидбеком. Была достигнута договоренность о сотрудничестве КазГИКа и трех известных представителей индустрии дизайна из Центральной Азии. Это «Асыл-Дизайн» и Дом моды «IRINA NABOKO» из Казахстана, а также арт-галерея «Human House gallery», которая продвигает и успешно монетизирует традиционные узбекские ремесла. Официальное подписание договоров с ними, а также с Центром моды Республики Беларусь и Евразийским международным университетом (РФ) состоялось 10 ноября на Международном форуме «Содружество моды» в Санкт-Петербурге.

«Мы будем сотрудничать в области народных художественных промыслов, текстильного дизайна, направлять наших студентов на стажировку, — пояснил декан факультета инноваций и традиций народной художественной культуры КазГИКа Расых Салахов. — Эти бренды успешно работают в индустрии не один десяток лет, их основатели, главные дизайнеры — в том числе Ирина Набоко, Айдархан Калиев, Лола Сайфи — готовы и сами приезжать в Казань с мастер-классами, обучать наших ребят бизнесу в реальном секторе экономики».

КазГик готовит студентов завтрашнего дня — уже находясь в институте, они должны понимать, как зарабатывать в сфере культуры КазГИК готовит студентов завтрашнего дня — уже находясь в институте, они должны понимать, как зарабатывать в сфере культуры Фото: Сергей Елагин

В Инжиниринговом центре студенты готовы ночевать

КазГИК готовит студентов завтрашнего дня — уже находясь в институте, они должны понимать, как зарабатывать в сфере культуры. Поэтому в рамках всех образовательных программ — от вокалистов и хореографов до музеологов — есть модуль по продвижению продукта. Свои первые коллекции и проекты молодые люди разрабатывают на базе вузовского Инжинирингового центра.

Как появился этот центр? В 2021 году вуз подал заявку на грант национального проекта «Наука и университеты» и единственный среди российских институтов и университетов культуры вошел в десятку победителей, получив 100 млн рублей на создание центра. Сегодня в его составе находятся три научно-экспериментальные лаборатории — по художественной обработке древесины, по художественной керамике и по дизайну костюма, также есть виртуальный тренажер по интерпретации декоративно-прикладного искусства народов Поволжья и студия экспериментального проектирования.

Увлеченные студенты видят, что их усилия приносят осязаемые результаты Увлеченные студенты видят, что их усилия приносят осязаемые результаты Фото предоставлено пресс-службой КазГИКа

Увлеченные студенты видят, что их усилия приносят осязаемые результаты. Именно в Инжиниринговом центре прокачивала свои компетенции покорившая мировые подиумы Наиля Бурганова. Ее наставником выступил ведущий этно-дизайнер Татарстана Султан Салиев — КазГИК привлекает к процессу обучения внештатных преподавателей, которые имеют богатый профессиональный опыт. Только над эскизами работа продолжалась около двух лет, и по итогу руководство вуза предложило студентке отправить эскизы вместе с заявкой на Aspara Fashion Week. После того как организаторы AFW проявили интерес, в вузе закипела работа по пошиву коллекции — в распоряжении начинающего дизайнера было современное швейное оборудование (например, 3D-сканер, который позволяет снимать точные мерки с фигуры за несколько секунд). А в создании изысканной вышивки, ставшей изюминкой костюмов из Татарстана, принимали участие опытные педагоги-технологи. Две коллекции одежды с национальным колоритом были отшиты за 7–8 месяцев, сейчас в процессе подготовки находится третья.

«Мы всячески поддерживаем инициативы наших студентов, всесторонне помогаем им проявить себя, будь то творческих конкурс или бизнес-стартап» «Мы всячески поддерживаем инициативы наших студентов, всесторонне помогаем им проявить себя, будь то творческий конкурс или бизнес-стартап» Фото предоставлено пресс-службой КазГИКа

От фельт-терапии до мусульманской парикмахерской

«Мы всячески поддерживаем инициативы наших студентов, всесторонне помогаем им проявить себя, будь то творческий конкурс или бизнес-стартап. Преподаватели помогают им с развитием бизнес-идей и подачей заявок на гранты, — подчеркивает ректор КазГИКа. — Прямо сейчас у нас обучаются 12 ребят, которые получили гранты по миллиону рублей на развитие своего бизнеса. Только в прошлом году студенты вуза выиграли поддержку грантов на 8 миллионов рублей».

Одна из этих студентов-«миллионеров» — Наиля Ахмадуллина, победитель Всероссийского конкурса 2022 года «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства. Вместе со своей однокурсницей Зайнап Хаертдиновой они получили миллион рублей на развитие бизнес-проекта «Джамалт — искусство татарского шамаиля».

Шамаиль — настенное панно с изображением святых мест, а также с афоризмами и изречениями из Корана. По традиции текст наносили краской на стекло — с помощью трафарета или кальки. Под него подкладывали тонко раскатанную смятую фольгу, что создавало эффект мерцания и блеска. Готовое изделие вставляли в рамку. Это называлось технологией джамалт — его искусство в наши дни почти забылось. В КазГИке сумели его не только возродить, но и модернизировать.

Попробовать создать декоративное панно уже на основе современных информационных технологий студенткам предложил их научный руководитель Расых Салахов. «У нас на факультете инноваций и традиций народной художественной культуры студенты проходят подготовку по многим аспектам декоративно-прикладного творчества, учатся вышивать, ткать, посуду расписывать и превращать эти умения в востребованный продукт, — говорит наставник. — Мы придумали, как можно упростить процесс изготовления украшения. Стекло заменили прозрачным пластиком. А вместо рисунка создаем изображение в графическом редакторе».

«Отрадно, что мы уходим от узкого понимания культуры как нечто застывшего, достигнутого, как результата определенных творческих усилий, — резюмирует ректор КазГИк Роза Ахмадиева «Отрадно, что мы уходим от узкого понимания культуры как нечто застывшего, достигнутого, как результата определенных творческих усилий», — резюмирует ректор КазГИка Роза Ахмадиева Фото: Сергей Елагин

Руководитель помог девушкам оформить заявку на грант, которая была одобрена, и сегодня они параллельно учатся в магистратуре и развивают свое предприятие, в перспективе — выпускать на основе джамал не только декоративные панно, но и мебель, предметы быта.

На факультете инноваций еще пять студентов успешно реализуют гранты на стартапы. Так, Диана Зарипова придумала проект «Волга войлок». Это досуговый онлайн-центр, который будет проводить занятия для снятия разного типа стрессовых расстройств посредством научно признанной технологии арт-терапии войлоковаляния — фельт-терапии. А Максим Курчатов предложил идею мужской мусульманской парикмахерской с собственным сайтом для онлайн-записи клиентов. Сейчас победители проходят первый этап регистрации предприятий.

Вдохновиться на новые идеи теперь можно и в «Музее декоративно-прикладного искусства народов Поволжья», который открылся в сентябре в КазГИКе и был презентован в рамках проведения международного форума Kazan Digital Week. Здесь можно увидеть кухню и быт народов Поволжья в оцифрованном варианте. Это сохраняет аутентичность экспонатов, позволяет передавать их из поколения в поколение в том виде, в котором предметы были у наших предков. Музей открыт к посещению не только для студентов, но и для всех жителей и гостей Казани. В нем будут проводиться мастер-классы по созданию костюмов, керамики и деревянных изделий.

«Отрадно, что мы уходим от узкого понимания культуры как нечто застывшего, достигнутого, как результата определенных творческих усилий, — резюмирует ректор КазГИка Роза Ахмадиева. — Современная креативная экономика не может быть успешно освоена вне культурного поля и постоянного повышения уровня индивидуального развития. Сейчас становится все более очевидным, что культурная модернизация должна не только сопровождать все реформы, но и стать главной основой дальнейшего развития нашего общества».