Наиля Зиннатуллина напомнила, что задачей было — создать «отдельное место» для общения учителей, наставников со школьниками и студентами Наиля Зиннатуллина напомнила, что задачей было создать «отдельное место» для общения учителей, наставников со школьниками и студентами Фото: «БИЗНЕС Online»

«Есть ряд ограничений территории — это и сети, и небольшая глубина»

В минувшую субботу Институт развития городов РТ и «Проектная группа 8» собрали в Присутственных местах Казанского кремля архитекторов, педагогов, представителей министерств и ведомств, а также горожан, чтобы обсудить предварительный проект сквера Учителя. За четыре часа несколько десятков человек должны были высказать свои идеи о том, как должен выглядеть и чем следует наполнить сам сквер, а также интерактивный павильон, который планируют в нем разместить.

Открыла семинар директор фонда «Институт развития городов Республики Татарстан» Наиля Зиннатуллина. Она напомнила, что решение об открытии на набережной Казанки еще одного общественного пространства — сквера Учителя — принял президент РТ Рустам Минниханов, оно приурочено к уходящему Году педагога и наставника. Задачей было создать «отдельное место» для общения учителей, наставников со школьниками и студентами. В августе прошла презентация проекта в IT-парке им. Рамеева, в преддверии августовского совещания работников образования и науки. Тогда же стало известно, что сквер площадью 0,72 га разместится между экстрим-парком «Урам» и детским парком набережной Казанки. Помимо интерактивного павильона, там появятся амфитеатр, зона для интерактива, арт-объекты и другое.

«Но большой вопрос: что должно там происходить, кто является его главной целевой аудиторией? Каким должно быть пространство, чтобы оно было максимально удобным, комфортным, чтобы любой учитель смог провести там мероприятие или чтобы школьники могли проявить себя в этом пространстве?» — заявила на открытии семинара Зиннатуллина.

Сквер площадью 0,72 га разместится между экстрим-парком «УРАМ» и детским парком набережной Казанки. Помимо интерактивного павильона, там появится амфитеатр, зона для интерактива, арт-объекты и другое Сквер площадью 0,72 га разместится между экстрим-парком «Урам» и детским парком набережной Казанки. Помимо интерактивного павильона, там появятся амфитеатр, зона для интерактива, арт-объекты и другое Фото: Евгения Иванова

Слово взял министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин. Он напомнил, что в рамках Года педагога в республике создается музей образования на базе КФУ (закончить проект планируется к концу текущего учебного года), а также готовятся к печати книги по истории образования в Татарстане на русском и татарском языках. После Ильсур Гараевич перешел к скверу и отдельно остановился на памятнике, одном из элементов проекта. Министр сразу обозначил: вопрос, каким должен быть памятник, обсуждался заранее, но с предложенными вариантами он не согласен.

«Были первые встречи, молодежь по-другому видит [памятник] — как некий символ, зовущий молодых людей вперед. Я же считаю, что там должен быть классический памятник Учителю, женщине, чтобы каждый из нас, проходя по набережной, мог сказать спасибо своему первому педагогу. Может, рядом будет интерактивный павильон, где можно получить какую-то информацию, или сквер. Но пусть между парком „Урам“ и Нацбиблиотекой появится памятник Учителю», — высказался министр.

Ильсур Хадиуллин сразу обозначил: вопрос, каким должен быть памятник, обсуждался заранее, но с предложенными вариантами он не согласен Ильсур Хадиуллин сразу обозначил: вопрос, каким должен быть памятник, обсуждался заранее, но с предложенными вариантами он не согласен Фото: tatarstan.ru

Присутствующим презентовали предварительный проект самого сквера. Ведущий архитектор отдела развития общественных пространств Института развития города Дарья Семко рассказала, что ядром будет является площадь с амфитеатром, а также интерактивный павильон «Белем» площадью около 300 кв. метров.

«Есть ряд ограничений территории — это и сети, и ее небольшая глубина. Нам был важен контекст места, поэтому мы обратили внимание на ландшафт — сам павильон утопает в холме, чтобы не перегружать Кремлевскую набережную», — рассказала Семко, перелистывая слайды презентации.

«Есть ряд ограничений территории — это и сети, и небольшая глубина территории. Нам был важен контекст места, поэтому мы обратили внимание на ландшафт — сам павильон утопает в холме, чтобы не перегружать Кремлевскую набережную» «Есть ряд ограничений территории — это и сети, и ее небольшая глубина. Нам был важен контекст места, поэтому мы обратили внимание на ландшафт — сам павильон утопает в холме, чтобы не перегружать Кремлевскую набережную» Фото: Евгения Иванова

Помимо скульптуры учителя, в сквере предлагается разместить несколько арт-объектов, которые «поведут» горожан к павильону. Один из вариантов — арт-объект «Книги».

«Это наша прикидка, первое видение павильона. Пока мы видим какой-то многофункциональный зал, возможно, учебные классы, туалет, технические помещения», — пояснила Семко во время презентации.

«Это — наша первая прикидка, первое видение павильона. Пока мы видим какой-то многофункциональный зал, возможно — учебные классы, туалет, технические помещения» «Это наша прикидка, первое видение павильона. Пока мы видим какой-то многофункциональный зал, возможно, учебные классы, туалет, технические помещения» Фото: Евгения Иванова

«Вы можете сесть за парту и сфотографироваться. К сожалению, это весь интерактив»

В рамках первого этапа проектирования были осуществлены предпроектные исследования. Они включали в себя проведение фокус-групп и глубинные интервью с представителями креативных индустрий, молодежных организаций и педагогами. Управляющий партнер «Проектной группы 8» Дмитрий Смирнов рассказал о том, как разработчики проекта изучали мнения людей и аналогичные будущему скверу Учителя места.

Смирнов показал примеры таких пространств в разных городах РФ, отметив, что все они примерно похожи и что ему не хочется, чтобы казанский проект «был сведен к скульптуре».

«Подобные скульптуры устанавливаются во многих городах России. Вот „свежачок“ из Самары, есть Орловская область. Эта скульптура, кстати, интерактивная. Вы можете сесть за парту и сфотографироваться. К сожалению, это весь интерактив, который предполагается», — под смешки из зала отметил Смирнов.

Своей задачей проектанты видят создать в Казани что-то принципиально новое, интерактивное, но подглядеть не у кого — подобных проектов в России просто нет. После выступила магистр социокультурной антропологии, специалист по соучаствующему проектированию Наталия Фахрутдинова, которая рассказала о результатах социологического исследования. Чтобы понять, каким должен быть сквер в целом и наполнение интерактивного павильона в частности, команда проектировщиков опросила 40 человек — учителей, директоров школ, самих учащихся.

Что хотели увидеть горожане? Во-первых, и молодежь, и респонденты постарше хотели увидеть в сквере как раз классическую скульптуру учителя с тем самым «скучным» интерактивом, партой например, чтобы можно было сделать фото.

Что касается павильона, то учителя хотят видеть в нем помещение для обмена опытом и общения, школьники — место, где они смогут почувствовать себя учителями и комфортно готовить школьные проекты. Родителям нужно пространство для неформального общения с педагогами, место, где можно получить консультации по родительству или, например, ускоренные курсы школьной программы для взрослых, чтобы было проще делать с детьми уроки.

Что касается павильона, то учителя хотят видеть в нем помещение для обмена опытом и общения, школьники — место, где они смогут почувствовать себя учителем и комфортно готовить школьные проекты Что касается павильона, то учителя хотят видеть в нем помещение для обмена опытом и общения, школьники — место, где они смогут почувствовать себя учителями и комфортно готовить школьные проекты Фото: Евгения Иванова

«Каждый рубль, который мы тратим, должен быть «почему-то»

С таким «багажом» знаний участники семинара приступили к работе в группах, целью было выбрать из множества вариантов наполнения сквера и павильона наиболее удачные. Собранные после часового воркшопа идеи будут проанализированы и обобщены. Как пояснила директор фонда «Институт развития городов Республики Татарстан» Зиннатуллина, задачи развития территории и идеи по наполнению здания, которые сформулируют участники семинара, станут основой техзадания на проектирование интерактивного павильона.

«Мы будем смотреть на инфраструктуру, наполнение. Потому что каждый рубль, который мы тратим, должен быть „почему-то“, а не просто потому, что „давайте положим брусчатку, поставим скамейку и разойдемся на этом“», — резонно отметила она. Зиннатуллина также подчеркивает, что по результатам воркшопа предварительный проект сквера может быть изменен практически полностью, если так решат жители.

«Конфигурация павильона вряд ли поменяется, поскольку тут мы ограничены и существующим променадом по набережной, и сетями за павильоном. Это уже зафиксированная, максимально возможная площадь» «Конфигурация павильона вряд ли поменяется, поскольку тут мы ограничены и существующим променадом по набережной, и сетями за павильоном. Это уже зафиксированная максимально возможная площадь» Фото: Евгения Иванова

«Конфигурация павильона вряд ли поменяется, поскольку тут мы ограничены и существующим променадом по набережной, и сетями за павильоном. Это уже зафиксированная максимально возможная площадь. Но то, каким он будет внутри, мы будем определять вместе с архитекторами-проектировщиками после анализа результатов воркшопа. Что касается прилегающей территории, если мы поймем, что на ней будет проводиться сразу большое количество мероприятий разной направленности для разных групп людей, то, возможно, и поменяется конфигурация помещений и перед павильоном. Тот образ скульптур, который вынесен на обсуждение, это просто образ, коррективы могут быть внесены», — сообщила Зиннатуллина.

Что будет дальше? По словам Зиннатуллиной, итоговый эскизный проект со всеми доработками, который уйдет в работу проектировщикам, может быть представлен в начале следующего года. После будет подготовлена проектно-сметная документация, сквер начнут строить.

«За 2024 год мы должны справиться с этой задачей. Тем более ежегодно у нас проходит „августовка“ (традиционное августовское совещание работников образованияприм. ред.). Думаю, что к данному мероприятию мы либо приурочим запуск этого проекта, либо он уже будет функционировать», — подытожила Зиннатуллина.