ЗАДАЧА №1 . ГИДРОКРЕКИНГ-2013

Самая приоритетная задача для нового генерала ТАНЕКО и его команды – это доведение до конца строительства комплекса гидрокрекинга в 2013 году. Это нужно для того, чтобы носить гордое звание «нефтеперерабатывающий» завод, а не установка ЭЛОУ-АВТ-7, переводящая качественную девонскую нефть (а не высокосернистую карбоновую) на печное топливо (из 5 млн. т нефти изготовлено 1,5 млн. т печного топлива). Простая продажа такого количества нефти на внутреннем рынке по средним ценам 2011 года дала бы выручку в $1,9 миллиарда. Поэтому гидрокрекинг, повышающий глубину переработки, нужен ТАНЕКО как можно быстрее.

ЗАДАЧА №2. ВОЗВРАЩЕНИЕ «БЛУДНОГО» ГИДРОКРЕКИНГА

Эта задача - тактическая. Парадоксально, но установка гидрокрекинга в феврале 2011 года была ТАНЕКО продана самой "Татнефти" по цене 7,9 млрд. рублей. ТАНЕКО оплачивает лицензионные платежи по лицензии гидрокрекинга СHEVRON по 140 млн. рублей ежегодно. Т.е. права пользования технологией у одного юридического лица, а установка - у другого. В дальнейшем, видимо, установка будет передаваться в ТАНЕКО по аренде. Но вот устроит ли это кредиторов или новых будущих акционеров? Загадка… Как было уже сказано, завод без гидрокрекинга и риформинга (об этом дальше) - это уже просто первичная возгонка нефти. Странная конфигурация, требующая от Алехина переформатирования.

ЗАДАЧА №3. ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С МОЩНОСТЬЮ НПЗ

На протяжении всего периода строительства несколько раз «на ходу» менялась концепция (конфигурация завода) и мощность. Так, инфраструктура завода (факельная установка, резервуарные парки, эстакадное хозяйство) построена с расчетом даже на нефтехимический цикл, но из расчета нефтепереработки 7 млн. т в год. А мощность запускаемой установки гидрокрекинга спокойно «переварит», помимо действующей установки, еще 1,5 дополнительных установок ЭЛОУ-АВТ-7. Т.е. рассчитана на переработку как минимум 14 млн. т нефти в год. А это, как ни крути, строительство рядом еще такого же нового завода (такие же масштабы), что в свете проблем «затраты-сроки» выглядит довольно проблематичным. Неясно также и с пропускной системой продуктопроводов, а также железнодорожных путей, построенных на средства Инвестфонда (7 млн. т или 14?). Непонятны также уже существующие сложности с логистикой. Все это требует нового переосмысления, чтобы окончательно расставить все точки над i.

ЗАДАЧА №4. ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С КОНФИГУРАЦИЕЙ ЗАВОДА

В декабре 2005 года консультант проекта Foster Wheeler France представила концепт-дизайн будущего завода:

  1. Блок первичной переработки на 7 млн. т в год.
  2. Комплекс глубокой переработки на 3,5 млн. т в год.
  3. Нефтехимический завод.

Одобрение этот план получил в начале 2006 года, сроки были обозначены так: переработка должна была быть запущена в 2009 году, нефтехимия – в 2010 году. Стоимость проекта была оценена в $3,2 млрд. со сроком окупаемости в пять лет. Сейчас про нефтехимию и блок глубокой переработки (подобной той, что запускает ТАИФ-НК) уже не вспоминают – дай Бог дожить до простого топливного производства. Но под совокупность всех трех заводов проектировалась и была изготовлена инфраструктура и были закуплены лицензии по соответствующим процессам. Судите сами, по лицензиям ТАНЕКО оплатил в 2009 году 3,4 млрд. рублей, в 2010 году - 3,4 млрд. рублей, а в 2011 году - уже все 3,5 млрд. рублей. По ряду лицензий вопросов нет – они используются или на подходе. Но завод продолжает платить, например, по лицензии BASEL (производство полипропилена) 0,7 млрд. ежегодно, или по лицензии La Seda (производство ПЭТФ и ТФК) тоже 0,7 млрд. рублей ежегодно, или по лицензии UOP (производство ЛАБ) по 1 млрд. рублей ежегодно, и т.д. и т.п.

А ситуация с будущим риформинга выглядит еще более запутанно. Оплачены, изготовлены и перевезены из Кореи гигантские установки риформинга (по лицензии UOP). Но в свете начавшегося строительства завода "этиленника-миллионника" на "Нижнекамснефтехиме" в 2016 году, которое базируется на предположении, что весь производимый прямогонный бензин ТАНЕКО будет уходить на потребности этого завода, трудно вообще сказать о будущем риформинга (а значит и производства товарного бензина) на ТАНЕКО. А начали они эту стройку наверняка при гарантиях поставок.

Так что и здесь нужна ревизия, отсекание лишнего (если нужно) и четкое видение будущего. У прошлой команды оно, судя по всему, было туманным.

ЗАДАЧА №5. СДЕЛАТЬ НОРМАЛЬНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

В настоящее время работу ТАНЕКО довольно тяжело даже анализировать, и этому есть несколько причин.

  1. ТАНЕКО работает по давальческой схеме. Поставка и сбыт продукции ведется "Татнефтью". Из экономической истории нашей страны видно, что экономика работающего на «толлинге» предприятия - это «работа за еду». Понятно, что это сделано с целью не показывать убытки от начального периода работы, но в свете того, что "Татнефть" вместе с ТАНЕКО образовали в начале этого года единую группу налогоплательщиков, работа ТАНЕКО, как обычного обособленного предприятия, будет приносить той же "Татнефти" налоговые преференции по налогу на прибыль. А с нашим бюджетом можно как-нибудь договориться…
  2. Часть производственных мощностей (та же установка гидрокрекинга) находится на балансе "Татнефти". Это ненормально для нефтеперерабатывающего завода как цельного организма.
  3. Перечисленные выше проблемы ведут к тому, что и кредиторы, и потенциальные покупатели акций рассматривают НПЗ как внутренний цех "Татнефти". С таким подходом трудно будет продать кому-либо акции, потому что экономика проекта непрозрачна. А планы у "Татнефти" по продаже части акций ТАНЕКО озвучивались.