ДЕЛО ПРОТИВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Вчера стало известно о том, что демонтажом подвесных линий связи в Татарстане заинтересовалась федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ведомство возбудило дело в отношении правительства республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции». Об этом говорится в размещенном на сайте ФАС пресс-релизе.

Основанием для возбуждения дела стали принятые правительством республики распоряжения (первое, кстати, еще в 2010 году) по поводу переноса подвесных и воздушно-кабельных линий связи в подземные коммуникации. Так, согласно одному из документов, эти работы действующие на территории республики операторы должны завершить в срок до 31 декабря этого года.

ФАС не исключает, что данные распоряжения могут создать необоснованные препятствия для деятельности операторов связи, использующих волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) для оказания услуг связи жителям республики. А также поставить одних операторов в преимущественные условия по сравнению с другими. Например, тех, кто имеет собственные линейно-кабельные сооружения. В результате эта ситуация «может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг связи», - делает вывод ФАС.

Согласно релизу, данное дело, которое назначено к рассмотрению на 4 июля, было возбуждено еще 5 июня. Однако по каким-то причинам огласке оно было предано только сейчас.

В пресс-службе ФАС России газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что дело в отношении правительства Татарстана было возбуждено «на основании обращения операторов». Правда, чуть позже уточнили, что жалобу подали все-таки не операторы, а ассоциация кабельного телевидения России (АКТР).

«ДАВАЙТЕ ПОДХОДИТЬ КО ВСЕМ С ОДИНАКОВОЙ МЕРКОЙ»

Исполнительный директор АКТР Ирина Ушакова подтвердила газете «БИЗНЕС Online», что дело обстояло именно так.

«На нас вышел один из членов нашей ассоциации из Татарстана и обрисовал ситуацию. Мы обратились в ФАС», - рассказала она.

Имя обращавшегося Ушакова не назвала: «Пока мы не будем называть. Зачем? Это касается не одной какой-то компании – там целая группа операторов».

К слову, согласно размещенной на сайте АКТР информации, в числе ее вице-президентов значатся топ-менеджеры операторов, представленных в Татарстане и не раз упоминавшихся в числе тех, от кого власти республик настоятельно требуют побыстрее решить вопрос с переносом навесных линий связи под землю. В частности, это гендиректор ЗАО «Эр-Телеком холдинг» Андрей Семериков, а также директор по развитию регионального бизнеса ОАО «МТС» Дмитрий Багдасарян.

«Вице-президентов у нас много», - отметила исполнительный директор АКТР. «Проблемы у «Эр-Телеком холдинга (в Татарстане прим. ред.) точно есть и у МТС тоже», - в то же время признала она.

Более того, по словам Ушаковой, эта проблема имеет не только татарстанское происхождение: «Зачем говорить только о них? У нас и в Москве такая же проблема с «воздушками». Мы по этому вопросу обращались и в мэрию Москвы. Сейчас это идет по всей стране».

Исполнительный директор АКТР сказала газете «БИЗНЕС Online», что дело не в сжатых сроках переноса подвесных линий связи, а «в принципе»: «Если сети построены на законных снованиях, власти не имеют права требовать их переноса».

«Мы согласны с тем, что висящие провода в какой-то мере портят вид городов. И операторы готовы привести свои сети, даже те, что построены на законных основаниях, в должный вид. Но, простите, там провода не только кабельных операторов – и МЧС, и других организаций. Поэтому давайте подходить ко всем с одинаковой меркой», -отметила она.

Впрочем, предвосхищать исход разбирательства в ФАС исполнительный директор АКТР не стала. «Все, что мы сейчас имеем, размещено на сайте антимонопольной службы. Посмотрим, как будут развиваться события».

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями в пресс-службы министерств связи РФ и РТ, а также лично к Николаю Никифорову, в бытность которого министром связи РТ и была начата масштабная компания по борьбе с «лапшой», однако на момент публикации материала их позиция не была нам известна.

ОБКАТАЛИ НА ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Между тем, как отмечает в своем релизе ФАС, дело в отношении правительства Татарстана - уже второе аналогичное в ее практике за последнее время.

Так, не далее как 17 мая антимонопольщики признали нарушителем закона о конкуренции (пункты 1, 2 части 1 статьи 15 закона «О защите конкуренции») администрацию Екатеринбурга, принявшую постановление «Об ограничении размещения волоконно-оптических линий связи на опорах наружного освещения и контактной сети на территории города».

Ушакова отрицает, что в случае с Екатеринбургом дело в ФАС также инициировала ассоциация: «Это была не наша инициатива. Хотя мы с этим случаем тоже знакомы. Это жаловались непосредственно операторы из Екатеринбурга».

Так же, как и в Казани, в целях улучшения эстетического облика Екатеринбурга местные власти утвердили график демонтажа существующих навесных линий связи, а муниципальным структурам запретили впредь заключать с операторами новые договоры. Согласно постановлению, демонтажу подлежали все волоконно-оптические линии связи вне зависимости от того, правомерно или нет они были размещены.

ФАС тогда возбудила аналогичное татарстанскому дело. Опросила 25 местных операторов связи и пришла к выводу, что эти действия содержат признаки ограничения конкуренции, так как могут привести к сокращению числа операторов (из-за демонтажа линий связи некоторые из них вынуждены будут прекратить свою деятельность). Не говоря уже о том, что при перемещении кабелей связи и их демонтаже оказание услуг связи потребителям приостанавливается, что влечет экономические потери компаний и риски потери абонентской базы. Кроме того, в результате переноса сетей стоимость услуг для конечного потребителя увеличится на 35% и более.

В результате ФАС признала администрацию Екатеринбурга нарушившей закон «О защите конкуренции» и предписала ей прекратить нарушение. За его невыполнение в срок предусмотрена административная ответственность. К слову, при рассмотрении екатеринбургского дела позиция минкомсвязи России полностью совпала с позицией антимонопольной службы.

РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ И УНИВЕРСИАДЫ

Как известно, в Татарстане вопрос переноса навесных линий связи операторов в подземную канализацию активно лоббировал нынешний министр связи и массовых коммуникаций России Никифоров. Напомним, до своего назначения 21 мая этого года министром связи РФ он занимал двойной пост в Татарстане - вице-премьера и министра информатизации и связи.

Активную работу по переводу навесных линий в подземную канализацию он начал в 2010 году. Однако встретил сопротивление операторов связи. По итогам 2011 года в подземные кабельные коммуникации было переведено лишь 376 км (12%) подвесных линий связи, в этом году до конца декабря предстоит перенести более 2,5 тыс. километров.

В марте на совещании у президента РТ Рустама Минниханова Никифоров сообщил, что антилидером по подвесам оказался «Эр-телеком». Из 1240 км кабелей у него под землю ушло лишь 15 км, а также подписано соглашение на перевод дополнительных 93 километров. Компания ТВТ (и МТС), владеющая 1178 км сетей, под землю перевела 151 км, а вот соглашений на перевод последующих километров не подписала. Порция критики досталась также «Вымплекому» и бывшей телекоммуникационной «дочке» «Татнефти» - «ТатАИСнефть». После чего Минниханов заявил: «Кабели топором рубить и все, пусть потом судятся».

МТС «ПОДВЕЛА» ПОКУПКА ТВТ

Вчера в филиале ОАО «МТС» в Татарстане – а это одна из компаний, к которой в связи с переносом подвесных линий связи неоднократно высказывались претензии, от официальных комментариев отказались. Однако ранее пресс-секретарь МТС в Поволжье Алексей Меркутов сообщал газете «БИЗНЕС Online», что компания в 2011 году в рамках совместной работы с министерством информатизации и связи республики переместила 100% оптико-волоконных кабелей, а это порядка 157 км, в канализационную систему Казани. В Набережных Челнах МТС еще в 2010 году построила собственную канализацию, куда сразу были помещены все новые линии связи. Новое строительство ВОЛС, по его словам, осуществляется сразу с использованием подземных коммуникаций.

Однако, эти показатели несколько подпортила покупка МТС ОАО «ТВТ».

«После приобретения компании ТВТ группа МТС намерена начать масштабную программу по переносу ВОЛС в собственные существующие канализации, арендованные и вновь построенные», - отмечал пресс-секретарь.

«Разумеется перенос линий связи под землю предполагает большие затраты, чем при строительстве транспортных сетей по воздуху. Однако мы понимаем, что это повышает их надежность и, что немаловажно, улучшает внешний облик города», - при этом признавал он.

ТАТАРСТАНУ НЕ ВПЕРВОЙ

К слову, ранее ФАС уже грозила правительству Татарстана разбирательством по поводу ограничения им конкуренции.

Так, в апреле 2009 года СМИ со ссылкой на руководителя федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева сообщали, что ведомство возбудило против правительства Татарстана дело в связи с тем, что республика вводила «дополнительные барьеры, мешая ввозу алкогольной продукции на свою территорию».

Тогда разбирательство против правительства Татарстана в ФАС было начато с подачи ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, ее членами являлись 24 работающие в России торговые компании). Речь шла о ситуации, сложившейся в республике с начала 2009 года - Госалкогольинспекция Татарстана прекратила прием заявок на сертификацию ввозимой в республику водки. В качестве причины была названа «необходимость уточнения сведений, зафиксированных в ЕГАИС» и содержащихся в сопроводительных документах.

В результате этих мер в оптовых компаниях зависла мертвым грузом алкогольная продукция на многие миллионы рублей. В самих оптовых компаниях называли сумму в 150 - 180 млн. рублей. Оптовики тогда полагали, что Госалкогольинспекция действует в интересах местного монополиста ОАО «Татспиртпром», доля которого на рынке республики падала.

Предпринятый властями маневр помог поправить это положение.

Однако, затем ФАС оговорилась, что дело в отношении правительства республики возбуждать в итоге не стала – предложила ему «устранить нарушение в добровольном порядке».

Газета «БИЗНЕС Online» будет внимательно следить за спором ФАС и властей РТ по поводу переноса навесных линий связи под землю.