Накануне на конференции «Пассажирские перевозки по речным магистралям России: новый импульс развития» глава миндортранса Татарстана Фарит Ханифов поделился планами республики по межрегиональным перевозками на 2024-й, по восстановлению речных маршрутов и увеличению пассажиропотокаФото: Алексей Белкин

Уровень воды в Нижнекамском водохранилище поднимут к 2030 году

Прошедшая накануне в Москве конференция «Пассажирские перевозки по речным магистралям России: новый импульс развития» в рамках международного форума «Транспорт России» оказалась богата на заявления в связи с Татарстаном в частности и Поволжьем в целом. Темами заседания стали развитие пассажирских перевозок по внутренним водным путям, создание межрегиональных операторов перевозок, тенденции развития круизного и городского пассажирского судоходства, возможности судостроительной отрасли.

Сессия началась с приветствия председателя комиссии Госсовета РФ по направлению «Транспорт», главы Республики Бурятия Алексея Цыденова. «Речные перевозки по нашей красивой стране — это то, что нужно нашим людям, — сказал он. — Потому то, что обсуждается сегодня, даст возможность россиянам пользоваться всеми преимуществами рек, озер и природы страны». Цыденов подчеркнул, что вопросы речных перевозок находятся под пристальным контролем президента РФ Владимира Путина, который в 2023 году дал несколько поручений по этому поводу.

Замминистра транспорта РФ Александр Пошивай напомнил, что речной транспорт включен в транспортную стратегию России до 2030-го. Всего в стране эксплуатируется 2 728 пассажирских судов, а за 9 месяцев 2023 года объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом вырос на 17,6% и составил 9,4 млн человек.

Замминистра транспорта РФ Александр Пошивай напомнил, что речной транспорт включен в транспортную стратегию России до 2030 года Замминистра транспорта РФ Александр Пошивай напомнил, что речной транспорт включен в транспортную стратегию России до 2030 года Фото: «БИЗНЕС Online»

В основном его выступление касалось единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части страны, общая протяженность которой составляет 6,5 тыс. километров. «Это самая грузонапряженная часть водной системы России», — подчеркнул Пошивай. Для ее развития необходимо устранение лимитирующих участков. На данный момент выделено три таких участка: на Волге, Дону и Каме — устранение участка на последней реке касается непосредственно Татарстана.

Узким местом Нижнекамского водохранилища является участок от Воткинского гидроузла до Сарапула протяженностью 68 км, заявил Пошивай. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день гарантированная глубина судового хода здесь составляет всего 3,3 м, когда должна быть не менее 4 м, обозначил чиновник. «При увеличении глубины до 4 метров прогнозируемый грузопоток к 2030 году составит 8 миллионов тонн», — отметил он перспективы. Кроме того, это обеспечит возможность круизным судам дойти до городов Удмуртии и Пермского края даже в самые маловодные годы.

Пошивай не озвучил этого вслух, но на слайде презентации был обозначен путь решения проблемы — подъем уровня Нижнекамского водохранилища. Вопрос уровня воды в татарстанских реках этим летом стал особенно острым для республиканских транспортников. Сброс воды из Куйбышевского водохранилища снизил уровень Волги до 50 м по Балтийской системе, что привело к обмелению реки: суда стали садиться на мели, пассажирский транспорт не мог подойти к причалам некоторых населенных пунктов. В Татарстане начали бить тревогу еще летом, но только в начале ноября вопрос дошел до обсуждения в Госдуме РФ, где депутат от республики Азат Ягафаров предложил варианты решения проблемы, в том числе повышение уровня Нижнекамского водохранилища до уровня 64 м по Балтийской системе.

Володин плачет о высохшей Волге: «Так не пойдет! 80 миллионов человек касается этот вопрос!»

Татарстан оказался на передовой развития скоростных речных пассажирских перевозок

Далее Пошивай перешел к статистике перевозок внутренним водным транспортом. В 2022 году по всей стране эта цифра составила 9,1 млн человек, более 77% от которых составляют транспортные, социально значимые перевозки, 17% — экскурсионно-прогулочные и 4% — туристические. Согласно транспортной стратегии России, к 2030 году объем перевозок по воде должен составить уже 19 млн человек, для чего нужно построить 360 единиц пассажирского флота.

Для развития речных магистралей 27 октября 2023-го минтрансом РФ была создана комиссия по развитию скоростных пассажирских перевозок по водным путям России, рассказал замминистра. В состав комиссии вошли представители минтранса, минэкономразвития, Росморречфлота, субъектов РФ, а также отраслевых ведомств, судоходных, судостроительных компаний и профильных образовательных учреждений. Первое заседание состоялось 14 ноября.

Согласно транспортной стратегии России, к 2030 году объем перевозок по воде должен составить уже 19 млн человек, для чего нужно построить 360 единиц пассажирского флота Согласно транспортной стратегии России, к 2030 году объем перевозок по воде должен составить уже 19 млн человек, для чего нужно построить 360 единиц пассажирского флота Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан оказался среди трех регионов – участников первого этапа реализации проекта наряду с Нижегородской областью и Республикой Чувашия. «Эти субъекты имеют судоходные компании, которые активно развиваются в области скоростных пассажирских перевозок», — объяснил Пошивай. По его словам, речные маршруты в этих регионах по времени пути сопоставимы с другими видами транспорта, а где-то даже быстрее авто- и железнодорожного транспорта. 75% пассажиров судов по Волге путешествуют с туристическими целями, заявил Пошивай, поэтому за ними будет приоритет.

Как следует из представленного замминистра слайда, маршрутная сеть первого этапа проекта скоростных пассажирских перевозок по водным путям пролегает от Городца в Нижегородской области до Ульяновска. В задачи проекта входит развитие новых туристических направлений, мультимодальных пассажирских перевозок, разгрузка автомобильных и железных дорог.

Осуществляться перевозки будут тремя судоходными компаниями: «Водолет» (Нижний Новгород), «Чебоксарский речной порт» и «Флот РТ». В их распоряжении уже 11 единиц скоростного речного флота, еще два суда спустят на воду в 2024 году, но все еще останется потребность в 18 единицах. Пошивай уверен, что АО «Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева» (Нижний Новгород) и ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. Горького» способны построить необходимое количество судов за два года. Имеются и производственные мощности для строительства 10 мобильных причалов, добавил замминистра.

Напомним, в начале этого лета Республика Татарстан учредила АО «Флот РТ» для перезагрузки речных перевозок в регионе. Компанию возглавил Роман Лизалин, капитан судна «Арабелла», пришедшего на помощь тонущему теплоходу «Булгария». Этим летом флот АО пополнился двумя новыми судами на подводных крыльях «Метеор-2020», еще два таких же должны поступить в следующем году — видимо, их и имел в виду Пошивай.

«К 2030-му хотим, чтобы все уже блестело!»: как Ханифов и Лизалин собрались поднимать речной «Флот РТ»

«Мы поставили себе планку в 2025 году достигнуть полумиллиона пассажиров»

Фото: скриншот с выступления Фарита Ханифова

Глава миндортранса Татарстана Фарит Ханифов в начале выступления поделился планами республики по межрегиональным перевозками на 2024-й, по восстановлению речных маршрутов и увеличению пассажиропотока. «По водному транспорту Республики Татарстан мы поставили себе планку в 2025-м достигнуть полумиллиона пассажиров. Нынешний год мы будем заканчивать цифрой 365 тысяч», — сказал Ханифов. Отметим, что в своем докладе замгубернатора Нижегородской области Сергей Морозов сообщил, что сейчас пассажиропоток речных перевозок в его регионе составляет 645 тыс. человек в год, так что Татарстану есть на кого равняться.

Фото: скриншот с выступления Фарита Ханифова

«Задача поставлена: взять всю нашу причальную инфраструктуру на ремонт, реконструкцию. Мы такую работу провели», — продолжил Ханифов. В эксплуатации региона сегодня находится 13 судов, 11 дебаркадеров и 7 причальных стенок. В планах на 2024-й отремонтировать те суда, до которых «не доходили руки» (ежегодно будут ремонтировать пять судов). Во-вторых, обновление скоростного флота — это «задача номер один». «Два суда „Метеор-2020“ горьковского завода мы приобрели, на очереди [приобрести] еще два в 2024-м и два в 2025 году», — озвучил планы Ханифов.

До 2030 года расписан и ремонт дебаркадеров, причем к починке уже приступили. Особое внимание — причальной инфраструктуре. Так, в Чистополе решено построить новый причал — объект будет запущен в 2024-м, в Болгаре причальную стенку реконструируют и удлинят, а в 2024–2025 годах причальная стенка появится в Набережных Челнах.

Фото: скриншот с выступления Фарита Ханифова

«Флот РТ» планирует охватить маршруты от Нижнего Новгорода до Самары и Уфы

«Кроме социальных перевозок, туристических, мы сразу же рассматриваем вопросы грузовых перевозок по Волге и Каме. А также сводим наши маршруты с помощью единого республиканского оператора с железнодорожными перевозками и перевозками автобусов», — отметил глава министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ.

Первым этапом в развитии сети перевозок станет маршрут Казань – Ульяновск. Пробные поездки, которые состоялись этим летом (а скоростные суда не ходили между двумя городами два десятка лет), «отработали неплохо», сказал Ханифов. «Мы посчитали время в пути всех наших маршрутов, себестоимость. В частности, Казань – Ульяновск выиграл по времени железнодорожные перевозки (электричку). Если ж/д — это пять часов, то по реке мы ходим менее четырех. Стоимость билетов тоже сопоставима», — привел пример глава ведомства.

Фото: скриншот с выступления Фарита Ханифова

Упомянул он и «уже сложившийся маршрут», «очень востребованный рейс» Чебоксары – Казань, по которому ходят чувашские скоростные суда «Валдай». Маршрут, заверил Ханифов, «ходит под завязку». Напомним, в октябре «Флот РТ» провел пробный рейс в данном направлении уже на собственном судне «Метеор-2020».

Что касается вояжей по Каме, здесь планируется возродить туристические и социальные перевозки по маршруту Нижнекамск – Елабуга – Набережные Челны, где есть «очень интересный» проход через плотину, рассказал спикер. По Каме в этом году прошел пробный рейс до Сарапула, куда водные суда не ходили более 30 лет. Время в пути и до Челнов, и до Сарапула — 3,5 часа.

Еще одно новаторство — рейс Нижний Новгород – Казань. Этот маршрут, отметил Ханифов, «предложили коллеги из Нижнего Новгорода», к которому Татарстан с «удовольствием подключается». Напомним, что первый рейс нижегородский «Метеор» в Казань совершил 21 октября.

Отдельно поблагодарил Ханифов Нижний Новгород и за то, что руководство Волжского государственного университета водного транспорта решило помочь с «кадровой комплектацией»Фото: Алексей Белкин

«Здесь хотелось бы обратить внимание, что количество времени в пути (а это почти 10 часов) все-таки ставит задачу, чтобы мы где-то останавливались. То есть через четыре часа, максимум через пять давали возможность нашим туристам, пассажирам выйти. Затем заменить пакет туристов новой группой и вести дальше. Такой челночный вариант разрабатывается, он несложен в исполнении, с туристическими агентствами мы эту работу проводим. Здесь можно запускать и встречные маршруты», — прокомментировал министр.

Отдельно поблагодарил Ханифов Нижний Новгород и за то, что руководство Волжского государственного университета водного транспорта решило помочь с «кадровой комплектацией». «Университет предложил новый подход, который бы позволил сократить сроки подготовки наших специалистов на год с лишним. Это очень для нас актуально. Потому что кадровый вопрос на судах, на речных перевозках мы никакими мигрантами не решим», — добавил Ханифов.

Упомянул министр и уже «отработанный маршрут» Казань – Ульяновск, который будет действовать со следующего года прямо с начала навигации. А вот маршрут Ульяновск – Самара пока находится «на втором этапе», в режиме проработки: из-за продолжительности пути более 10 часов миндортранс РТ также предлагает делать в Ульяновске перезагрузку туристических групп.

Здесь должно быть описание
Фото: скриншот с выступления Фарита Ханифова

Кроме того, в плане проработать маршрут Набережные Челны – Сарапул – Пермь — это 617 километров. Здесь тоже будут перевалы, т. к. время в пути — 12,5 часа, пояснил министр. «Ну и наши соседи по Белой — Уфа. Сегодня нами этот путь еще не пройден. На следующий год попробуем сходить. Посмотрим, что у нас получится. Время в пути также 12 часов», — резюмировал министр.

«Верфи не загружены»

О чем еще говорили на конференции? Уже упомянутый Морозов поделился планами Нижегородской области на развитие судоходства по Волге. Директор по стратегическим проектам дептранспорта Москвы Ольга Морозова рассказала о городских маршрутах и новых электросудах, которые появились в столице этим летом. Генеральный директор туристического оператора «Водоходъ» Ришат Багаутдинов поведал об опыте своей компании в области речных круизов и попросил рассмотреть субсидирование государством не только строительства новых судов, но и ремонта старых. То, как государство уже помогает увеличивать флот за счет лизинговых программ, стало темой выступления замгендиректора Государственной транспортной лизинговой компании Владимира Добровольского.

Не обошлось и без разговора о «Великом волжском пути» — по видеосвязи о проекте рассказал председатель комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев. По его словам, за два года существования идеи, несмотря на заинтересованность регионов, проект не сильно продвинулся и пробуксовывает на федеральном уровне.

«Красной линией через все выступления проходит одно — нет судов, нет условий, чтобы резко масштабировать их строительство», — выделил он основную проблему. По его мнению, в стране нет единого подхода к развитию речного транспорта. «Пессимисты говорят, что эти разговоры длятся 10 лет, а результатов нет. Я оптимист и думаю, что обсуждение проблем станет почвой для решительных, прорывных мер», — уверен народный избранник. Также Тарбаев рассказал, что за последнее время побывал на нескольких судостроительных заводах. «Верфи не загружены, — поделился он наблюдением. — Они строят по четыре корабля в год, хотя в советское время строили по одному в месяц».

Тарбаев заверил, что Госдума РФ готова всячески содействовать законотворчеству для реализации «Великого волжского пути»: например, рассматривается вопрос введения НДС 0% для круизного туризма. «Развитие речного туризма позволит перераспределить нагрузку с южных регионов, даст россиянам возможность отдыхать не только у моря, но и у рек», — как бы подытожил он идею всей конференции.