11.jpg

Застройщик пытался опротестовать снос дома в различных инстанциях, но безрезультатно

ЭКСКАВАТОРНОЕ ТОРЖЕСТВО ПРАВОСУДИЯ

Сегодня казанские власти разрубили «гордиев узел» проблемы строительства под видом индивидуального жилья многоквартирных домов. Причем, в прямом смысле слова – в Кировском районе начался снос одного такого дома. Когда корреспондент «БИЗНЕС Online» прибыл на место событий, экскаваторным ковшом на глазах зевак и соседей, а также представителей застройщика и судебных приставов уже разбивали перекрытия многоэтажного дома. Точнее – пытались разбить. «Строили, по-видимому, хорошо, на века», - комментировали приставы.

Ольга Конева – начальник отдела кировского отделения судебных приставов, старший судебный пристав рассказала нам, что сносят дом по адресу ул. Красного химика, 12а по решению суда, на основании исполнительных документов. При этом само решение суда было принято еще в прошлом году. Однако весь год застройщик пытался опротестовать его в различных инстанциях. Но безрезультатно.

- Было возбуждено судебное производство. Изначально было решение запретить должнику строить этот объект. Когда должник его все же возвел, суд вынес второе решение, где обязал должника снести указанное незаконно возведенное строение самостоятельно. Поскольку должнику давалось время добровольно исполнить решение, а он этого не сделал, были применены административные меры – штрафные санкции. Должник не исполнил решение суда. Он был надлежаще уведомлен, чтобы это решение суда исполнить, сейчас проводятся уже исполнительные действия, меры принудительного характера. Мы самостоятельно разбираем его дом ввиду того, что самостоятельно должник его не снес, - заявила пристав.

04.jpg
Владельцы отказались добровольно разобрать постройку, чтобы хотя бы сохранить стройматериалы

ЗАСТРОЙЩИКА ПРЕДУПРЕЖДАЛИ НЕОДНОКРАТНО

По словам Коневой, исполнительное производство было возбуждено еще в июне 2011 года. Однако на протяжении года должник периодически обращался во все уполномоченные органы, в прокуратуры, в суды, и везде решение суда было оставлено без изменения на момент совершения исполнительных действий. «Определения суда о приостановлении исполнительного производства не имеется. А со стороны взыскателя не поступило ходатайство об отложении исполнительных действий», - заметила она. Должник и взыскатель – физические лица. И формально дом строила не компания. По словам Коневой, должник начал строить дом, а его сосед подал иск сначала о незаконности постройки. А затем, когда строение уже было возведено, еще и иск о его сносе. Как заявила пристав корреспонденту «БИЗНЕС Online», связано это было с тем, что изначально «разрешение выдавалось на индивидуальный жилой дом, а мы имеем в нашем случае многоквартирный жилой дом (три этажа плюс мансарда, - ред.)».

Приехали приставы в довольно большом количестве – видимо, опасаясь препятствий со стороны дольщиков, тех, кто уже приобрел квартиры в строящемся доме. Однако дольщиков на месте не оказалось. Как не было и «должника» (были некие его «представители и друзья», однако от комментариев они отказывались). Со стороны должника препятствий, впрочем, судебным приставам, по их словам, оказано не было. Зато за сносом дома с удовлетворением наблюдал «взыскатель» - хозяин соседнего коттеджа.

«МЕНЯ ПРОБОВАЛИ ЗАПУГАТЬ. НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ…»

Расих Сунгатов, подавший заявление в суд о незаконности строения многоквартирного дома, заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сделал это, потому что «не хотел, чтобы этот дом был построен»:

- Во-первых, потому, что расстояния между нашими домами недостаточно. Во-вторых, это не индивидуальная постройка оказалась, а многоквартирный дом. Там 14 квартир. Тут не положено такой дом строить! Владелец сначала сказал, что строит, мол, коттедж, для сына своего. Потом он начал строить второй дом, вот, соседний (Сунгатов показывает на рядом стоящий аналогичного размера дом, выходящий прямо на улицу Красного химика, - ред.). По другому дому не я сужусь, а другой сосед, бабай, один суд выиграл он уже. В моем случае, когда сосед первый этаж поднял, вышло решение приостановить стройку. Нет, он продолжал строить! Вышло еще одно решение суда, и он быстро начал строить соседний дом! С такими же, кстати, нарушениями. Казанский исполком и суды - все наши сторону приняли. Победа за нами, законным путем всего мы добились. Хотя меня пробовали даже запугать. Не получилось у них. Я же тоже не один…

==video653==

СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ В ЛЖЕКОТТЕДЖЕ – 1 МЛН. 400 РУБЛЕЙ

По словам Сунгатова, хозяйка обоих домов – некто Варисова. Впрочем, второй, соседний, дом пока сносить не собираются. Конева заметила нам, что пока решения о сносе другого дома нет, но «как поступит решение, так будем заниматься». Судебный процесс по нему идет, и дольщикам похоже имеет смысл хотя бы начинать беспокоиться… Пока сносили дом, остановилась мимо проезжавшая машина. Обеспокоенная девушка поделилась с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что мама ее уже успела купить через риелтора квартиру в доме рядом с тем, что сегодня пошел под снос («Миллион четыреста уже заплатили!») Судебные приставы на все ее вопросы отвечали лишь, что исполнительное производство по другому дому пока не наступило, и переадресовывала к представителям «должника», которые также отказывались от комментариев.

12.jpg

Расих Сунгатов, подавший заявление в суд о незаконности строения, заявил, что сделал это, потому что «расстояния между нашими домами недостаточно»

ОБИЖЕННЫЕ ЗАСТРОЙЩИКИ ГРОЗЯТ ПОСТРОИТЬ НА МЕСТЕ СНЕСЕННОГО ДОМА ДЕВЯТИЭТАЖКУ

Впрочем, один мужчина, представившись «таким же дольщиком как и вы» заявил, что «надзор они «продавят» (видимо, имеется в виду Госстройнадзор, - ред.), и дом снести не дадут»: «А деньги за снос другого дома уже ни с кого не стребуешь. Не с этого же дагестанца (имеется в виду Сунгатов, - ред.)! Мы его лучше в асфальт захороним!», - бросил он в сердцах (тем самым нечаянно обнаружив, что имеет прямое отношение или к владельцу, или к застройщику злосчастного дома, - ред.). Мужчина пообещал снести дома соседей-сутяг, а на их месте и месте разрушенного дома выстроить вообще девятиэтажку. «Четыре миллиона ведь в трубу!» - выматерился он. По его словам, строительство обошлось даже в большую сумму, а 4 млн. - это лишь частичная стоимость стройматериалов. Конева резонно заметила ему, что предлагала владельцу домов самому разрушить строение и «хотя бы забрать и затем продать стройматериалы» еще в пятницу, однако он отказался.

05.jpg
Представители застройщика обещали «захоронить в асфальт» тех, кто инициировал судебное дело

ЕЩЕ В ПРОШЛОМ ГОДУ ДЕНЕГ НА СНОС В МЭРИИ «НЕ БЫЛО»

Судебные приставы отказались назвать фамилию владельца дома. Однако как выяснила газета «БИЗНЕС Online», помимо Варисовой, в деле фигурирует (или фигурировала) еще одна фамилия. На сайте казанского исполкома в перечне выданных разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства можно найти имя Варисовой, которой выдано соответствующее разрешение на индивидуальную застройку по адресу ул. Красный химик, 12а Кировского района, на участок площадью 611 кв. метров, дом 6, корп.1, кв.1. Правда выдано оно 29 июня 2011 года. То есть, тогда, когда строительства, если верить Сунгатову, уже шло полным ходом.

На том же сайте можно обнаружить и обращение соседей незаконной постройки о том, что возле их домов, расположенных «в зоне индивидуальных застроек было начато коммерческое строительство многоэтажного жилого дома по адресу: ул. Красного химика, 12а, с многочисленными нарушениями требований строительных норм». При этом «не имелось разрешения на строительство, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы, строительство велось по типовому проекту без привязки к участку, а также без привязки к существующим жилым домам, а на момент начала строительства даже не были оформлены документы на земельный участок». В обращении фигурирует уже другой человек – некий Данил Якимов, который на тот момент (14 октября 2011 года) всячески скрывался от судебных приставов. В обращении также указывается, что в соответствии с судебным решением дом должны были снести еще 8 августа 2011 года. И тогда та же Конева жителям, якобы, заявляла, что «денег в бюджете на такие работы нет, и не предвидятся, если хотите, сносите за свой счет». Как объясняли в мэрии, рычагов воздействия у них на приставов и прокуратуру нет. В ответе на обращение первого замруководителя исполкома Азат Нигматзянова, кстати, уже фигурировала Варисова. И отмечалось, что разрешение даже на строительство индивидуального жилого дома было выдано «в результате представления О.А. Варисовой заведомо подложных сведений – в частности, не предполагается выдача разрешения на строительство уже фактически построенного объекта».

КАК ЗАПУСКАЛИ КОНВЕЙЕР ПО СНОСУ ТАУНХАУСОВ

Похоже, соседям многоквартирного дома стоит благодарить за снос дома также двух людей – начальник управления градостроительных разрешений Казани Альберта Салихова, одним из первых в конце прошлого года заговорившем о проблеме и президента РТ Рустама Минниханова, который охарактеризовал проблему не иначе как «мошенничество». Только после этого дело сдвинулось с мертвой точки. Напомним, на ноябрьском совещании в столичной мэрии Салихов разоблачил новую мошенническую схему – по его словам, на периферии Казани в поселках и зонах малоэтажного строительства под видом индивидуального жилья начали строить настоящие многоквартирные дома. Причем строить без всяких экспертиз и разрешений – пользуясь дырой в законодательстве. На законных основаниях приобретается участок под индивидуальное жилое строительство (ИЖС), оформляется разрешение на строительство индивидуального жилого дома. А далее умельцы пользуются тем, что градостроительное законодательство не требует от застройщика согласования индивидуального проекта, если дом не превышает трех этажей. Тогда Салихов заявил, что «права пользователей смежных участков грубо нарушаются – завышение планировочных отметок влечет затопление соседнего домовладения, нарушаются нормы инсоляции, требования пожарной безопасности, создается нехватка парковочных мест, площадок для сбора мусора, происходит перегрузка инженерных сетей - техусловия выдаются для индивидуального жилого дома из расчета проживания одной семьи, а фактически на приобретенных долях жилой площади проживают десятки семей…» При этом рычаг воздействия на недобросовестных собственников слабенький: штраф от 2 до 5 тыс. рублей

18.jpg
Прокурор РТ Кафиль Амиров предложил возложить на инициаторов строительства расходы на снос и рекультивацию территории

По закону такие дома подлежат сносу – но добиться этого непросто. Суд обязывает застройщика снести постройки за счет собственных средств. Владельцы объектов благополучно скрываются, а квартиры тем временем продаются – и местами люди начинают заезжать в них, не подозревая, с какими проблемами им предстоит столкнуться. Любопытно, что еще в ноябре Салихов упоминал дом в Кировском районе, обращая внимания на то, что суд в апреле 2011 году обязал Якимова снести самовольно построенный многоквартирный жилой дом на участке для индивидуальной жилой застройки по ул. Красного химика, 12а. Однако Якимов, заметил он, «скрывается, решение суда не исполнено – а на доме висит баннер о продаже квартир, а по соседству заканчивается строительство второго дома…». Но и после слов Салихова дом не снесли.

Зато конвейер по сносу незаконно возведенных «таунхаусов» был запущен, по-видимому, в марте этого года, когда о проблеме высказался уже сам президент: «Мошенников надо привлекать к ответственности, - заявил Минниханов, - Страшные вещи творятся. Вопрос, как их наказывать. Под снос? Да, правильно». Тогда же прокурор РТ Кафиль Амиров предложил возложить на инициаторов строительства расходы на снос и рекультивацию территории.

ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ

Ситуацию «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты рынка недвижимости.

Айрат Хабибуллин - директор АН Домус:

- Проблема «лжекоттеджей» возникает по разным причинам. Во-первых, цены на жилье сейчас очень выросли, а квартиры в подобных домах, естественно, стоят меньше. Во-вторых, квартир в таких домах обычно совсем не много, и людей прельщает возможность жить в доме, где мало соседей, да еще, если и не по самой высокой цене. Но, людей можно понять, что еще делать, если им не доступно другое жилье? Я бы хотел жить в малоэтажном и малоквартирном доме, но не рискнул бы купить недвижимость в подобном доме, я не знаю какова репутация и профессионализм застройщика. Неизвестно, какие проблемы могут возникнуть после сдачи дома, и жильцы останутся с этими проблемами один на один. Чтобы знать что покупаешь нужно смотреть проектно-строительную декларацию, проверять документы.

В любом случае, я считаю, что нельзя сносить уже построенный дом. Это не честно по отношению к людям, которые купили квартиры. Получается, что в итоге наказывают не застройщика, а покупателей.

19.jpg
А по соседству заканчивается строительство второго «незаконного» дома

Адель Хасбиуллин - директор ООО «МЕГАЛИТ»:

- Такое жилье стоит недорого - на порядок ниже рыночной стоимости в городе. Застройщик уже потратил эти деньги на строительство и вернуть их людям не сможет, поэтому я не могу предположить, как эта проблема будет решаться, и как люди смогут вернуть свои деньги.

Дело в том, что по нормам, здание, в котором больше трех этажей, то есть цоколь плюс два этажа можно свободно строить, а цоколь плюс три этажа – нужно специальное разрешение, потому что это уже не считается коттеджем. Людям нужно внимательно смотреть документы. Любое строение располагается на земельном участке, значит нужно смотреть, что по бумагам видно, что разрешено строить на участке. К тому же, есть кадастровый паспорт, на сайте кадастровой палаты можно ввести номер этого паспорта и посмотреть форму земельного участка и посмотреть разрешения на строительство. К тому же, если сразу строиться как многоквартирный, в документах будет сказано, что покупатель приобрел квартиру, такой то площади. А если, человек покупает часть жилого дома, то будет сказано, о приобретении какая-то часть дома. Человек сразу видит, что он приобретает. Они прекрасно понимали, что покупают, никто не вводил их в заблуждение. Сейчас столько ресурсов, все информация в открытом доступе, люди сами должны понимать, на что идут.

Есть ограничения ИСЖ, которые нужно соблюдать. Даже сети в таких домах не рассчитаны на такое количество живущих там семей. По плану дом построен на одну семью, а там 10 будет жить…

Елена Ефремова - директор агентства недвижимости "Олимп Плюс":

- В документах на покупку недвижимости прописываются все нюансы, поэтому покупатель должен внимательно прочитать документ. Цена в этом доме явно была ниже, поэтому люди и решились на покупку. Возможно, и документ был составлен неверно, из-за этого и возникла проблема. Я думаю, люди смогут через суд решить этот вопрос и вернуть свои деньги. Вообще это выбор человека, куда вкладывать деньги.