Утро понедельника оказалось непростым для минобороны РФ двух крупнейших российских информагентств — РИА «Новости» и ТАСС. Около 10:50 мск агентства со ссылкой на пресс-службу военного ведомства сообщили о передислокации группировки российских войск «Днепр» к востоку от реки Днепр Утро понедельника оказалось непростым для минобороны РФ и двух крупнейших российских информагентств — РИА «Новости» и ТАСС. Около 10:50 мск последние со ссылкой на пресс-службу военного ведомства сообщили о передислокации группировки российских войск «Днепр» к востоку от реки Днепр Фото: © The Kremlin Moscow / The Kremlin Moscow / www.globallookpress.com

Что произошло?

Утро понедельника оказалось непростым для минобороны РФ и двух крупнейших российских информагентств — РИА «Новости» и ТАСС. Около 10:50 мск последние со ссылкой на пресс-службу военного ведомства сообщили о передислокации группировки российских войск «Днепр» к востоку от реки Днепр. В сообщениях говорилось, что командующий объединенной группировкой войск (эту должность с января 2023 года занимает начальник генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов) заслушал доклад командования группировки «Днепр», согласился с доводами и приказал передислоцировать подразделения.

Публикация РИА «Новости» на сайте агентства выглядела так: «Командование группировки „Днепр“ решило перебросить войска на более выгодные позиции, сообщило минобороны. Они будут располагаться восточнее реки Днепр. Как отметили в ведомстве, после перегруппировки освободятся силы, которые задействуют для наступления на других направлениях».

Через 15 минут сообщения были удалены как вышедшие ошибочно. ТАСС извинился перед читателями, но гендиректор Андрей Кондрашов не смог оперативно объяснить, что произошло и почему на сайте появилась ошибочная заметка. «Разбираемся. У меня комментариев нет», — заявил он в беседе с изданием «Подъем». РИА «Новости» аннулировало заметку без объяснения причин. К слову, к полудню материал набрал уже 46 тыс. просмотров. Гендиректор и главред МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев и Маргарита Симоньян пока молчат.

Андрей Кондрашов (слева) и Дмитрий Киселев Андрей Кондрашов (слева) и Дмитрий Киселев Фото: Станислав Тихомиров / ТАСС

В пресс-службе минобороны назвали произошедшее провокацией, а Кремль воздержался от комментариев. «Вы знаете, что мы не комментируем сам ход и положение дел непосредственно на поле боя в ходе специальной военной операции, это прерогатива специалистов, профессионалов, то есть наших военных. И в данном случае тоже считаем, что ситуацию могут и должны комментировать только наши военные», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Позиция Кремля не комментировать события на фронте понятна, но молчание по поводу инцидента с предполагаемой переброской оставляет вопросы.

Херсонский капкан: переправа через Днепр стала братской могилой ВСУ

Явных предпосылок к переброске российских подразделений в районе Днепра в последнее время не было. Российские военкоры и профильные телеграм-каналы сообщали о том, что ВСУ формирует группировку на «чужом», правом берегу и готовится форсировать реку. 7 ноября минобороны РФ отчитывалось о предотвращении пяти попыток высадки украинского десанта на левом берегу Днепра, а сегодня днем минобороны РФ опубликовало заявление украинских военных, взятых в плен при попытке высадиться на левый берег Днепра. На днях появилась информация о прорыве отдельных групп ВСУ на «российский берег», бои идут в районе села Крынки. «ВСУ смогли расширить зону контроля к югу и намеревались продвинуться вглубь лесного массива, но попали в засаду российских войск», — рассказал сегодня утром «Рыбарь».

Украина назвала появление новости «информационной операцией» с целью отвлечь украинских военных. Переброски российских войск не наблюдается, заявил центр национального сопротивления Украины, созданный силами спецопераций (ССО) Украины. Складывается впечатление, что и для украинских телеграм-каналов новость стала сюрпризом, бурной реакции не было.

Явных предпосылок к переброске российских подразделений в районе Днепра в последнее время не было Явных предпосылок к переброске российских подразделений в районе Днепра в последнее время не было Фото: Алексей Коновалов / ТАСС

«Что могу сказать, ЦИПСа отработала штатно, на хорошую четверочку»

Детального комментария от минобороны РФ пока не было. Если речь идет о «провокации», то возникает вопрос: кто мог ее устроить? РИА «Новости» могли получить информацию о переброске войск с фейкового аккаунта минобороны, который, предположительно, ведется с территории Украины, сообщил телеграм-канал «Осторожно, новости» со ссылкой на источник. Но такая версия выглядит несколько странной. Во-первых, даже сотрудники новостной редакции, вероятно, должны различать официальный и фейковый аккаунты минобороны РФ. К тому же заметки (тем более с информацией такого характера) должны проходить тщательную проверку. Во-вторых, на «провокацию» попались сразу два крупных государственных информагентства.

Профильные телеграм-каналы склоняются к версии о человеческом факторе: российские агентства выдали непроверенную информацию. «Что могу сказать — ЦИПСа отработала штатно (на хорошую „четверочку“). А нашим „традиционным“ СМИ в очередной раз — ставлю жирный „неуд“. Так тупо повестись на развод противника… — отреагировал в своем телеграм-канале военный обозреватель Юрий Подоляка (орфография и пунктуация автора здесь и далее сохраненыприм. ред.). — Хотя, это вполне понятно, так как на новостийке там сидят к сожалению, отнюдь не профессионалы, а „многостаночники“, которые часто путают самолет с ракетой. А отсюда и результат».

По мнению Подоляки, речь идет о «проверке возможностей»: «Скоро нас ждут на этом направлении очередные информационные „сюрпризы“». «Никаких перегруппировок на Днепре не происходит. Отечественная новостная „медийка“ сбоит в условиях отсутствующего факт-чекинга. Ладно блогосфера, где редактура отсутствует, тут вопрос к федеральным медиа, где она как бы должна быть», — отметил военный обозреватель, автор телеграм-канала Colonelcassad Борис Рожин.

«Юные девочки и мальчики-писатели от ChatGPT не ориентируются в повестке и ставят на сайт новость годичной давности, потом говоря: „Ой, перепутала“. И у нас выходит так, что золотой середины, увы, нет», — написал «Рыбарь». Произошедшее канал называет «свидетельством увядания российской журналистики».

Версия о том, что агентства выложили новость годичной давности (на это, в частности, указали «Рыбарь» и «Старше Эдды»), тоже оставляет вопросы хотя бы потому, что решение об оставлении Херсона и переброске войск в прошлом году было принято не 13 ноября, а 9-го числа.

«Было бы логично опубликовать опровержение и на этом остановиться. Но система так не работает. Волна опровержений и расследований обеспечит новости известность и шлейф достоверности», — рассуждает в своем канале политолог Михаил Виноградов.

В марте 2022 года теперь уже бывшая сотрудница Первого канала Марина Овсянникова прорвалась в прямой эфир с плакатом с антивоенными лозунгами. За это журналистку оштрафовали на 30 тыс. руб. по статье об организации публичного мероприятия без подачи уведомления В марте 2022 года теперь уже бывшая сотрудница Первого канала Марина Овсянникова прорвалась в прямой эфир с плакатом с антивоенными лозунгами. За это журналистку оштрафовали на 30 тыс. рублей по статье об организации публичного мероприятия без подачи уведомления Фото: © Алексей Никольский, РИА «Новости»

В самих агентствах теперь, вероятно, предстоит серьезный разбор полетов. Для крупных госСМИ такой инцидент не первый. В марте 2022 года теперь уже бывшая сотрудница Первого канала Марина Овсянникова прорвалась в прямой эфир с плакатом с антивоенными лозунгами. За это журналистку оштрафовали на 30 тыс. рублей по статье об организации публичного мероприятия без подачи уведомления. В октябре 2023 года суд в Москве заочно приговорил Овсянникову к 8,5 года колонии по обвинению в фейках о Вооруженных силах РФ. Гендиректор ТАСС Кондрашов, к слову, занял свой пост только в июле 2023 года. Почему ушел предыдущий руководитель агентства Сергей Михайлов, не сообщалось.

Reuters называет произошедшее весьма необычным инцидентом, который «свидетельствует о замешательстве в российском военном ведомстве и государственных СМИ по поводу того, как освещать боевую ситуацию на юге Украины». Агентство также замечает, что российские госСМИ имеют «привилегированный доступ» к официальным брифингам минобороны РФ и обычно сообщают о важных военных объявлениях незадолго до их появления в телеграм-канале военного ведомства. Украина мало говорила о своих военных операциях на левом берегу Днепра, также указывает Reuters.

«Никаких предпосылок к тому, чтобы перебрасывать войска в районе Днепра, не было и нет»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты рассуждают, что все-таки произошло и какими окажутся последствия.

Алексей Леонков — военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»:

— У нас некоторые новостные агентства пользуются в качестве источников информации тем, что пишут в блогах. Ну, например, в том же самом «Телеграме». И там есть некоторые люди, освещающие обстановку на линии боевого соприкосновения, которые имеют опосредованные, скажем так, информационные источники и большое количество подписчиков. И зачастую действует целая сеть такого рода, как я их называю, квазипатриотических каналов, которые как раз и создают информационную повестку на ровном месте.

Вспомните события, связанные, например, с летом текущего года, когда такие же блоги поднимали тему, что якобы под Харьковом было сосредоточено огромное количество бронетанковых войск, которые идут на Белгород. Была паника, поднимали шум, что все проспали, и некоторые уважаемые агентства, в том числе Russia Today в лице ее главного редактора, заявляла, что видела эти колонны. А на самом деле никто ничего не видел. Это была спланированная информационная операция.

Нужно понимать, что противник, против которого мы сражаемся, имеет мощнейшую информационную поддержку. Одних только центров кибербезопасности, развернутых вдоль наших границ, и в Прибалтике, и в той же Польше, Румынии, а до некоторого времени и на Украине, очень много. Они имеют мощнейшие технические ресурсы, которые позволяют взламывать социальные сети, вбрасывать туда различную информацию под видом правдоподобной. И когда идет такой вал информации, происходят такого рода провокации, как правило, в период пятница – суббота – воскресенье, когда большинство сотрудников редакций находятся на отдыхе, а работают так называемые дежурные смены. И вот прет информация о том, что якобы что-то такое происходит. Идут чуть ли не официальные сообщения. Даже публиковался поддельный документ министерства обороны, а неискушенные люди принимали его за чистую монету. Поэтому и произошло то, что произошло. Некоторые наши большие СМИ на это купились.

Какими окажутся последствия всего этого? Не знаю, я в этих вопросах не искушен. Но думаю, что меры профилактического внушения проведены, скорее всего, будут. Чтобы люди поняли, что, прежде чем публиковать информацию, ее нужно проверять. Самое главное у любого журналиста — это проверка первоисточника.

Никаких предпосылок [на фронте] к тому, чтобы перебрасывать войска в районе Днепра, не было и нет. Там стоят наши части, периодически происходит ротация, проводится подготовка к предстоящим наступательным операциям. В общем, обстановка там подконтрольная. Никаких прорывов, никаких «войн за избушку лесника» там нет. В последнее время рассказывали о некоем плацдарме на левом берегу, на котором якобы окопался противник. Но ничего из этого не соответствовало действительности. Потому что все, кто там окопался, там же свою могилу и нашли.


Владимир Соловьев — председатель союза журналистов России:

— Мы живем в очень непростое время, и против нашей страны ведется небывалая информационная война, с применением самых грязных технологий, война без всяких правил. И самые лучшие специалисты западных стран в [области] военной спецпропаганды принимают участие в этой войне против нас — Англии, США, Германии. И украинцы очень хорошо научились это делать, увы, натренировались за это время. Поэтому мы коллегам советуем и рекомендуем очень внимательно относиться к разным новостям, которые похожи на подобные вбросы, и проверять информацию многократно, не торопиться публиковать. Не публиковать, а проверять, откуда, что называется, ноги растут у каждой новости.

Тем более сейчас наши враги научились делать фейковые сайты, телеграм-каналы и паблики в социальных сетях, и это выезжает в самых неожиданных местах. Не только на YouTube и телеграм-каналах, но и в пабликах это может появиться — например, в чате каком-нибудь родительском, школьном, игровом. Они применяют всевозможные лазейки для того, чтобы подобную информацию вбрасывать. Поэтому мы рекомендуем коллегам очень внимательно относиться, проверять и понимать, что самое главное сейчас — не навредить нашим военным.

Видимо, сначала кто-то из них опубликовал, а другой, соответственно, эту новость подхватил. Потому что они (сотрудники агентств — прим. ред.) понимают, что если появляется в таких агентствах новость, то она, вероятно, проверена, и они сами не проверили. Конечно, коллегам следует внимательно исследовать эту тему и в том, и в другом агентстве и провести проверку, каким образом это произошло. Я не призываю никого наказывать, я призываю разобраться и понять, каким образом это происходит, чтобы еще раз не попасться на такую удочку.


Борис Межуев — профессор Института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America:

— Видимо, это был какой-то информационный сбой. То, что два крупных информационных агентства одновременно дали схожую информацию, не странно. В одном агентстве произошла ошибка, другое решило тоже опубликовать информацию. Такое вирусное распространение ложной информации происходит часто. Она бы пошла дальше, если бы не последовало быстрой реакции

Вероятно, будут дисциплинарные воздействия на тех, кто допустил такую новость. При условии, что это было фейком, речь пойдет о контроле над соответствующей информацией. Однако стоит учитывать, что для украинских СМИ подобные фейки в порядке вещей. Поэтому не сказал бы, что текущая ситуация уникальна. В условиях тумана войны подобные вещи происходят часто.

Сейчас перед началом избирательной кампании есть напряжение и общая ситуация, когда все в повышенном ожидании чего-то. Когда кампания получит отмашку, напряжение быстро уйдет, потому что машина начнет работать. Но, пока она не работает и все в ожидании, любая мелкая новость начинает приобретать важное значение, становится неким сигналом и знаком, тогда как в условиях тумана войны все это вещь обычная. Думаю, к концу дня об этом забудут и начнут обсуждать что-то новое.


Павел Гусев — главный редактор газеты «Московский Комсомолец»:

— Сейчас идут информационные войны, поэтому все может случиться. Я не могу знать, кто устроил провокацию, я же не работаю в главном управлении министерства обороны. Никаких проверок и наказаний виновных не будет.