Евгений Минченко — президент «Минченко консалтинг» Евгений Минченко президент «Минченко консалтинг»
— Сладкое сейчас не в моде. Мне кажется, что прямая реклама в последнее время не очень хорошо работает. В эпоху соцсетей тем более. Рекомендации знакомых неплохо работают. Я вот сам был в Казани, это круто. Там очень крутой Кремль, мне понравился. Я считаю, что по гастрономии все прекрасно. Прекрасный исторический центр города, есть на что посмотреть. Хороший, прикольный город. Такой мегаполис со своим колоритом.
Олеся Балтусова — помощник президента РТ Олеся Балтусова помощник президента РТ
— Я бы пригласила туристов в Татарстан на встречу с историей родины, ее яркими личностями. В Казанский университет: здесь работал великий химик Арбузов, благодаря открытиям которого в области фосфорорганического синтеза весь мир носит разноцветные одежды; здесь Карл Клаус открыл химический элемент рутений и назвал его в честь своей новой родины — России (Ruthenia — латинское название Русиприм. ред.); здесь Евгений Завойский открыл парамагнитный резонанс. А также наша гордость — это наследие: и здесь Татарстан совершил прорыв, сохранил и смог приумножить наследие городов, осуществил развитие Болгара и Свияжска, 13 исторических поселений, четырех объектов ЮНЕСКО.
Рамиль Мифтахов — президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов президент ассоциации турагентств РТ
— На самом деле те образы, которые мы применяем, продвигая Татарстан, уже избиты. Теми же самыми объектами ЮНЕСКО, как Болгар, Свияжск, Казанский кремль, уже сложно привлечь, потому что мы из года в год предлагаем одно и то же. Сейчас нужно продвигать Татарстан другими алгоритмами и инструментами визуализации, чтобы привлечь людей.

Вот представим, допустим, в Шереметьево изображения Болгара или подобных объектов. Поверьте мне, что люди, когда прочитают о Болгаре или Свияжске, захотят приехать, скажем так, когда-нибудь. Но это не рождает никаких эмоций. Сейчас в плане продвижения нужны какие-то эмоциональные, реперные вещи. И вот тот инструмент, который на сегодняшний момент используется, пусть и со спорными моментами, помогает достичь определенного результата. В настоящее время даже эти спорные сюжетные линии, которые применяет госкомитет по туризму в плане продвижения Татарстана, я считаю, достаточно эффективны. Думаю, они привлекают специалистов, маркетологов, консультируются с ними и именно так выходят на эти идеи.
И в это осеннее тяжелое, пасмурное время нужны только яркие эмоции. Конечно, легко давать советы и критиковать, будучи диванным экспертом. Ты сначала сделай сам, а потом критикуй. А я считаю, что предложенные идеи были очень эффективны. На 100 процентов! И это подтверждает то публичное обсуждение, которому они подверглись. Замысел-то в том и был, чтобы люди увидели, эмоционально всколыхнулись и получился результат. И я хочу сказать, что этот результат есть.
Сергей Саначин — архитектор Сергей Саначин архитектор
— Я не считаю, что вообще надо какими-либо способами зазывать туристов в Татарстан. Ну и что, что сказала там Цветаева? Господи! И что из этого? Сказала Цветаева, сказал Шишкин, сказал Фешин. Ну и что? Сегодня мы живем в совершенно другое время. Сейчас совсем другие должны быть точки притяжения. А вот какие — это довольно сложный вопрос.
Мансур Гилязов — драматург Мансур Гилязов драматург
— Татарстан — это определенная, удивительная атмосфера, потому что в центре России живет практически мусульманская республика, где настолько мирно сосуществуют православие, ислам, иудаизм. Разве это не является образцом для всех, когда в мире происходят такие конфликты? Это надо рекламировать, называть «чудом Татарстана» и находить оригинальные ходы! Так и надо зазывать — чудом Татарстана.

Я, например, по роду своей профессии создал бы в республике киностудию, очень большую, и сюда, к нам, приезжали бы снимать фильмы, потому что здесь земля дешевле, чем в Москве и Санкт-Петербурге, дешевле гостиницы, здесь все услуги гораздо дешевле. Можно так зазывать: Казань — это качество, как в Москве и Санкт-Петербурге, да и практически в Европе, а цены дешевле. Почему пользуется успехом оздоровительный центр Luciano? Потому что великолепное качество обслуживания, сервис, а цены ниже, поэтому сюда все приезжают. Это разве не реклама?
Зуфар Гаязов — президент ассоциации рестораторов и отельеров РТ и Казани Зуфар Гаязов президент ассоциации рестораторов и отельеров РТ и Казани
— У нас много чего есть рассказать о Татарстане, начиная с того, что это исторические памятники ЮНЕСКО, заканчивая национальной кухней. Когда я видел эти плакаты в Шереметьево, то порадовался тому, что о нашей кухне рассказали. Я понимаю, что там была какая-то дискуссия относительно использованных слов, но я же не литератор.

В целом именно правительство нашей республики делает акцент на то, чтобы поддержать нашу республику в продвижении и Казани, и исторических мест Татарстана, делает такие рекламные акции, это очень хорошо. Я верю в эффективность такой рекламы, почему бы нет? Даже гордость наполняет, оттого что говорят о родной республике, любимом городе. Каждый, кто приезжает в Казань, с большими словами благодарности оставляет отзывы, говорит о нашем городе, его инфраструктуре, парках, скверах, набережных. И посмотрите, сколько другие регионы тратят денег на рекламу, допустим Нижний Новгород, Самара, даже больше, чем мы, чтобы туристы приезжали именно в их регионы.
Рустам Батров — мусульманский и общественный деятель Рустам Батров мусульманский и общественный деятель
— Еще Александр Герцен писал в XIX веке: «Казань — это место, где встречаются и объединяются два мира. И поэтому у него два начала: западное и восточное, и вы встретите их на каждом перекрестке…» Я как раз вокруг этого бы выстраивал, как мне кажется, это очень крутая идея, наше выигрышное положение. Мы обладаем духовностью Востока, традиционными ценностями, семейными ценностями и в то же время технологиями Запада, наукой и так далее. Мы взяли лучшее от обоих миров, и это такое интересное сочетание. Но я не компетентен оценивать рекламу, могу только строить какие-то фантазийные гипотезы.
Ильшат Аминов — генеральный директор ОАО ТРК «Новый Век» Ильшат Аминов генеральный директор ОАО «ТРК «Новый век»
— Зазывающей рекламы и сейчас немало, где мы показываем красоты Татарстана, красивые места, их у нас очень много. У нас красивая природа, например Камское Устье, замечательные места. Мы на ТНВ сами все это стараемся показывать однозначно.
Айрат Гимадутдинов — управляющий партнер «Кроу Аудэкс» Айрат Гимадутдинов управляющий партнер «Кроу Аудэкс»
— Нужно больше работать с популярными блогерами, которые могут грамотно и профессионально представить преимущества Казани и республики с точки зрения всех преимуществ и достопримечательностей, кухни, людей. Потом, есть различные каналы для туристов, телеграм-каналы, рассказывающие о каких-то новых направлениях и тех, которые есть, их преимущества. Сейчас ведь люди всю информацию ищут в интернете, возможно, стоит работать для продвижения и с популярными сайтами.
Павел Сигал — президент АО «Автоградбанк» Павел Сигал президент АО «Автоградбанк»
— Если честно, я не очень верю в эффективность подобной рекламы. Ну а чем зазывать? Наверное, правильно зазывали. Татарстан-то богат и историческими местами, и культурными, и традициями своеобразной национальной кухни.