«Сегодня, когда вы рано утром прилетели в Астану, на небе вышел полумесяц в сопровождении очень ярких звезд. Это редкое явление. Это очень хороший, добрый знак», — отметил президент Казахстана, обращаясь к Владимиру Путину «Сегодня, когда вы рано утром прилетели в Астану, на небе вышел полумесяц в сопровождении очень ярких звезд. Это редкое явление. Это очень хороший, добрый знак», — отметил президент Казахстана, обращаясь к Владимиру Путину Фото: kremlin.ru

Как Токаев увидел в прилете Путина «добрый знак»

Еще за сутки до визита президенты России и Казахстана обменялись любезностями. В «Казахстанской правде» и «Известиях» одновременно вышли интервью, в которых лидеры стран отметили высокий уровень двусторонних отношений и рисовали красивые перспективы дальнейшего сотрудничества. Казахстанский лидер Касым-Жомарт Токаев отдельно отметил личные качества своего российского коллеги, его высокую информированность и компетентность и подчеркнул: «Отношения между Казахстаном и Россией имеют богатое прошлое и блестящее будущее».

Но в четверг Токаеву удалось задрать планку еще выше. «Сегодня, когда вы рано утром прилетели в Астану, на небе вышел полумесяц в сопровождении очень ярких звезд. Это редкое явление. Это очень хороший, добрый знак», — отметил президент Казахстана, обращаясь к Владимиру Путину. Президент РФ не остался в долгу и назвал Казахстан ближайшим союзником России. Кажется, такое заявление может вызвать ненужные вопросы в Минске, но это другая тема.

Надо сказать, что всего неделю назад в Астане с не меньшими почестями встречали президента Франции Эмманюэля Макрона. Приезд Макрона лидер Казахстана назвал ни много ни мало историческим. По данным Bloomberg, французский лидер приезжал в том числе для того, чтобы склонить Казахстан к «отдалению» от России за счет развития связей с Европой.

Лекарство от «русской зимы»: как Макрон «искал друзей и уран» в Астане и Ташкенте

Приезды Макрона и Путина в течение недели — это довольно показательно для политики казахстанских властей после начала боевых действий на Украине. С одной стороны, Астана уверяет западных партнеров, что соблюдает санкции в отношении России и не будет помогать их обходить, а с другой — называет Москву одним из своих ключевых партнеров. В марте, например, власти Казахстана обещали закрыть реэкспорт санкционных товаров в Россию. Но закрыли ли? Для Астаны отказываться от выгодного экономического сотрудничества с российскими партнерами — стрелять себе в ногу, а Запад, вероятно, так и не смог предложить Казахстану альтернативу. Так что Токаев продолжает «лавировать» как может.

Что интересно, для российского президента поездка в Астану — это всего лишь третий зарубежный визит с начала года. А по сути, вообще второй, если не считать октябрьский саммит СНГ в Бишкеке (Киргизия). Еще в октябре Путин успел посетить Китай, и тот визит претендует на статус главного международного события для Кремля в этом году. Есть мнение, что в действительности Казахстан «балансирует» между Западом и Китаем. Не исключено, что и Токаев пригласил Путина в Астану после «совета» от китайского коллеги Си Цзиньпина. Предыдущая поездка Путина в Казахстан состоялась ровно год назад — в октябре 2022-го.

Россия — стратегический партнер и союзник Казахстана, отметил Токаев Россия — стратегический партнер и союзник Казахстана, отметил Токаев Фото: kremlin.ru

«Наши международные обязательства касаются и Российской Федерации»

По итогам переговоров президенты двух стран выступили сегодня с заявлениями для прессы. Задать вопросы представителям СМИ не разрешили, поэтому все заслушали краткие выжимки. Токаев начал говорить по-казахски. Но, увидев, что представители российской делегации — помощник президента РФ Юрий Ушаков, пресс-секретарь Дмитрий Песков и министр экономического развития Максим Решетников — стали искать наушники для перевода, повторил приветственную речь по-русски.

Россия — стратегический партнер и союзник Казахстана, отметил Токаев. По его словам, на встречах в узком и расширенном составах стороны обозначили «обоюдное стремление к расширению политических, экономических, инвестиционных, культурных и гуманитарных связей». «Особое внимание уделили торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию, которое в последнее время демонстрирует устойчивый рост. Россия уверенно сохраняет статус крупнейшего торгово-экономического партнера Казахстана», — подчеркнул Токаев.

В прошлом году товарооборот между странами составил рекордные $27 миллиардов. Положительная динамика сохраняется и в текущем году — $17 млрд по итогам 8 месяцев. Российские компании входят в пятерку ведущих инвесторов в экономику Казахстана — общий объем их вложений превысил $20 млрд (по российской статистике, около $17 млрд).

«Сегодня мы также обменялись мнениями по актуальной и глобальной проблематике. Владимир Владимирович поделился своей точкой зрения, которая, безусловно, представляет политический и практический интерес для Казахстана», — продолжил Токаев. При этом он отметил, что Казахстан «твердо придерживается своих международных обязательств и выступает за развитие взаимовыгодных отношений с заинтересованными государствами». А позже еще раз повторил, видимо, намекая на западные санкции: «Итоги сегодняшних переговоров с президентом России подтвердили обоюдный настрой на всестороннее укрепление добрососедских союзнических отношений Казахстана и России. Что касается наших международных обязательств, естественно, они касаются и Российской Федерации».

Путин «со всем» согласился. Переговоры действительно были весьма результативными, а стороны «обстоятельно обсудили весь спектр двусторонних связей». Во взаимной торговле двух стран, как отметил российский лидер, расширилось использование национальных валют: в рублях и тенге проводится уже 75% взаиморасчетов.

Кроме того, экономика России растет, подчеркнул Путин. «У нас экономика растет, в этом году будет рост — не такой, конечно, как в Казахстане, 5 с лишним процентов, — но для российской экономики сегодняшнего дня и в целом для российской экономики под 3 процента рост — это прилично. За последние два месяца — 5,2 процента рост, каждый месяц за последние два месяца. В целом по году около 3 процентов будет. Но, что самое главное и что нас очень радует, меняется структура российской экономики», — поделился президент РФ.

Говорили президенты и об укреплении военного сотрудничества. Россия, как отметил Путин, оказывает большую помощь в подготовке военных кадров, специалистов в вузах минобороны и других силовых ведомств. «При нашем содействии на территории республики организовано лицензионное производство и сервисное обслуживание российской военной техники», — поделился он.

Приглашая Путина, Токаев не рискует. И западные партнеры понимают, что Казахстан с Россией тесно связаны, и они не могут вести речь об антироссийском курсе, не рискуя очень большими проблемами для себя, даже если бы они захотели «Приглашая Путина, Токаев не рискует. И западные партнеры понимают, что Казахстан с Россией тесно связаны и они не могут вести речь об антироссийском курсе, не рискуя очень большими проблемами для себя, даже если бы они захотели» Фото: kremlin.ru

«То, что Путин говорит такие вещи, приехав в Казахстан, — это совершенно правильно»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили слова Путина о Казахстане как о ближайшем союзнике России и возможную реакцию Запада на столь теплый прием российского президента в Астане.

Федор Лукьянов — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума совета по внешней и оборонной политике:

— Казахстанско-российские отношения многообразные, включают в себя всевозможные направления — экономику, политику, культуру в широком понимании, военные вопросы. В силу этого многообразия и того, что Казахстан всегда был достаточно амбициозным государством, желающим играть особую роль не только в Евразии, но и на мировой арене, отношения бывают довольно сложными. Но в целом Путин не погрешил против истины и формально, и фактически, несмотря на стремление Казахстана в нынешних условиях активно маневрировать и пытаться уклоняться от издержек, связанных с санкционной войной против России. Но связи настолько тесные, что разного рода затруднения просто так их пошатнуть не могут.

То, что Путин говорит такие вещи, приехав в Казахстан, — это совершенно правильно. Во-первых, Россия — старший партнер, который должен проявлять заботу и приязнь о партнере менее сильном. Во-вторых, Путин понимает, что страны – партнеры России в этих обстоятельствах, которые начались с февраля 2022 года, находятся в довольно специфическом и уязвимом положении. Поэтому надо с пониманием относиться к их попыткам минимизировать риски для себя. До тех пор пока идет речь о минимизировании рисков, это нормально. Если в какой-то момент пойдет речь о том, что Казахстан, занимаясь маневрированием, начинает активно уклоняться от курса, который совместим с Россией, тогда могут возникнуть проблемы.

Приглашая Путина, Токаев не рискует. И западные партнеры понимают, что Казахстан с Россией тесно связаны и они не могут вести речь об антироссийском курсе, не рискуя очень большими проблемами для себя, даже если бы они захотели. И не думаю, что у Токаева есть такая задача. Да, он довольно гибкий и стремящийся прагматически сочетать разные возможности, но прекрасно понимает значимость России для Казахстана.


Дмитрий Журавлев — политолог, директор Института региональных проблем:

— Да, сейчас Казахстан — наш ближайший союзник. Но он все равно проходит период эмансипации от России — переход от страны-подростка к взрослой стране. Поэтому, несмотря на то что мы ближайшие союзники и нас объективно связывают и интересы, и история, и отношения обычных людей, некоторые эксцессы тоже возникают — подросток взрослеет. Да, это стратегический союзник, но не страна, которая готова учитывать только наши идеи и интересы, жертвовать всем и вся. В советское время казалось, что мы не просто союзники, а братья. Мы не братья, а именно союзники. Но союзники, у которых фактически нет объективных противоречий, нам нечего делить, однако можем друг другу существенно помочь.

Итоги встречи подтвердили, что, несмотря на смену лидера Казахстана, стратегическое партнерство сохраняется. Я так понимаю, там обсуждались какие-то конкретные вопросы, что тоже важно, потому что, когда такие вопросы обсуждаются на уровне первых лиц, значит, они уже решены.

Думаю, что Токаев не рискует, приглашая Путина. Мне приходилось видеться с Токаевым, и он показался мне человеком очень осторожным и здравомыслящим. Если бы он ожидал угрозу, то никогда не пошел бы на эту встречу. Западные партнеры не совсем глупые люди, и они понимают, что заменить Россию в их союзе с Казахстаном они не могут. Если бы они могли дать Казахстану то, что может дать Россия, тогда могли бы начать давить. Этап активного антироссийского давления, я думаю, заканчивается. Сейчас сам Запад думает, как перемирие создать.