«Это колористический, стилистический, типографский беспредел. Да и девушка, которая держит чак-чак, сомнительна», — отзываются дизайнеры о новой рекламе Visit Tatarstan в московском аэропорту Шереметьево. Госкомитет РТ по туризму прославился летом своей спорной рекламой Елабуги с упоминанием Марины Цветаевой, которая покончила там с собой, и попытался исправить положение новыми плакатами. О том, во сколько обходится бюджету республики такая реклама и кто ее сделал, — в материале «БИЗНЕС Online».
Завирусившуюся летом рекламу Елабуги с поэтессой Мариной Цветаевой в московском аэропорту Шереметьево заменили: с начала ноября на ее месте появился плакат с приглашением «Прилетай на чак-чак-питие в Татарстан! Вкус сладости и радости»
Без Цветаевой и Шишкина, но с чак-чаком
Завирусившуюся летом рекламу Елабуги с поэтессой Мариной Цветаевой в московском аэропорту Шереметьево заменили: с начала ноября на ее месте появился плакат с приглашением: «Прилетай на чак-чак-питие в Татарстан! Вкус сладости и радости». Заказчиком изготовления баннеров выступает госкомитет РТ по туризму.
Напомним, в августе в сети распространилась фотография плаката с надписью «Шишкин и Цветаева тут уже были, а ты? Приезжай в Татарстан!» на фоне фото Елабужского городища XI века. Также на изображении присутствовал официальный логотип туристического бренда Visit Tatarstan. Пользователи соцсетей посчитали неуместным упоминание Цветаевой в рекламе: именно в Елабуге 31 августа 1941-го она покончила жизнь самоубийством. «Плохая реклама, все более или менее знают эту трагическую историю, не стоит это акцентировать», — подчеркнул один из комментаторов.
Тогда в госкомитете РТ по туризму с этим мнением не согласились. «Рассказы о жизни и творчестве Цветаевой включены во все экскурсионные программы в Елабуге, в каждый путеводитель. Здесь работают и принимают туристов литературный музей Цветаевой и Дом памяти поэтессы. Здесь мы говорим о ней как о яркой личности, оставившей след в русской литературе, как и о других многих известных жителях этого древнего города с 1000-летней историей», — рассказали «БИЗНЕС Online» в ведомстве Сергея Иванова.
Напомним, в августе в сети распространилась фотография плаката с надписью «Шишкин и Цветаева тут уже были, а ты? Приезжай в Татарстан!» на фоне фото Елабужского городища XI века
А с начала ноября Цветаеву сменил чак-чак. На фото, опубликованном в телеграм-канале госкомитета, можно увидеть изображение девушки на фоне музейно-сельского интерьера, держащую в руках тяжелый поднос с празднично украшенным чак-чаком из характерных для Казани маленьких кусочков теста. Модель одета в наряд, имитирующий татарский национальный костюм, на ее голове — калфак.
«Началась новая рекламная кампания с 1 ноября в аэропорту Шереметьево. Все старые постеры были сняты по завершении предыдущей рекламной кампании», — объяснили в госкомитете смену картинки в ответ на запрос «БИЗНЕС Online». Задача новой имиджевой рекламной кампании — привлечь внимание посетителей аэропорта к Татарстану как направлению для путешествий, познакомить потенциальных туристов с идеями для зимнего отдыха в республике и пригласить посетить ее, добавили в ведомстве.
«Она (новая реклама — прим. ред.) уже не настолько эпатажная», — отметил в разговоре с нашим изданием замдиректора по научной работе Елабужского государственного музея-заповедника Александр Деготьков. По его словам, всегда приятно видеть упоминание республики и чувствовать, что в Татарстане тебя ждут.
О прошлой рекламе Елабуги он выразился сдержанно. «Знаете, каждый интерпретирует то, что видит или слышит, по-своему, — прокомментировал Деготьков реакцию интернет-пользователей. — В самих словах ничего провокационного не было. А те смыслы, которые находили люди… Бог им судья». Он подчеркнул, что Елабуга приглашает в гости не для того, «чтобы получить какие-то плюсы из случившейся более 70 лет назад трагедии» Цветаевой, а чтобы «показать ауру места, где поэт осталась навсегда».
«Новая реклама уже не настолько эпатажная», — отметил в разговоре с нашим изданием замдиректора по научной работе Елабужского государственного музея-заповедника Александр Деготьков. По его словам, всегда приятно видеть упоминание республики и чувствовать, что в Татарстане тебя ждут
С начала года на баннеры в Шереметьево потратили 11,2 млн рублей
Во сколько Татарстану обходится такая реклама? Согласно информации из документов тендера, опубликованного на сайте госзакупок, госкомитет РТ по туризму потратил на 10 плакатов размером 3 на 6 м 5,7 млн рублей. Из них 980 тыс. рублей выделено на изготовление 10 рекламных баннеров на основе туристского брендбука РТ, предоставляемого заказчиком. Остальные 4,7 млн рублей покрывают монтаж и размещение баннеров в терминале В, в зале вылетов внутренних рейсов. Согласно приложенной карте, рекламные конструкции расположены возле выходов на посадку.
Право на заключение договора выиграло московское ООО «Решение» — небольшая компания с выручкой всего 12,6 млн рублей в 2022 году. На сайте фирмы в разделе «Клиенты» перечисляются среди прочих агентство по туризму Ярославской области, министерство туризма Калининградской области, Республика Северная Осетия – Алания, Карачаево-Черкесская Республика, администрация Иркутска, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, корпорация развития Республики Башкортостан, правительство Нижегородской области.
Новый контракт между госкомитетом и «Решением» действует с 1 ноября по 31 декабря 2023 года. В этот период исполнитель обязан подтверждать товарный вид плакатов фотоотчетом 2 раза в месяц.
Так кому принадлежат эти креативы? «Нам дали готовые баннеры. Дизайн подготовлен РТ, министерством туризма (подразумевается госкомитет РТ по туризму — прим. ред.), — рассказала в разговоре с „БИЗНЕС Online“ директор ООО „Решение“ Ольга Бохан. — Мы их напечатали, расклеили, сняли». Она пояснила, что компания является непосредственным производителем — печатает на пленке, делает цветопробы, размещает на заданных конструкциях, следит, чтобы все было хорошо, чтобы никто не испачкал, не порвал и т. д.
Предыдущий вариант рекламы с Цветаевой также изготовили в «Решении». Согласно информации из документов госзакупки, в июне госкомитет выделил на аналогичные услуги 5,5 млн рублей, а плакаты провисели до 31 августа.
Этот кейс туристической рекламы довольно успешен, оценил гендиректор туристического агентства Persona Grata, председатель ассоциации туристических агентств Татарстана Рамиль Мифтахов
Дизайнеры негодуют, а татарстанцам нормально
«Ну жуткий баннер, что могу сказать... Просто кошмар какой-то, — отозвался о фото нового баннера в разговоре с „БИЗНЕС Online“ известный казанский дизайнер Сергей Насекин. — Рекламный ход — мол, мы бедные, несчастные, не бейте нас, пожалуйста? Негодование татарстанцев я разделяю». Однако он оговорился, что по снимку сложно судить: нет контекста зала, цвета искажены. «Но если даже они искажены, то это колористический беспредел. Ну и стилистический тоже. Да и типографский. Такой общий беспредел. Постарались воткнуть все, в итоге не легло ничего. Да и девушка (которая держит чак-чак) сомнительна. Все плохо, что могу сказать... Если в жизни смотреть, то, может быть, и не так все плохо, но как минимум [по картинке] не очень хорошо», — заключил наш собеседник.
Любая коммуникация, особенно в месте с таким высоким трафиком, как Шереметьево, прекрасна, считает руководитель агентства Evolution Арина Судакова. «Графически чистая работа, без заискиваний. Коммуникация четкая — мы Татарстан и у нас чак-чак и чай! Прочитал и все понял», — оценила она содержание плаката. По словам эксперта, сейчас в моде простота и чистота, поэтому она порекомендовала бы изобразить просто чак-чак и надпись.
Этот кейс туристической рекламы довольно успешен, оценил гендиректор туристического агентства Persona Grata, председатель ассоциации туристических агентств Татарстана Рамиль Мифтахов. «На сегодняшний день не телевизионная, а визуальная реклама имеет успешный опыт: когда запускали поезда и автобусы с наружной рекламой, это имело большой резонанс, и в Татарстане в том числе, — объяснил он. — В аэропорту Шереметьево самое большое количество перелетов в самые разные направления, и я считаю, что здесь все нормально, мы вверх идем, товарищи».
Что касается рекламы с Цветаевой, Мифтахов напоминает, что аудитория в Шереметьево широкая. «Младшее поколение, наверное, и не знает, что в этом городе жизнь Цветаевой закончилась. Поэтому на сегодняшний момент такой подход в тренде очень эффективен», — считает собеседник нашего издания. Возможно, маркетологи как раз рассчитывали на резонанс, допускает Мифтахов, а новый баннер с чак-чаком кажется ему информативным. «Представьте: человек едет, например, из Краснодара в Ханты-Мансийск, и для него это понятие вообще в новинку. Для него это как новая опция, которая в голове откладывается, как что-то необычное и интересное. Все запомнили: Татарстан, реклама, аэропорт, Елабуга — все по плану. Рекламщики сделали свою работу», — говорит эксперт.
Самый последний тендер был заключен на оказание комплекса услуг по развитию официального туристского портала РТ Visit Tatarstan
Портал Visit Tatarstan будет развивать компания из Екатеринбурга
На что еще тратит деньги госкомитет РТ по туризму для пиара Татарстана? Всего на портале госзакупок с начала года ведомством размещено 22 тендера, в том числе такие:
- организация участия республики в международной туристской выставке MITT (Московская область, Красногорск) — 2,7 млн рублей;
- оказание услуг по приему туроператоров, журналистов, блогеров и других гостей в РТ — всего пять контрактов на 11,2 млн рублей;
- подготовка и проведение международного туристского форума «Ориентиры будущего– 2023» — 4,5 млн рублей и др.
Самый последний тендер заключен на оказание комплекса услуг по развитию официального туристского портала РТ Visit Tatarstan. В него входит проведение анализа популярности республики у туристов за пределами субъекта, организация и проведение онлайн-вебинаров о туристских возможностях Татарстана для туроператоров и турагентов, разработка и публикация в интернете сайта о туризме в РТ, исследование целевой аудитории и таргетированная реклама. По итогам торгов победило ООО «Майндмайс» из Екатеринбурга — они предложили выполнить заказ за 3,1 млн рублей.
Впрочем, несмотря на вложения в рекламу, турпоток в Татарстан с января по июль 2023 года составил почти столько же, сколько и в 2022-м, — 2,4 млн туристов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 110
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.