Президент Беларуси Александр Лукашенко вновь высказался о перспективе объединения в единый холдинг автопроизводителей МАЗ и КАМАЗ. Он будет создан только в пропорции активов 50% на 50%, категорично заявил глава Беларуси в Минске.

Впервые об объединении двух активов заговорили в 2008 году. Более конкретно в феврале прошлого года высказался глава «Ростехнологии» Сергей Чемезов, который предложил властям Беларуси продать 100% акций Минского автозавода и в качестве оплаты этих бумаг принять не «живые» деньги (их у госкорпорации на сделку нет), а акции КАМАЗа («Ростехнологии» владеют 49,9%). Тогда Чемезов уточнил, что весь МАЗ стоит «менее 25% акций» КАМАЗа.

В ответ власти Беларуси высказали заинтересованность, но категорически не согласились с оценкой своих активов. После того, как отпал вариант обмена акциями КАМАЗа и МАЗа, было предложено создать СП, в которое будут внесены акции КАМАЗа и МАЗа, а также войдет целый ряд предприятий, которые производят автокомплектующие как в России, так и в Беларуси. После чего аудиторской компанией Ernst&Young была проведена оценка активов МАЗа на сумму свыше $800 миллионов. Однако правительство Беларуси выразило недовольно результатами и заявило, что выберет другую компанию для оценки. МАЗ был оценен в 2-2,5 раза ниже, чем предприятие из Набережных Челнов.

«Оценка МАЗа в $2,5 млрд. (белорусской стороны прим. авт.) выглядела бы слишком высокой: текущая капитализация КАМАЗа с объёмом производства в 2,9 раза выше, чем у МАЗа, составляет лишь $2,1 млрд., - оценивали тогда эксперты Финама. - В результате, покупка МАЗа будет выгодным приобретением для КАМАЗа лишь в случае уплаты существенно более низкой цены».

Тем не менее, Чемезов заявил, что российская сторона должна иметь 50% плюс одну акцию в холдинге КАМАЗа и МАЗа, в противном случае структура будет неуправляемой.

Тогда первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что правительство страны не пойдет на передачу контрольного пакета акций МАЗа в холдинг «Росбелавто», создаваемый с участием российской госкорпорации «Ростехнологии» и ОАО «КАМАЗ».

«Мы не согласны на передачу контрольного пакета акций МАЗа. Это разные условия», - ответил Семашко.

Тогда различные источники в минпромторге Беларуси заявляли, что стороны 31 мая ждут визита нового президента России Владимира Путина в Минск, где и должен быть разрублен «гордиев узел», поскольку «все должно решаться на уровне президентов, иначе никак».

РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТОЙ КОРПОРАЦИИ, ВИДИТЕ ЛИ, НЕ УСТРАИВАЕТ

Визит Путина в Минск состоялся, но каких-либо более четких заявлений на этот счет не последовало. Пока завесу молчания не прервал Лукашенко.

«Мы твердо договорились (с Путиным прим. авт.): если мы объединяем активы, значит в общей компании 50 на 50, соответствующее управление», - сказал сегодня Лукашенко.

«Но руководство той корпорации (Ростехнологииред.), видите ли, не устраивает 50 на 50. Надо контрольный пакет акций, и дороговато Беларусь просит. Ну, хорошо, если дорого, тогда не надо соглашаться», - добавил Лукашенко.

«МАЗ сегодня нисколько не хуже КАМАЗа. С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут», - заявил белорусский лидер.

«Я не хочу говорить о том, что мы нацелены на конкуренцию с КАМАЗ. Ни в коем случае. Зачем нам конкурировать? Всем места хватит. Если на то пошло, давайте поделим наши рынки», - заметил он.

МАЗ 80% ПРОДАЕТ В РОССИЮ

Для КАМАЗа белорусский завод интересен тем, что МАЗ широко представлен в сегменте седельных тягачей, где доля КАМАЗа пока меньше 5%. За счет Минского автозавода КАМАЗ мог бы получить новый сегмент рынка.

Согласно сведениям ОАО «АСМ-холдинг», в первом полугодии 2011 г. «МАЗ» изготовил 8163 грузовой автомобиль, что на 3232 ед. или на 65,5% больше, чем в первом полугодии 2010 г. В то же время не дремлют конкуренты белорусов на рынке седельных тягачей в РФ. Так, за это же время завод Volvo Trucks в Калуге выпустил 2105 машин, «Скания Питер» в Санкт-Петербурге изготовила 504 автомобиля Scania (+475 ед. или 1837,9%), а «Мерседес-Бенц Тракс Восток» собрал 354 грузовика Mercedes-Benz в Набережных Челнах.

По данным автопортала transler.ru, вся линейка Минского автозавода заточена под российский рынок. Белорусский рынок занимает не более 10% от общих объемов производства (по данным белорусской стороны, МАЗ произвел в прошлом году около 25 тыс. авто, КАМАЗ – 45,2 тыс.), а по состоянию на ноябрь 2011-го - 8%. Чуть больше, от 8 до 12% забирает Украина. Все, что производится, поставляется в Россию – 80% объемов всего товарного производства, или четыре из пяти грузовиков.

…И ОСТАНУТСЯ ТОЛЬКО БРАТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Отметим, на днях, 13 июня, посол России в Минске Александр Суриков намекнул, что такая принципиальность белорусской стороны может дорого выйти Минску. Он поторопил Белоруссию с приватизацией ее предприятий: она рискует потерять российский рынок, в том числе и рынок грузовых автомобилей, если будет по-прежнему сдерживать приход в страну инвесторов, считает он. «Неважно, кто купит белорусские предприятия - россияне, американцы, - надо решаться на приватизацию. Белоруссия в противном случае может серьезно отстать и стать совсем неконкурентной, потерять даже российский рынок. И останутся только братские отношения», - предупредил Суриков.

Посол прокомментировал опасения белорусов, что более дорогой российский автозавод в итоге поглотит минский, из-за чего Минск тянет создание СП. «У меня же есть опасение, что и МАЗ и КАМАЗ будут выжиты со всех рынков китайскими компаниями. Но сегодня с КАМАЗом ситуация обнадеживающая. В активах КАМАЗа появился новый собственник – “Даймлер-Бенц”, обладающий высочайшими технологиями. Объединив эти активы, КАМАЗ проводит модернизацию и становится конкурентоспособным. Если белорусская сторона уйдет со своим МАЗом в сторону, у нее появятся проблемы еще быстрее, чем с другими конкурентами», - подчеркнул российский дипломат.

КАМАЗ ВЫГЛЯДИТ НЕДООЦЕНЁННЫМ КАК МИНИМУМ НА 50%

О перспективах развития двух компаний свое мнение высказали эксперты «БИЗНЕС Online»:

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"

- Недавно КАМАЗ распространил собственную оценку своей доли на рынке: он оценивает её в чуть менее, чем 10%. Учитывая, что несмотря на наступление иностранных грузовиков на российский рынок, КАМАЗ остаётся лидером рынка, а также тот факт, что среди иностранных грузовиков МАЗ является самой популярной маркой, его долю на нашем рынке можно примерно оценить в 4-6%. Если говорить о динамике, то последние несколько лет доли каждой компании сокращались, в основном из-за выхода на российский рынок других иностранных марок грузовых автомобилей. Тем не менее, с учётом того, что рынок растёт, спрос на грузовики растёт, доли компаний могут в среднесрочной перспективе увеличиться: доля КАМАЗа может вырасти до 13-16%, а доля МАЗа до 9-11%.

Ежемесячная рыночная капитализация КАМАЗа составляет 32 235 523 299,22 рубля. Понятно, что у МАЗа нет капитализации, но его оценка гораздо ниже оценки КАМАЗа. То есть уже одно это обстоятельство ставит под сомнение предложение Лукашенко о том, что стороны должны иметь равные доли в компании. В настоящее время перспективы объединения двух компаний весьма призрачные. После последнего заявления господина Лукашенко, вряд ли российская сторона будет настаивать на дальнейшем объединении. Думаю, что усталость от непредсказуемости белорусской стороны уже наступила у российских участников. Вероятнее всего, что далее каждая из компаний пойдёт своим путём, и хотя окончательного разрыва пока не произошло, надежды на объединение тают с каждым днём. К тому же у КАМАЗа уже есть партнёр и весьма авторитетный – Daimler, вот с ним КАМАЗ и будет наращивать сотрудничество, так как и его возможности гораздо больше, а главное – он более предсказуемый.

Владислав Жуковский - старший аналитик ИК "Риком-Траст":

- Судя по всему, Ростехнологии сами высказывают достаточно сильное желание продать свою долю в капитале КАМАЗа и уже в ближайшее время, к концу лета, можно ожидать объявления о заключении сделки. Скорее всего, на первом этапе Daimler нарастит свою долю в российском флагмане грузовых автомобилей с нынешних 11% до 25% плюс одна акция, которые уже согласованы в ФАС. В настоящий момент акции КАМАЗа выглядят недооценёнными как минимум на 50% по отношению к аналогам из Китая и других развивающихся стран.

С другой стороны, совершенно непонятно, зачем продавать долю в одном из наиболее успешных, рентабельных и конкурентоспособных предприятиях России. Ни о каком трансфере современных технологий и ноу-хау говорить не приходится - все разговоры про модернизационный рывок на совместных с иностранцами предприятиях оказались благими намерениями. Уровень локализации производства как был на отметке в 25-30% в 2004г., так там и остался, а иностранные автогиганты рассматривают российский рынок исключительно с точки зрения извлечения сверх прибылей и открытия "отвёрточных" производств с целью минимизации таможенных платежей. При этом никаких по настоящему новых и прорывных моделей в России как не собирали, так и не собирают - иностранцы не хотят своими руками создавать себе конкурентов на внутреннем рынке России и уж тем более они никогда не допустят российскую продукцию на рынки ЕС и США. Судя по всему, руководство Ростехнологий действует в строгом соответствии с указаниями правительства, взявшего курс на масштабную приватизацию государственной собственности, и пытается продать КАМАЗ накануне обвала на мировых рынках с целью извлечения прибыли.