«Будем надеяться, что эта святыня сохранит наш народ и в наше непростое время и Отечество наше убережет от врагов и внешних, и внутренних», — с такими напутствиями сегодня утром во время литургии в Успенском соборе в Москве патриарх Кирилл представил россиянам уникальную Казанскую икону Божией Матери. По словам главы РПЦ, перед чудотворным образом молились Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, освободившие в 1612 году страну от польских интервентов. Ранее эта икона была утрачена. О том, что именно было представлено сегодня в Москве и где будет храниться новоявленный чудотворный образ, — в материале «БИЗНЕС Online».
Патриарх Кирилл объявил об обнаружении оригинала Казанской иконы Богородицы XVI века — заявление он сделал утром прямо в ходе литургии в Успенском соборе Московского кремля
«Мы видим перед собой подлинник»: как патриарх Кирилл представлял найденную икону
Праздник Казанской иконы Божией Матери, который православный мир отмечает сегодня, войдет в историю еще одним событием. Патриарх Кирилл объявил об обнаружении оригинала Казанской иконы Богородицы XVI века — заявление он сделал утром прямо в ходе литургии в Успенском соборе Московского кремля. В эти минуты двое священнослужителей держали перед патриархом святыню в руках, а храм был заполнен десятками верующих.
«Это событие можно отнести к историческим. Мы видим перед собой подлинник чудотворного образа Казанской Божией Матери, перед которым молились Пожарский и Минин и которая спасла наш народ от иностранной интервенции и неизвестно от каких последствий этой интервенции. Этот образ является нашей национальной святыней, — сказал патриарх Кирилл. — Будем надеяться, что эта святыня сохранит наш народ и в наше непростое время и Отечество наше убережет от врагов и внешних, и внутренних».
По словам Кирилла, образ является оригинальным и это подтверждается искусствоведческой экспертизой — образ принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. «И поскольку эта икона является как бы точной, точнейшей копией той созданной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковые иконы и что речь идет о чудотворном образе, о том самом образе, перед которым Минин и Пожарский молились. Это событие можно отнести к историческим», — отметил предстоятель РПЦ.
Икона явилась в Казани в 1579 году, в царствование Ивана Грозного. Как рассказал патриарх, явление произошло «в самое опасное время» для страны и после избавления Москвы и Руси от польских интервентов князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери, и поместил ее образ туда. Но Казанская икона затем исчезла. По одной из версий, говорит патриарх, икону украли и могли вывезти за границу, перепродать или оставить ее где-то в частных коллекциях. Списки иконы получили большое распространение, и многие известны как чудотворные. Однако сам первообраз считался исчезнувшим.
Как обнаружили икону? Точной даты и имен нашедших патриарх не назвал. По его словам, икона никуда не исчезала и оставалась в России, а сберегали ее благочестивые люди. «…И в какой-то момент эта икона была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку, искусствоведу, который очень много лет своей жизни посвятил изучению древней русской иконописи», — сказал Кирилл. По словам предстоятеля РПЦ, в последние годы икона хранилась в патриаршей резиденции в Переделкино среди других икон в складском помещении. И он не сразу решился на то, чтобы рассказать о «находке» именно в храме в этот день. «…Но потом понял, что таить эту историю невозможно, о ней должен узнать наш народ и весь мир», — сказал патриарх.
Затем патриарх в ходе службы много говорил о легендах, которые слагает народ, но все, что касается церковных событий, уверен он, здесь каждый факт проверен и опирается на истории участников. «Церковь является хранительницей, в том числе благодатного духовного толкования истории, которая не является результатом человеческой фантазии, а результатом хранения церковью того понимания исторических событий, каково было присуще их участникам, и участники передали их сынам, внукам и последующим поколениям», — заключил Кирилл.
После сегодняшнего заявления патриарха мысль о возвращении уникальной святыни, найденной в 1579 году на казанском пепелище, в целом не лишена смысла
Так что же это за икона?
После того как патриарх Кирилл представил сегодня икону, с подачи ряда журналистов сразу поползли слухи — неужели нашелся чудотворный образ, что еще в начале века был трагически утрачен в Казани? На самом деле все не совсем так.
Как известно, чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери был обретен в 1579 году. В начале июля тогда по столице современного Татарстана прокатился страшный пожар. После него 10-летней девочке Матроне явилась во сне Богородица, которая повелела найти ее икону на пепелище. В указанном Богородицей месте на глубине примерно 1 м под землей действительно нашли тогда икону. Ее обретение стало настоящим чудом. Образ сразу перенесли в храм Николы Тульского (ныне это возвращенная госкомитетом РТ по архивному делу Гостинодворская церковь, где с недавнего времени возобновили богослужения). Молва об иконе, творящей чудеса, дошла до Москвы и царя Ивана Грозного. По его распоряжению в честь явления чудотворного образа установили праздник, а на месте обретения воздвигли девичий Богородицкий монастырь — ныне Казанский Богородицкий мужской монастырь, в ансамбль которого входит воссозданный сегодня собор Казанской иконы Божией Матери.
Кроме того, с первоявленной иконы сняли список (копию) с описанием всех чудес и отправили ее в Москву для царя. И вот тут есть один нюанс, о котором по сей день спорят историки: а могло ли в те суровые времена местное духовенство осмелиться отправить Ивану Грозному не оригинал, а копию явленной иконы? По словам известного историка, ныне покойного Дмитрия Хафизова, тогда не было такой практики — в Москву отправляли именно оригиналы икон и уже там снимали с них копии и потом возвращали в места явлений. «Это была такая византийская традиция собирания святынь в столице, — рассказывал Хафизов в одном из интервью „БИЗНЕС Online“. — Поэтому царская семья всегда считала, что именно у них хранится явленная икона, которую нашла Матрона. Сначала ее передали Рюриковичам, потом уже Романовым. Вот она у них долгое время хранилась. Но она хранилась у них в семье, доступа у посторонних людей к ней не было».
Это легло в теорию о том, что когда вор Стоян-Чайкин в 1904 году украл из собора Казанской иконы Божией Матери икону и сжег ее (по легенде — прим. ред.), то это была совсем не первоявленная икона, а только копия, столетиями хранящаяся в Казани. А это, в свою очередь, означало, что первая икона могла уцелеть и рано или поздно через перипетии истории вернуться к верующим. На это, в частности, не раз намекал и почивший митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, когда еще только ставился вопрос о воссоздании казанского собора. Поэтому после сегодняшнего заявления патриарха мысль о возвращении уникальной святыни, найденной в 1579 году на казанском пепелище, в целом не лишена смысла. Но многое, пока не было сделано иных уточняющих заявлений, указывает на обратное — речь сегодня идет не об обретении оригинала явленного образа, а только очередного (но не менее значимого и чудотворного) списка.
Окончательных заявлений о том, что же именно это за икона сегодня была представлена патриархом, все равно пока не хватает, что вынуждает искусствоведов пока осторожно реагировать на речь главы РПЦ
Почему это не первоявленная икона?
Неоднократно сегодня патриарх указал на то, что представленная икона — это именно та, на которую при освобождении Москвы от интервентов молились в ополчении Минина и Пожарского. Откуда она появилась у них? Ряд исследователей утверждают, что изначально икону, точнее, список с явленного образа взяли с собой казанские ополченцы еще в первое народного ополчение в 1611 году. Тогда поход не увенчался успехом, как уверяется в летописи 1630-х, поскольку не должным образом встретили икону. Ополченцы отбили Новодевичий монастырь, некоторое время потом казанская дружина пребывала в Москве, после чего отправилась обратно в Казань. По пути они встретили ополчение, уже возглавляемое Мининым и Пожарским, примкнули к ним, а вместе с ними обрели и икону, которая участвовала в первом ополчении. На этот раз к образу отнеслись уже с бо́льшим почтением. С иконы сняли еще одну копию — ее отправили в Казань, а сам первый список оставили с собой во втором ополчении, которое, как известно, и отбило Москву у интервентов.
«Наша икона была обретена по новому стилю 21 июля 1579 года. Понятно, что было сделано несколько списков, в том числе и казанский. Непонятно, в первое ополчение какая икона была. Ладно, скажем, наша казанская. Далее второе ополчение — Пожарский и Минин. Добралась ли эта икона до них? А может, она просто застряла в Ярославле? — отмечает сегодня в разговоре с „БИЗНЕС Online“ известный казанский историк Анатолий Елдашев. — Потому что Нижний Новгород, особенно центр формирования ополчения, — это Ярославль, там уже формировался совет всея Руси».
Список при этом впоследствии получил наименование московского, который разместили в 1636-м, как верно отметил патриарх, в Казанском соборе на Красной площади. Там она пребывала вплоть до своего исчезновения с приходом большевиков к власти в 1918 году. Как именно она пропала, доподлинно неизвестно — считается, что была украдена. Хотя тут, кстати, существует версия, что и этот московский список не пропал, а был еще во времена Петра I перенесен в Санкт-Петербург, а на Красной площади оставили некогда копию. Исследователи проверяли Санкт-Петербургский список на предмет того, не первоявленная ли это икона. Ответ — нет: не сходятся облик и размеры, описанные в свидетельствах митрополита Гермогена.
Многое указывает на то, что в своем выступлении патриарх Кирилл представлял именно найденный после исчезновения в 1918 году Московский список. В своей речи глава РПЦ несколько раз упоминает о том, что перед иконой молились Минин и Пожарский, нигде не оставив никакой привязки к первоявленной иконе 1579 года. Образ, который сегодня представили, по словам самого же патриарха, датирован годом позже — 1580-м. Выходит, это один из древнейших списков. Таких уникальных образцов Казанской иконы Божией Матери, датированных последней четвертью XVI века найдется с пару десятков. Некоторые из них хранятся в музеях, некоторые — в церквях, некоторые до сих пор пребывают в частных коллекциях. К слову, и в Казани сегодня есть Казанская икона Божией Матери, датированная периодом с 1580 по 1590 год. Находится этот список в нашем изомузее. Подробно о нем, равно как и о других списках явленной иконы, «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал в одном из своих материалов, выходивших как раз тогда, когда шла дискуссия о том, какую же икону логичнее всего было бы размещать в воссоздаваемом соборе Казанской иконы Божией Матери.
По слухам из местной епархиальной среды, неподтвержденным никак официально, информация о том, что в патриаршей резиденции нашли старинную икону, была известна еще несколько лет назад, при жизни митрополита Феофана. Ряд собеседников уверяют, что высказываемые владыкой тезисы о чудесном возвращении чудотворной первоявленной иконы могли быть основаны как раз на факте этого обнаружения в патриаршей резиденции. Для окончательных заявлений якобы ждали экспертизу, которая никогда не бывает быстрой. Сейчас, по всей видимости, все экспертизы проведены, поэтому настало время представить свету эту икону.
Но окончательных заявлений о том, что же именно это за икона сегодня была представлена патриархом, все равно пока не хватает, что вынуждает искусствоведов пока осторожно реагировать на речь главы РПЦ. Во всех этих перипетиях истории с настоящей Казанской иконой Божией Матери всегда есть ряд деталей, подпадающих в разряд легенд, а не фактов. Впрочем, для духовенства, верующих и религии в целом совсем неважно, подлинник ли перед ними или удачная реплика, — все сводится всегда к вопросам веры и молитвы, а не к теме истории материальных вещей.
Шансов, что этот образ может быть размещен в воссозданном казанском соборе вместо ватиканского списка, уже нет — патриарх Кирилл сообщил, что представленная икона разместится в своей исторической резиденции в Казанском соборе на Красной площади. Это лишний раз говорит в пользу того, что речь сегодня шла в первую очередь о древнем московском списке, не менее чудотворном и почитаемом православной церковью, не менее значимом в этот день для всего русского государства. Но все же это список, а не первоявленный образ, обретенный на пепелище благодаря видению Матроны.
P. S.: Уже после выхода материала в московской патриархии уточнили, что продемонстрированная патриархом Кириллом икона является «так называемым московским списком первообраза, обретенного в Казани в 1579 году». Именно этот список, как считается среди верующих, помог в Смутное время освободить Москву от поляков, но был утерян в 1918 году. Первоявленный же список, утраченный в 1904 году, уточнили в патриархии, все еще не найден.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.