Иван Грачев: «Нельзя резко форсировать переходы на национальные валюты, потому что волатильность рубля, коэффициент вариаций стоимости рубля на порядок больше, чем коэффициент вариаций стоимости доллара» Иван Грачев: «Нельзя резко форсировать переходы на национальные валюты, потому что волатильность рубля, коэффициент вариаций стоимости рубля на порядок больше, чем коэффициент вариаций стоимости доллара» Фото: «БИЗНЕС Online»

Резкий переход на национальные валюты — штука вредная

Начну с ответа на несправедливое обвинение в мой адрес. Якобы я всегда выступал за тотальную дедолларизацию, а в последних статьях все считаю в долларах. На самом деле я никогда не выступал за форсированную (!) дедолларизацию, считая, что в таком деле нужна осторожность. Нельзя резко форсировать переходы на национальные валюты, потому что волатильность рубля, коэффициент вариаций стоимости рубля на порядок больше, чем коэффициент вариаций стоимости доллара. Точно тут довольно трудно посчитать, поскольку абсолютного мерила в плане валюты нет.

Это означает, что если мы резко переходим на расчеты в рублях или других национальных валютах, это эквивалентно увеличению ошибок при оценке любых экономических проектов. Появляются случайные ошибки, которые резко ухудшают конкурентоспособность страны. Грубо говоря, ты думаешь, что у тебя себестоимость продукта будет одна, а по факту через полгода она совсем другая. Или ты заключил сделку, думая, что получишь реально столько-то материальных благ, а на самом деле все совсем не так, как ты планировал. Повторю, резкий переход на нацвалюты — штука вредная, в чем можно убедиться на примере не раз мной упомянутых рупий.

Иван Грачев: «В сентябре Россия получила рекордный доход от нефти – 19 миллиардов долларов»

А теперь к повестке. Что происходит с материальными благами, которые Россия может получить или не получить? Мои оценки в этой части были верными, но, к сожалению, верными оказались и некоторые другие мои выводы. На неделе израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что конфликт в Израиле будет долгим и кровавым. Президент РФ Владимир Путин на совещании с совбезом, правительством и руководством силовых ведомств сказал примерно то же самое и добавил, что это противоборство объективно выгодно США — носителю и бенефициару хаоса в биполярном мире. Я и сам придерживаюсь гипотезы, что конфликт на Ближнем Востоке было выгодно разжечь именно Штатам, о чем неоднократно писал в «БИЗНЕС Online».

Конкретный пример, касающийся того, кто бенефициар конфликта в Израиле и какова причина — это остановка поставок с израильских газовых месторождений в Европу. В перспективе поставки должны были идти с шельфа, который как раз расположен напротив сектора Газа, а также с кипрских шельфовых месторождений. Понятно, что ничего подобного в сложившейся ситуации европейцы не получат, что дает американцам дополнительные возможности по ценам и объемам поставок сжиженного природного газа в Европу.

«Я писал, что средняя цена на Urals придет к цифре $80 (плюс-минус 5), а дисконт будет меньше $10. Я это просчитал по опыту Ирана» «Я писал, что средняя цена на Urals придет к цифре 80 долларов (плюс-минус 5), а дисконт будет меньше 10 долларов. Я это просчитал по опыту Ирана» Фото: «БИЗНЕС Online»

Соберут ли в российский бюджет 30 трлн рублей?

В продолжение темы. На газовом форуме, который проходит в Санкт-Петербурге, глава «Газпрома» Алексей Миллер высказался о том, что радикально сужается количество поставщиков в Европу, а министр энергетики нашей страны Николай Шульгинов отметил, что цена на газ поднимется до $600 за 1 тыс. кубометров и будет держаться на этом уровне.

Если к этому добавить данные о том, что в октябре цена на российскую нефть была примерно $82 за бочку, а дисконт на Urals по отношению к Brent был $9,5 за бочку (эти данные даются со ссылкой на аналитическое агентство Argus), то это полностью соответствует прогнозам, которые я давал в самом начале года в «БИЗНЕС Online». Я писал, что средняя цена на Urals придет к цифре $80 (плюс-минус 5), а дисконт будет меньше $10. Я это просчитал по опыту Ирана.

На неделе обсуждалось интересное заявление турецкого министра энергетики Альпарслана Байрактара, который полагает, что в 2024-м в Турции заработает газовый хаб, который с помощью России они рассчитывают использовать и для других углеводородов, минеральных ресурсов. В связи с этим я думаю, что мои прежние прогнозы по бюджету России правильны.

В первом чтении был принят бюджет РФ. К сожалению, инерционный в целом. Обсуждать его детально особого смысла нет, но что в нем представляет интерес, так это измененная оценка того, какие по итогам этого года окажутся доходы. Минфин утверждал, что соберут 26 трлн рублей в федеральный бюджет, я же говорил, что будет 30 трлн и выше. Теперь прогноз, который они дают, — 29 триллионов. По итогам года наверняка будет 30.

«Нас ждет 7–9 лет экономического роста»: Иван Грачев о российском ВВП и инфляции в 2023-м

Чрезвычайно интересны в этом плане цифры, связанные с обороной. О них написали в The Economist раньше, чем во многих российских изданиях. Название статьи можно перевести примерно так: «Что новый бюджет России говорит о военной операции на Украине (перспективы мрачные)». Там отмечается промышленный рост нашего государства на 4%, а также то, что на следующий год планируются максимальные военные расходы на оборону — 10,8 трлн рублей. При этом в 2025 году предполагается уменьшение расходов бюджета на 2,5 триллиона. Это подтверждает мое предположение, что задачи по Украине рассчитывают решить в следующем году.

«Приводятся факты, что за время первого правления Трамп поднял примерно в два раза — до 3% — импортные пошлины. А сейчас одно из его программных заявлений гласит, что он поднимет их на 10%» «Приводятся факты, что за время своего правления Трамп поднял примерно в 2 раза до 3 процентов импортные пошлины. А сейчас одно из его программных заявлений гласит, что он поднимет их на 10 процентов» Фото: © Aaron Schwartz / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

С высокой вероятностью Трамп пройдет на второй срок

В том же The Economist была опубликована другая статья — «Второй срок Трампа будет протекционистским кошмаром», которая перекликается с российскими реалиями, делами, связанными с бюджетом, развитием страны. Там представлены и графики, и цифры, которых больше, чем в рассказах о российском бюджете. Суть статьи простая: с высокой долей вероятности, бывший американский президент Дональд Трамп может прийти на второй срок, а если это случится, он займется протекционистской политикой. Приводятся факты, что за время правления он поднял примерно в 2 раза до 3% импортные пошлины. А сейчас одно из его программных заявлений гласит, что он поднимет их до 10%. Предполагается, что ему удастся это сделать.

Ну и дальше в статье идут рассказы о том, как это плохо для Запада и самой Америки. На самом деле это то, что целесообразно Штатам делать, что Трамп пытался делать и в первый свой срок, и будет делать на втором: форсировать индустриализацию, восстанавливать инфраструктуру. А без фиксированной таможенной политики в нынешнем мире вряд ли это можно сделать.

Почему я обратил внимание на эту статью и пересказываю ее? Она позволяет нам взглянуть и на себя, увидев отражение в кривом зеркале. Байден был вынужден проводить элементы реиндустриализации, но он снизил средние таможенные пошлины в США. Очень вероятно, что дальше к власти придут республиканцы и будут делать то, что сегодня нужно Америке.

А что в России? К сожалению, некоторые ошибки не исправляются. Если в Соединенных Штатах в результате конкуренции партий, вероятно, будут исправлены ошибки, связанные с чрезмерной открытостью миру, то у нас в рамках однопартийной системы такие вещи не работают.

Если проанализировать приведенные выше данные по нефти, газу, ценам на нефть, учесть рост не только нефтегазовых доходов, но и сельского хозяйства, то курс рубля, к которому сейчас пришли, может быть, только если из нашего государства выводится порядка $200 млрд (только за этот год). И я уверен, это было, причем разными способами — когда полузаконными, когда совсем незаконными. Просто не возвращается реальная валюта от продаж в Россию.

В 2022-м был огромнейший вывод долларов и евро, что обосновывалось необходимостью ослабления рубля. Это серьезнейшая ошибка, которая дальше никак не исправляется, не корректируется. Благодаря огромным ресурсам нашей страны, небольшой рост России в любом случае обеспечен даже в нынешней сложной обстановке, что продолжится и в следующем году. Оснований считать, что будет существенно хуже, нет. Но и на ощутимые улучшения рассчитывать не приходится.