Новые владельцы бизнеса французской сети Decathlon запускают в России новую сеть спортивных магазинов, которая будет называться Desport Новые владельцы бизнеса французской сети Decathlon запускают в России новую сеть спортивных магазинов, которая будет называться Desport Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

Decathlon умер, да здравствует Desport

Поклонники Decathlon сегодня узнали, что новые владельцы бизнеса французской сети в России запускают новую сеть спортивных магазинов, которая будет называться Desport, об этом сообщает ТАСС. Первые объекты должны открыться уже в декабре.

В сентябре 2023-го бизнес компании Decathlon Russia приобрело ООО «АРМ», которому также принадлежит франшиза Mango. Как пояснили ТАСС в компании, «название новой сети происходит от старофранцузского слова desport, которое означает „развлечение“, „игра“ — от него и произошло слово „спорт“ во многих языках мира». «Это название отражает саму суть нашего бизнеса: вдохновлять людей к занятиям спортом и физической активностью», — цитирует информационное агентство директор по маркетингу Desport Матье Кобаррер.

Летом замглавы минпромторга РФ Виктор Евтухов сообщал, что правительственная комиссия по иностранным инвестициям одобрила сделку по сети Decathlon в России, состоящей из 36 объектов (35 магазинов и склада). АРМ обязалось обеспечить рабочими местами 1,4 тыс. человек.

Управлять сетью из 35 магазинов будет та же компания, что и раньше, — «Октоблу». По данным «Контур.Фокуса», организация закрыла 2022-й с выручкой почти вдвое меньше, чем годом ранее, — всего 15,3 млрд рублей (минус 47%). С 2 октября 2023-го она на 100% принадлежит ООО «АРМ» Вячеслава Мареева, стоимость доли — 4 млрд рублей.

В сети уже можно найти сайт Desport. Согласно информации в разделе «Магазины», точки спорттоваров в Казани откроются по прежним адресам: ул. Родины, 51 и проспект Ибрагимова, 54. А вот магазин в Набережных Челнах не вернется — его здание летом выкупила компания «Эссен Продакшн АГ».

«Октоблу» начала набирать сотрудников для возобновления работы в России в середине октября. На 31 октября на hh.ru открыто 65 вакансий компании по всей стране. В Казани пока набирают только продавцов-консультантов с зарплатой от 45 тыс. рублей. Согласно тексту вакансии, идеальный кандидат «любит спорт и практикует его». Опыт не требуется, но приветствуется: здесь будут рады бывшим сотрудникам «Спортмастера», Adidas, Nike, New Balanсe, «Триал-Спорта», «ВелоСтраны», IKEA, «Леруа Мерлена».

Французская компания, занимающаяся продажей в розницу товаров для занятий спортом, можно сказать, повторяет путь испанцев из Zara, которые стали в России Maag. Официальных данных по выручке у Maag пока нет. Однако, как отмечал вице-президент «Союза торговых центров: Россия, Беларусь, Казахстан» Павел Люлин, дела с продажами у них идут не очень хорошо, поскольку ассортимент сильно отличается от того, что предлагала Zara.

С 27 июня компания Decathlon приостановила работу онлайн и офлайн магазинов в России С 27 июня компания Decathlon приостановила работу онлайн- и офлайн-магазинов в России Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

Бегство французов

Впервые французский ретейлер заявил о приостановке деятельности в России на фоне СВО 29 марта в прошлом году. Тогда компания объяснила свое решение тем, что международные санкции и ограничения поставок не позволяют продолжать работу. Владельцы сети обещали поддерживать 2,5 тыс. своих российских сотрудников. Спустя какое-то время магазины вновь заработали. Президент Франции Эмманюэль Макрон тогда подчеркивал, что решение французских компаний о приостановке или продолжении деятельности в РФ остается за ними.

В июне 2022-го сеть спорттоваров опять начала закрывать магазины. Причем российским сотрудникам компании вновь объясняли, что это временно и связано с перебоями в поставках. Якобы, когда все наладится, магазины снова откроются. На запрос «БИЗНЕС Online» тогда в пресс-службе Decathlon ответили, что пока не комментируют информацию о закрытии.

В Татарстане Decathlon впервые распахнул двери в 2011 году, открывшись в ТЦ «МЕГА». Он стал 10-м по счету в России и занял площадь в 5 тыс. кв. метров В Татарстане Decathlon впервые распахнул двери в 2011 году, открывшись в ТЦ «МЕГА». Он стал 10-м по счету в России и занял площадь в 5 тыс. кв. метров Фото: «БИЗНЕС Online»

Официальных подтверждений о дальнейшей судьбе компании и стоявших закрытыми магазинов, да и вообще каких-либо заявлений от французов не было вплоть до января 2023-го, пока не стало известно, что сеть выставила российские активы на продажу. Отметим, что часть недвижимости они арендовали, часть была в собственности. Площадь собственных российских активов, писал тогда РБК, ссылаясь на данные консалтинговой компании CORE.XP, составляла не менее 135 тыс. кв. метров. Причем в эти «квадраты» входил и челнинский объект (4,7 тыс. кв. м). Весь бизнес в России оценивался экспертами в 13–15 млрд рублей.

В Татарстане Decathlon впервые распахнул двери в 2011 году, открывшись в ТЦ «МЕГА». Он стал 10-м по счету в России и занял площадь в 5 тыс. кв. метров. Проработал он там 7 лет, а затем ушел из торгового центра, поселившись рядом с «Южным» — это двухэтажное строение с парковкой у Горкинско-Ометьевского леса. В 2014-м Decathlon открылся в Казани у «Тандема» и в Набережных Челнах на проспекте Яшьлек. В республике сеть входит в группу Mulliez Family, которой принадлежат также «Ашан» и «Леруа Мерлен». Последние пока продолжают работу как в РТ, так и в России.

Смогут ли они сразу занять нишу Decathlon — зависит от агрессивности их развития, как они будут развиваться, куда пойдут, куда не пойду «Смогут ли они [Desport] сразу занять нишу Decathlon — зависит от агрессивности их развития, как они будут развиваться, куда пойдут, куда не пойдут» Фото: © Илья Наймушин, РИА «Новости»

«Спортивная ниша не такая большая»

Эксперты «БИЗНЕС Online» комментируют последние новости рынка.

Михаил Рогожин — эксперт, содиректор ретейл-департамента CORE.XP:

— Это радостно. Не так много уходящих брендов открылось снова, поэтому каждый конкретный пример достоин всецелого внимания и изучения. Пусть Decathlon станет называться Desport, но в целом, наверное, будет то же самое. С другой стороны, Zara открылась, но она совсем не Zara. Ожидать можно чего угодно, а что мы получим, узнаем только в декабре. Я думаю, что это будет сразу ясно, как только откроются первые магазины. С одной стороны, есть объяснимое желание у людей заработать, с другой — понимание того, к чему привыкли покупатели в плане Decathlon. Поэтому кто знает, чего туда напихают? Это хороший вопрос. У собственников есть определенный опыт работы с фешен-брендами, но они все-таки подороже.

Смогут ли они сразу занять нишу Decathlon — зависит от агрессивности их развития, как они будут развиваться, куда пойдут, куда не пойдут. Спортивная ниша не такая большая. Если не вспоминать ушедшие Adidas, остается «Спортмастер», которого реально много. Разнообразие всегда хорошо, более того, наличие более дешевых сеток приветствуется. Если это будет более незатратная система, то почему бы нет? Она может пойти. Decathlon же забрал себе приличное количество сторонников и любителей, когда активно работал у нас, потому что он дешевый. Если не пойдет, закроются, наверное. Если пойдет, пусть развиваются, будем только рады.


Владимир Шайхиев — заместитель гендиректора A-Development:

— Их очень не хватало, потому что альтернативы с точки зрения ассортимента, покрытия всех потребностей, которые есть, не появилось за это время. Прекрасная новость с учетом того, что они сохранят этот формат и вернутся на те площади, на которых были: на Ибрагимова и проспекте Победы. Какая-то сложность с логистикой, по поставкам, возможно, даст удорожание. В любом случае ситуация, так или иначе, внесла корректировки в цены, ждать тех же цен не стоит, предполагаю, что подорожание должно быть. Но на фоне того, что есть (потому что «Спортмастер» не перекрывает ни ассортиментом, ни ценой), они вернутся в свою нишу, причем быстро. Думаю, это прямо в моменте произойдет, вряд ли займет какое-то время. Очень быстро все это дойдет до людей. Реально дефицит в стране, а еще с учетом относительно неплохого качества, да и цены у них были адекватные, и ассортимент хороший. Я думаю, они потеряли в момент отсутствия на рынке с точки зрения дохода, но не имиджевости.