IMG_3564.jpg
В работе круглого стола «БИЗНЕС Online» и ассоциации региональных банков России приняли участие топ-менеджеры ведущих кредитных организаций Татарстана

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВ В РЕГИОНАХ В ПРЕДДВЕРИИ ОЧЕРЕДНОЙ ВОЛНЫ КРИЗИСА – ТЕМА №1

Встреча татарстанских банкиров в ТПП стала, пожалуй, одной из самых представительных в последнее время. В ней приняли участие председатель торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев, а также руководители динамично развивающихся банков Татарстана: и.о. председателя правления АКБ «БТА-Казань» Руслан Алимов, председатель правления Автоградбанка Венера Иванова, председатель правления банка «Казанский» Тахир Гайнутдинов, руководитель офиса ВТБ 24 в Казани Дамир Габдулхаков, заместитель председателя правления ИнтехБанка Рафиль Хасанов, руководитель центра повышения финансовой грамотности населения «Знак» Дилюс Шавалиев и руководитель аналитического центра «БИЗНЕС Online» Альберт Бикбов.

Модератором круглого стола выступил вице-президент ассоциации региональных банков России, главный редактор информационного агентства Bankir.Ru Ян Арт. В своем вступительном слове он обозначил несколько ключевых трендов банковского рынка Москвы.

IMG_3577.jpg
Ян Арт, ассоциация региональных банков России: «Ясно, что депозиты даже в нынешнем достаточно высоком состоянии однозначно проиграют инфляции»

- Первое – это неприятный преимущественный рост потребкредитования на фоне других видов. То есть у нас опять кредитуется потребление. Второе – опять начинается нервическая обстановка вокруг депозитов, вновь становится ясно, что депозиты даже в нынешнем достаточно высоком состоянии однозначно проиграют инфляции. И третье – это утечка капитала из страны через «дочки» западных кредитных организаций, - рассказал Арт.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что ситуация в Татарстане отличается от средней по стране, поскольку экономика нашего региона несколько иная: традиционно сырьевая республика в последнее время делает ставку на развитие переработки, увеличение доли малого бизнеса в ВРП, имеет мощный промышленный кластер. Дискуссия длилась два часа и была моментами довольно бурной. Все-таки тема перспектив развития банков в регионах в преддверии очередной волны кризиса сегодня – №1, в том числе и на банковском рынке.

IMG_3503.jpg
Тахир Гайнутдинов, банк «Казанский»: «Поскольку спрос на кредиты со стороны бизнеса недостаточный, мы ограничиваем через процентную политику и привлечение средств на депозиты»

«ПОКА ЧТО СКЛАДЫВАЕТСЯ СИТУАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Именно крупнейшие промпредприятия определяют температуру и на финансовом и банковском рынках. И, по словам Ивановой, они уже начали готовиться к грядущей второй волне кризиса. «Поскольку мы базируемся в Набережных Челнах, мы лучше всего знаем ситуацию именно по нашему городу. Когогин (Сергей Когогин – гендиректор ОАО «КАМАЗ», - ред.) первым начинает готовиться к кризису: КАМАЗ переходит на четырехдневную рабочую неделю. Соответственно, снижаются доходы рабочих, что, в свою очередь, влияет на ипотеку, мы уже с опаской выдаем им кредиты, - рассказала она. – Тем более, требования к заемщикам ужесточила АИЖК».

По словам Ивановой, на банковском рынке Татарстана идет «битва за депозиты» - банки начали повышать ставки. «Хотя объем заявок на кредиты со стороны малого и среднего бизнеса не снизился, все здравомыслящие предприниматели понимают, что грядет кризис. Стараются не вкладываться в новые проекты, а сохранить текущие. Все рассматривается через призму большой грозы», - подчеркнула предправления Автоградбанка.

Впрочем, участники круглого стола согласились с позицией Габдулхакова, который отметил, что говорить о наступлении кризиса в банковском секторе сегодня нельзя, поскольку кризис – это когда банки перестают исполнять свои обязательства перед клиентами. «Пока что складывается ситуация определенной неопределенности», - отметил управляющий казанского офиса ВТБ 24. Его поддержал Гайнутдинов: «Ощущения, что завтра все упадет, у нас нет. От недавнего падения курса рубля мы не потеряли, а выиграли».

- Кризис прошел, но никакого подъема нет. Идет стагнация, этому много причин. Мы стараемся удовлетворить спрос на кредиты, который есть. Но поскольку спрос недостаточный, мы ограничиваем через процентную политику и привлечение пассивов. Что касается провала рубля, то мы от этого не потеряли, а наоборот выиграли, поскольку сидим в рынке и оперативно реагируем на изменения курсов. Ликвидности у нас много, - рассказал Гайнутдинов. По его словам, одна из системных проблем экономики – отсутствие стимула у предприятий на капитализацию: "То ли налоговая система у нас такая, что все выжимает. Когда кредитуешь, важно, чтобы у предприятия росли активы. Если этого нет, то и у нас нет роста. Пытаться активно расти в кризис - это, я считаю, накопление плохих активов".

IMG_3550-777.jpg
Руслан Алимов, банк «БТА-Казань»: «Когда ставка однодневного кредитования 5,5 процента, а в конце месяца будет 7,5 процента, о каком ипотечном кредитовании под 11 - 12 годовых может идти речь?»

ДАВАЙТЕ БУДЕМ ДЕРЖАТЬ ИНФЛЯЦИЮ НА УРОВНЕ 6%, ПОКАЖЕМ ЭТУ ЦИФРУ ЧЕРЕЗ РОССТАТ И УГРОБИМ СВОИ БАНКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Дефицит ликвидности – словосочетание, которое простой банковский вкладчик узнал, пожалуй, только после осени 2008 года – сегодня снова в тренде. Острую тему политики финансовых властей России поднял Алимов.

- Ставка MosPrime однодневного кредитования держится в коридоре 5,5 - 7,5 процента. Остатки на корсчетах по всей России на уровне 600 миллиардов рублей, из них в Москве 500 миллиардов, а на депозитах в ЦБ - всего 90 миллиардов. Деньги на депозитах держит, в основном, крупняк. По этой цифре можно сказать, что даже у него начинаются большие проблемы.

- То есть диагноз – нехватка ликвидности? – спросили у него участники КС.

- Сокращение ликвидности идет однозначно. Когда ставка однодневного кредитования 5,5 процента, а казначеи считают, что это очень низкая ставка и надо брать, а в конце месяца она будет 7,5 процента, о каком ипотечном кредитовании под 11 - 12 процентов может идти речь? Это ненормальная ситуация, когда банки дают друг другу под 6 процентов. Это значит, что экономический блок правительства и Центробанк идут не в ту сторону. На мой вопрос Улюкаев ответит: «Я таргетирую инфляцию, буду держать ее в пределах 5 - 6 процентов». Что это за самоцель? Ну, давайте мы будем держать инфляцию на уровне 6 процентов, покажем эту цифру через Росстат и угробим свои банки и промышленность, - подчеркнул и.о председателя правления банка «БТА-Казань». Участники круглого стола единогласно согласились с его позицией.

В ходе двухчасовой дискуссии были подняты многие злободневные вопросы. Банкиры обсудили развитие не только банковского, но и неразрывно связанного с ним реального сектора экономики, государственную политику поддержки крупных банков, введение в Центробанке права мотивированного суждения (когда сотрудник регулятора выносит решение на основе своего субъективного понимания ситуации) и многие другие. Подробный отчет с круглого стола читайте в «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.