МОЛЧАЛИВЫЙ ТЕНДЕР

Необычный лот был размещен недавно на торговой площадке Сбербанка - о «выполнении работ по строительству (постройке) и отгрузке катера проекта КМ-155 «ИНЗЕР» (или эквивалент) для государственных нужд в 2012 году». Заказчиком катера выступает федеральная служба безопасности в лице федерального государственного казенного учреждения «Войсковая часть 55056». Начальная цена контракта - 30,5 млн. рублей. В справке-обосновании говорится, что цена предложена поставщиком - ООО «Судостроительная компания «ТКТ» и согласована с минобороны.

Похоже, судно будет строиться на верфях челнинского судостроительного завода - «Судостроительной компании «ТТК». Так, в перечне продукции этого предприятия есть требуемый для чекистов катер проекта КМ-155 «Инзер». Получить подтверждения в СК ТКТ получить не удалось. Редакция «БИЗНЕС Online» направила письменный запрос в компанию, но ответ на момент написания материала к нам не поступил.

О самой компании ТКТ известно, что она работает на рынке с 1993 года и специализируется на производстве стальных катеров и яхт различных классов длины от 10 до 20 метров. Среди них как прогулочные и туристические яхты, так и служебно-разъездные катера и суда специального назначения (нефтесборщик, буксирный катер, водолазный катер, лоцманский катер). Всего компанией выпущено около 100 судов разных типов. В частности, по данным самих судостроителей, всего было построено шесть кораблей заказываемого ФСБ проекта КМ-155 «Инзер».

УНИВЕРСИАДА ВПЕРЕДИ

Катера этого типа предназначены для экскурсионных и туристических целей. ФСБ же, видимо, берет судно для так называемых «служебно-разъездных целей». Получить комментарий в пресс-службе как татарстанского УФСБ, так и федеральной службы безопасности не удалось. В Москве ответ пообещали подготовить в течение недели.

Что интересно, местом поставки катера указывается Казань (цена доставки включается в стоимость всего контракта). Здесь его должны принять представители государственнной инспекции по маломерным судам МЧС России и военного представительства ФСБ. Судно должно быть сдано до 1 июня 2013 года (напомним, что старт самих Всемирных студенческих игр в столице РТ запланирован на 6 июля 2013 года). Судя по всему, судно планируется использовать в рамках Универсиады-2013.

ТЕС, ДУБОВЫЙ ШПОН ДЛЯ ВИП-ГОСТЕЙ

Что же представляет собой корабль? Корпус судна и надстройки должны быть изготовлены из судостроительной стали, корпус - разделен переборками на 5 водонепроницаемых отсеков. Основой энергетической установки должны быть 2 морских дизельных двигателя фирмы IVECO - максимальной мощностью 500 л.с. (368 кВт) каждый, плюс вспомогательный морской дизель-генератор мощностью до 6 кВт. Базовая версия судна оснащается двигателями VOLPO PENTA. Из радионавигационного оборудования предусматривается компас, навигатор ГЛОНАСС/GPS, эхолот с доп. функциями (впередсмотрящий), радар монохромный, переносная радиостанция УКВ, а также установка телекамеры видеонаблюдения с кормы.

Из бытовых помещений - каюты, камбуз, два гальюна (первый - в кормовой части, второй - с горячей водой и душем в носовой части катера). Более подробно о планировке судна можно узнать на официальном сайте производителя: «В рулевой рубке будет оборудован главный пост управления судном с креслами для рулевого и штурмана, а также выделено место для камбуза. Лобовые окна ходовой рубки оборудованы устройством обмыва незамерзающей жидкостью и поводковыми стеклоочистителями. В носовой части корпуса судна оборудованы 2 каюты: 2-местная для экипажа и VIP-каюта и VIP салон. VIP каюта имеет спальное и рабочее место, а также место для приема гостей и туалет с душем. VIP салон оборудован диванами, столом и камбузом».

В качестве источника тепла планируется разместить воздушный отопитель Webasto с разводкой во все жилые помещения судна, а для кондиционирования - систему климат-контроль с разводкой на 3 каюты. Из бытовой техники планируется судовой холодильник (90 л, 12/24В, импортного производства), двух конфорочная электрическая плита и микроволновка. Предусмотрен также комплект мягкой мебели, на флайбридже (открытая площадка на крыше рубки судна) - столик с угловым диваном (конструкция из нержавеющей стали, мягкие элементы - съемные, из влагостойкой искусственной кожи). Для командира корабля обстановка чуть попроще - предусмотрено кресло отечественного производства. Пол должен покрыт буком, а палуба - дощечкой из тика. Внутренние помещения планируется отделывать дубовым шпоном. Для защиты от солнечного света все стекла (кроме лобовых) будут тонированы .

Надо отметить, что годом ранее федеральная служба безопасности России уже заказывала судно подобного класса, но для работы в Сочи. В апреле 2012-го победитель объявленного ФСБ конкурса должен доставить в Сочи британский патрульный катер Haines 400 Aft Cabin (Offshore) в комплектации класса «люкс». Правда, он стоил чуть дешевле татарстанского аналога, - стартовая цена катера 21,9 млн. рублей.

ИСТОРИЯ С ПРЕДЫСТОРИЕЙ

Напомним, что это не первый заказ ФСБ кораблей в Татарстане. С момента заложения пограничного сторожевого корабля проекта 22100 «Океан» - фрегата первого ранга с водоизмещением в 2,7 тысячи тонн, предназначенного для хождения в арктических широтах и строящегося специально для пограничной службы ФСБ России, вообще еще не прошло и двух недель. По планам ФСБ, «Океан» должен прийти на смену пограничным сторожевым кораблям проектов 11351 и 97П и стать уникальной боевой единицей, аналогов которой нет в стране. Основной его задачей станет охрана государственной границы и экономических интересов России на море, охрана за пределами исключительной экономической зоны запасов анадромных видов рыб, а также участие в операциях по поиску и спасению с поверхности воды экипажей и пассажиров, оказание помощи при тушении пожаров и т.п. Предположительно, «Океан» будет использоваться в северо-западной части Тихого океана, арктических и неарктических замерзающих морях России.

Среди судов наиболее близок к вышеуказанной тематике противодиверсионный катер «Грачонок» (заводской № 982) проекта 21980. Он был заложен в Зеленодольске 7 мая 2010 года, спущен на воду в июле 2011 года, а осенью перешел в Новороссийск для сдаточных испытаний.

Справка

Катер проекта КМ - 155 «ИНЗЕР

Основные размеры и характеристики проекта КМ - 155 «ИНЗЕР»:
Длина наибольшая ……………………………. от 16,8 до 17,2 м
Ширина наибольшая ……………………………. от 4,2 до 4,4 м
Высота борта на миделе………………………… от 2,56 до 2,59 м
Водоизмещение полное ……………………….. от 30 до 30,2 т
Осадка …………………………………………… не более 1 м
Мощность главных двигателей ………………… не менее 2 х 500 л.с.
Скорость максимальная ………………………… не менее 16 узлов
Экипаж……………………………………………. не более 2 чел.
Пассажиры (спецперсонал) …………………….. не менее 10 чел.