1. Трасса М12 «Восток», больше известная как Москва — Казань, начинается сразу за Некрасовкой — районом Юго-Восточного административного округа Москвы. Дорога является одним целым с Московским скоростным диаметром (тоже платным, если номера машины не московские), идущим через всю столицу и переходящим в М11, платную трассу до Санкт-Петербурга.

  2. Путешественников провожают в путь циклопические буквы названия дороги — М12 «Восток». Выглядят живописно.

  3. Дорога до Казани еще не достроена, но указатель уже есть. Вообще Владимир и Казань — это единственные центры регионов, которые М12 действительно соединяет. Например, Нижний Новгород оказался в 100 км от этой трассы. На таком же расстоянии от М12 и Чебоксары. И это создает существенные сложности для Владимира, о чем мы расскажем чуть позже.

  4. Нам предстоит проехать по маршруту от Москвы до Арзамаса. Навигатор показывает, что путь составляет 430 км и займет 4 часа 46 минут. Примечательно, что навигатор «Яндекса», как и другие, не считает, что М12 — это самый быстрый путь до Арзамаса. Предлагалось съехать с трассы под Петушками Владимирской области и продолжить движение по М7 «Волга», а потом снова заехать на платную трассу возле Владимира. Так быстрее и дешевле. Но наша цель — именно тест-драйв всей непрерывной части М12.

  5. Это трасса нового поколения, никаких пунктов оплаты на ней нет, т. е. не придется тратить время и останавливаться, чтобы оплатить очередной платный участок. Въезжающие и съезжающие с трассы машины фиксируют камеры. Оплатить проезд нужно в течение недели на сайте «Автодора» либо через приложение Сбера в разделе «Транспорт», «Платные дороги». Можно купить и транспондер, тогда оплата будет списываться автоматически. Можно копить километры, и дорога будет обходиться дешевле. Есть такие, кто гоняет с заклеенными номерами или намеренно загрязненными, чтобы камера не считала. Представители Росавтодора не раз заявляли, что с такими «элементами» борются, якобы ловят и штрафуют. Но почти за год с того момента, как стали открываться первые участки М12, количество «призраков» не уменьшилось. 2–3 за поездку увидишь точно.

  6. Там, где трасса сближается с населенными пунктами, в обязательном порядке установлены шумозащитные экраны. Еще на этапе проектирования М12 и анализа ее маршрута возникали конфликты с местным населением, боявшимся, что от новой дороги будут грязь и шум. В действительности платные скоростные трассы менее загружены, чем бесплатные, вредный выброс значительно ниже, но что касается шума — это правда. Потому без экранов никак.

  7. М12 удобна, безопасна, широка. При выезде из Москвы 6 полос: три в одну сторону и три в обратную. Но вскоре дорога сужается до четырех полос. Тем не менее нет никаких крутых изгибов, из-за которых приходится значительно снижать скорость. Машина идет на одном дыхании, и даже не замечаешь, что на спидометре уже 140 км/ч.

  8. Вдоль дороги еще много мест с дорожной и строительной техникой. Хоть М12 и запустили, работы на многих участках до сих пор продолжаются. Не везде проложены коммуникации, не везде облагорожены откосы, только-только начали устанавливать антенны для обеспечения трассы интернетом. На многих отрезках пути нет никакой связи вообще, даже сотовой.

  9. Первая крупная развязка на пути — съезд на Центральную кольцевую автомобильную дорогу. Она тоже платная. Фактически является кольцом обхода Москвы. Если из Казани кто-то захочет поехать в Санкт-Петербург, то благодаря ЦКАД столицу можно миновать. Сейчас об этом уже не вспоминают, но первые проекты М12 предполагали, что начинаться эта трасса будет от ЦКАД. Как раз в этом самом месте. Но позже все-таки было принято здравое решение подвести дорогу к Москве. Если бы этого не произошло, то поток из Казани направлялся бы на М7, без того страшно загруженную, и эффект от скоростной трассы М12 был бы аннулирован пробками в Балашихе, Старой и Новой Купавнах. Время в них заняло бы без преувеличения треть всего времени движения из Казани в Москву.

  10. Первая заправка на пути — «Газпромнефть». Нужно признаться, что, кроме «Газпрома» и «Лукойла», обслуживать отрезок М12 Москва — Арзамас больше никого не пустили. Но и этих заправок откровенно мало.

  11. Сергей — дальнобойщик из Беларуси, совершает регулярные рейсы в Гусь Хрустальный Владимирской области.

  12. «Трасса нравится, с ней лучше, чем было без нее. Я постоянно по ней езжу. Стало быстрее. Мне проще оплатить дорогу, чем стоять на светофорах, в пробках. Десятки часов экономятся», — рассказывает дальнобойщик.

  13. В этом центре поддержки как раз можно купить транспондер, а также получить всю необходимую информацию о трассе и маршрутах.

  14. На М12 дежурят дорожные инспекторы, они помогут, если машина сломалась, спустилось колесо или закончился бензин. Они рассказали, что до ближайшей стоянки в случае серьезной поломки отбуксируют бесплатно. А там придется вызывать эвакуатор, потому что, в отличие от трассы М11 Москва — Санкт-Петербург, здесь автосервисов пока еще нет.

  15. Ремонтные работы на трассе, пожалуй, единственное, из-за чего приходится снижать скорость. Правая полоса частично перекрыта.

  16. За обочиной масштабные работы. Прокладывают коммуникации.

  17. Во Владимирской области пейзаж стал живописнее. Проезжаем леса Петушинского района.

  18. Между Покровом и Петушками проезжаем над трассой М7 «Волга», в народе — «Горьковская». Бывалые автомобилисты рассказывают, что мечтали об М12, когда стояли на М7 в бесконечных пробках, и путь от Москвы до Владимира в самые острые моменты мог занимать 8–9 часов. Бесконечные ремонты на «Горьковской» — явление, прямо скажем, мучительное.

  19. Строительный городок дорожных рабочих пока еще не расформирован.

  20. Техника, обслуживающая трассу.

  21. Старые дома безымянной заброшенной деревни близ населенного пункта Федоровское. Унылый пейзаж… Хотя рядом современнейшая трасса.

  22. «Лукойл» выстроил аж двухэтажный торгово-развлекательный комплекс. Настолько этот маршрут считается перспективным и доходным. В последние годы поток москвичей, едущих отдыхать в города Золотого кольца России, сильно возрос, и это место без преувеличения основной привал на М12 между Москвой и такими городами, как Владимир, Суздаль, Муром. Нужно отметить, что на платных трассах компании вроде «Лукойла» пользуются своим монопольным положением, и цены в их придорожных кафе и магазинах завышены. 350–400 рублей за не самый вкусный и не самый большой хот-дог — это для них норма. Сотрудники заправки рассказали, что загруженность у них пока средняя, очередей не бывает.

  23. Но зато и уровень сервиса! Вот, например, современная площадка для детей.

  24. А это лужайка для выгула собак. Подумали даже о четвероногих.

  25. В этом месте находится съезд с М12 (сверху) на М7 (снизу). До административной границы Владимира меньше километра. Фуры, пункт назначения которых промышленный город Ковров или Нижний Новгород, как правило, в этом месте съезжают и продолжают свой путь по перегруженной грузовиками и сильно изношенной трассе «Южный обход Владимира» и дальше по М7. Из-за того, что М12 проходит вдалеке от Нижнего, ехать по этой трассе не имеет никакого смысла, дополнительное расстояние составит более 100 километров. Таким образом, разгрузить «Южный обход Владимира» с помощью М12 не получилось. А это была одна из заявленных целей.

  26. В Судогодском районе Владимирской области трасса проходит между двумя крупными водоемами Улыбышевских карьеров. Для М12 они были частично засыпаны.

  27. А это добыча песка на Улыбышевском песчаном карьере. Его тоже использовали для строительства трассы.

  28. У этого грузовика номера Красноярского края. Вообще, по нашим ощущениям, на трассе 50 на 50 грузовых и легковых автомобилей. Мы заметили много грузовиков с огромным логотипом Wildberries, а, например, «Почты России» не встретили ни одного.

  29. С неполным баком на участок М12, начинающийся после Владимира, лучше не соваться. Заправок нет. Ни одной. Все пока в процессе строительства.

  30. А это сооружение — экодук для диких животных. Мост, построенный для сохранения единства экосистемы судогодских лесов.

  31. Очередная стройка. Готовят съезд с трассы.

  32. Работает каток.

  33. Еще одна строящаяся заправка. В откосах стоит вода. Труб, чтобы ее отвести, пока нет.

  34. Тут же на другой стороне еще одна стройка.

  35. Сначала нас удивил дым, поднимающийся над трассой вдалеке. Оказалось, что вдоль дороги вырубают лес и тут же его сжигают. Кстати, лесная кромка везде огорожена сеткой, чтобы дикие животные не выбегали на трассу. Согласитесь, столкнуться с лосем на скорости 130 км/ч смертельно не только для животного, но и для водителя.

  36. Трактор сгребает в костер отходы вырубки.

  37. Новый мост через реку Оку, построенный специально для М12. В 5 км от него Муром.

  38. Дух захватывает, когда пролетаешь под этими арками на скорости 140–160 км/ч.

  39. А рядом знаменитый Муромский мост. На его открытии в 2009 году присутствовал Владимир Путин, тогда в должности премьер-министра. В 2013-м этот мост был признан самым красивым в России.

  40. После Мурома машин на М12 просто нет. Можно десяток километров проехать и встретить 2–3, которые едут в основном в противоположную сторону. Видимо, сам по себе маленький город Арзамас как пункт назначения большой популярностью не пользуется.

  41. Вообще название маршрута Москва — Арзамас очень условное, потому что по факту город находится в 10 км от М12.

  42. В этом месте М12 заканчивается. Стоят бетонные ограждения. Дальше только съезжать, разворачиваться и ехать обратно. Либо… ехать в Нижний Новгород. Потому что Арзамас — это по большому счету тупик. Но нам все равно пришлось ехать туда, т. к. только там есть заправка.

  43. А там видна глобальная стройка. Асфальт уже положили. Ограждений пока нет, разделительной полосы тоже.

  44. Едем обратно. Уже стемнело. И, как оказалось, на участке от Арзамаса до Владимира фонари горят далеко не везде. Трасса темная, ближнего света не хватает, приходится включать дальний. Встречному движению это не нравится, особенно грузовикам, мы их якобы слепим, и они врубают дальний нам в лоб. Из вредности. Обратно мы ехали, не останавливаясь нигде, и долетели до Москвы за четыре часа. Это 430 километров.

  45. Поездка туда и обратно по М12 до Арзамаса обошлась в 8,6 тыс. рублей с копейками. Это два бака 92-го бензина по 1,5 тыс. за каждый и оплата непосредственно проезда по трассе. По 2 821 рубль в каждую сторону. «Дорого, конечно, и не все построено, но качество трассы и сэкономленное время оправдывают все», — говорят автомобилисты об М12.