Во вторник, 17 октября, Нурсиль Хусаенов появился на заседании суда по видеоконференц-связи из СИЗО-1. На нем была черная толстовка и очки, руки он держал за спиной, и все заседание провел стоя Во вторник, 17 октября, Нурсиль Хусаенов появился на заседании суда по видео-конференц-связи из СИЗО-1. На нем была черная толстовка и очки, руки он держал за спиной и все заседание провел стоя Фото: Анастасия Гусева

Сидит в СИЗО на Япеева

Судьбу племянника бывшего молочного короля Татарстана Вагиза Мингазова Верховный суд РТ решил буквально за 10 минут. Во вторник, 17 октября, Нурсиль Хусаенов появился на заседании суда по видео-конференц-связи из СИЗО-1. На нем была черная толстовка и очки, руки он держал за спиной и все заседание провел стоя.

Судья Ризван Юсупов установил личность Хусаенова. Тот назвал дату своего рождения — ему 33 года, не уточняя ни места работы, ни семейного положения. Впрочем, такими подробностями судья и не поинтересовался. Он вкратце огласил материалы дела: сообщил, что Хусаенова задержали 1 октября этого года, ему предъявили обвинение. Уголовное дело возбуждено по 7 эпизодам ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), по ст. 193.1 УК РФ («Валютные операции с использованием подложных документов в крупном размере по предварительному сговору») и ст. 238 УК РФ («Сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности»). 2 октября суд по ходатайству следствия арестовал Хусаенова.

Сам он с таким решением не согласился и обжаловал его. В жалобе адвокат Юрий Некрасов сослался на то, что преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а еще на тот факт, что дело возбудили еще в ноябре 2022 года — с того момента его клиент не скрылся от следствия.

Фабулу уголовного дела в суде не раскрыли. Однако ее подробно описывал ранее «БИЗНЕС Online». В материалах дела фигурирует ООО «Юником», созданное еще в 2012-м. Его единственным учредителем и директором был Хусаенов. Фирму называют крупным поставщиком молочки для сетей магазинов; за прошлый год оборот фирмы превысил 13 млрд рублей. По данным источников издания, «Юником» занимает порядка 10–15% рынка по реализации готовой молочной продукции в Татарстане.

Хусаенов родом из Арского района. Он приходится племянником Мингазову по материнской линии: мать Хусаенова Зулайха Хусаенова — родная сестра владельца некогда обширной империи «Вамина».

Хусаенов, судя по данным сервиса «Контур.Фокус», молочным бизнесом стал заниматься еще до того, как стал акционером в «Вамине» (в 2013 году). Он засветился в ряде компаний, «живая» из которых на сегодня лишь одна — это ООО «Юником».

По версии следствия, «Юником» продавал аффилированным компаниям сырный продукт, а те в свою очередь наклеивали на них этикетки «полноценного» сыра и поставляли в конечные инстанции. Например, разные детсады по России и другие социальные учреждения. Суммы поставок скромные: от 8 тыс. до 136 тыс. рублей. Схему якобы разоблачили еще в 2021 году, когда в Москве накрыли склад, где переклеивали этикетки. На склад «Юникома» в Малых Кабанах вышли только в 2022-м — там и хранилась якобы первоначальная сырная продукция, «не отвечающая требованиям безопасности». Изначально дело возбудили по статье о незаконном создании юрлица, однако позже переквалифицировали на ст. 238 УК РФ и передали в ведение СУ СКР по РТ. Сейчас им занимается Тимур Байгузин — старший следователь 2-го отдела по расследованию особо важных дел.

Статья о валютных операциях связана с «фиктивными» накладными, по которым якобы велись поставки продукции из Беларуси в Россию. По версии следствия, Хусаенов через знакомых (т. е. компании были зарегистрированы не на него) открыл фирмы в Казани и Беларуси. Эти компании-нерезиденты якобы закупали у белорусских молочных заводов продукцию, как для внутреннего рынка, по заниженным ценам. Но фактически продукция шла на экспорт — если бы закупали напрямую из Казани, цена оказалась бы выше.

Однако проблема была с оформлением продукции при перевозке через границу. Накладные на груз затем представили в Сбербанк на ул. Бутлерова (чтобы подтвердить законность сделки с валютным нерезидентом), однако следствие уверено, что эти накладные были фиктивными. Потому и валютную операцию на 50 млн рублей (хотя накладная на груз была на 39 млн рублей) посчитали незаконной.

У стороны защиты было несколько аргументов по поводу того, почему племянника «молочного короля» нельзя закрывать в СИЗО У стороны защиты было несколько аргументов по поводу того, почему племянника молочного короля нельзя закрывать в СИЗО Фото: Анастасия Гусева

Защита: «Если бы он действительно имел отношение к совершенным преступлениям…»

Судя по выступлению адвоката, сам Хусаенов своей причастности к преступлению не признает. У стороны защиты было несколько аргументов по поводу того, почему племянника молочного короля нельзя закрывать в СИЗО.

Первый: преступления по статьям о мошенничестве и о валютных операциях относятся к предпринимательской деятельности, указал адвокат. По закону по таким преступлениям заключение под стражу не предусмотрено. А только лишь обвинение по ст. 238 УК РФ не может быть «безусловным основанием» для ареста, отметил Некрасов.

С «Лазурных небес» – в СИЗО: на чем погорел «молочный» племянник Вагиза Мингазова?

Второй: само возбуждение уголовного дела по ст. 238 УК РФ защита считает «незаконным и необоснованным». «Что касается преступления по 238-й [статье УК РФ] — в представленных судом материалах не содержится сведений, обосновывающих причастность Хусаенова к преступлению, и о том, что такое преступление вообще имело место», — указал защитник Некрасов. По его словам, судебная практика сложилась такая, что по этой статье должны быть негативные последствия для потребителей. Здесь же таковых нет.

Третий: скрываться Хусаенов не планирует: по словам Некрасова, дело возбудили еще в ноябре прошлого года и с того момента его клиент сотрудничал со следствием. «Хусаенов неоднократно приглашался в органы предварительного следствия для допроса в качестве свидетеля, также участвовал в обысках и выемках, — отмечал адвокат. — Если бы он действительно имел отношение к совершенным преступлениям и намерение скрыться, то уже давно бы это сделал». Кроме того, указал Некрасов, вряд ли Хусаенов будет скрываться от следствия из-за такого ущерба. «Если учесть тот небольшой материальный ущерб в сравнении с теми оборотами финансовых средств, которые находятся в распоряжении Хусаенова в ходе его предпринимательской деятельности, невозможно утверждать, что именно из-за материального ущерба (который составляет менее 300 тысяч рублей) человек, обладающий предприятием с миллиардными оборотами, будет скрываться от предварительного следствия», — сказал защитник.

Четвертый: ссылка следствия на то, что Хусаенова разыскивают белорусские силовики, незаконна и необоснованна, считает адвокат. Отметим, что при аресте следователь озвучил: Хусаенов находится в объявленном ГУВД Минского горисполкома международном розыске, санкционированном силовиками Беларуси. Защитник Некрасов в Верховном суде РТ ему оппонировал: по словам адвоката, в России Хусаенова не объявляли ни в местный, ни в федеральный, ни в международный розыск. Его уголовное дело не соединяли с делами, возбужденными в УВД Минска. Более того, подчеркивал защитник, он еще в суде первой инстанции показывал письмо — ответ от Генпрокуратуры РФ. В нем говорилось: «По результатам экстрадиционной проверки розыск Хусаенова на территории РФ прекращен в связи с тем, что имеются предусмотренные законом основания для отказа в выдаче его компетентным органам Республики Беларусь». Другими словами, Россия отказалась выдавать его Беларуси. Что, в принципе, и логично: сама Конституция гарантирует, что гражданин РФ не может быть выдан другому государству. Вот если бы Хусаенов обзавелся белорусским паспортом, тогда другое дело.

«Ваша честь, полностью поддерживаю своего адвоката. Прошу изменить меру пресечения», — поддакивал Хусаенов. Голос его был уверенным, а вот во внешнем виде, конечно, мало что выдавало в нем миллиардера.

Судья удалился в совещательную комнату на пару минут и вернулся с вердиктом: оставить решение суда без изменения. Как минимум до 7 ноября Хусаенов пробудет в СИЗО.