Спрос на легковые машины упал. В результате конвейеры на автозаводах простаивают, а десятки тысяч работников потеряли сразу и работу, и служебное жилье. Многие из них теперь поселились в центре Токио - в палаточном городке для бездомных, в двух шагах от Императорского дворца.
Горячий рис и похлебка - довольно скудный рацион, особенно для новогодних каникул. Но деваться этим людям некуда - последние месяцы уходящего года они - как могли - держались за свои рабочие места, теперь - рады и такому жилью. "Тяжелее всего - то, что у нас нет работы, - говорит безработный Цугуо Канэко. - Мы вынуждены жить на улице. Работу найти сложно. С работой мы бы смогли твердо стоять на ногах".
Лагерь для неимущих разбит в центральном токийском парке Хибия. По соседству - Императорский дворец и парламент. Волонтеры кормят бездомных, устраивают на ночлег и раздают газеты с объявлениями о вакансиях. Их - очень мало, а желающих - всё больше и больше.

Финансовый кризис оставил без работы даже сотрудников крупнейших предприятий Японии. Столпы национальной экономики – автопроизводители - только за декабрь уволили около 12 тысяч человек. Многие из них вместе с работой потеряли и крышу над головой - пришлось выселяться из корпоративных общежитий и квартир.

Автогигант Toyota Motor не знал таких потрясений 70 лет, и 2009-го он - как и многие другие - ждет, готовясь к худшему. "Мировой рынок сжимается. Мы должны с этим считаться, поэтому в настоящее время расширение за счет новых заводов просто невозможно", - констатирует Кацуаки Ватанабэ - президент компании Toyota Motor.

Да и о каком расширении может идти речь, если уже к марту японские заводы рискуют вообще опустеть. Глава Suzuki говорит, что из 10 крупнейших автопредприятий после этого кризиса останется от силы три. Спрос на автомобили упал настолько, что та же Toyota решила на 11 дней полностью остановить производство.

Машины подешевле еще кое-как уходят на экспорт, а о классе "люкс" и покупатели, и производители уже и думать забыли. Японцы начали экономить. Электрички теперь - главный вид транспорта. На заправках - куда ни глянь, одна и та же унылая картина. "Количество машин быстро сокращается. Конечно, это ужасно. Никто не знает, что дальше будет. Довольно грустно все это", - признает работник автозаправочной станции Ёцуэ Игараси.
Дальше, говорят эксперты, будет еще грустнее. Спрос на автомобили в этом году будет падать. Обещаниям премьера Таро Асо исправить ситуацию верят всё меньше. Сколько бы он ни рисовал иероглифы "Благоденствие", оно не наступает. Зато всё чаще люди приходят к часовне Миоджин. Здесь поклоняются Богу торговли: бросишь монетку, будет благополучие. Впрочем, для многих японцев сегодня благополучие сводится к тому, чтобы хотя бы не оказаться в одной из палаток для бедных.

(Вести, 08.01.09)