Не в первый раз складывается ощущение, что тема энергетики для президента — едва ли не самая «любимая» Не в первый раз складывается ощущение, что тема энергетики для президента едва ли не самая «любимая» Фото: kremlin.ru

«Надо быть тупым абсолютно, чтобы этого не понимать!»

Владимира Путина, безусловно, можно назвать экспертом во многих вопросах. Но не в первый раз складывается ощущение, что тема энергетики для президента едва ли не самая «любимая». Здесь можно, с одной стороны, похвалиться успехами российского топливно-энергетического комплекса, который нашел замену европейским рынкам (по каким условиям продается сырье на новых рынках — другой вопрос). Да и ценовой потолок на нефть оказался не таким уж страшным. С другой стороны, не будет лишним еще раз поругать Запад за его недалекую энергетическую политику, из-за которой страдают обычные граждане. Президент критиковал Европу и в прошлом году, а на нынешнем форуме вообще намекнул, что европейские чиновники неумные.

Ведь Европа вроде бы решила отказаться от российских ресурсов, но продолжает их покупать, просто по другим каналам, через третьи страны. В итоге Россия все равно продает, а Европа покупает ее ресурсы, но уже дороже. Зачем было отказываться от российских нефти и газа, непонятно, недоумевал российский лидер. «Это надо быть тупым абсолютно, чтобы этого не понимать!» — сказал Путин.


Глава «Газпрома» Алексей Миллер на форуме в прошлом году переживал, как Европа пройдет зиму, хватит ли газа, ведь, «не дай бог, можно заморозить целые города и земли». В итоге европейцам повезло, зима оказалась не такой суровой, но ЕС вчера все равно досталось от президента. Ведь американский СПГ на 30% дороже «того, что господин Миллер поставлял в Европу», и теперь предприятия попросту «мигрируют» в Соединенные Штаты. «Ну это что, это нормально? Они чего, это не понимали, к чему это все приведет?» — вопрошал Путин. Разумеется, и это была не последняя критическая нота в адрес недружественных стран. Прилетело даже партии «Зеленые» в ФРГ, которая провалилась на выборах.

Путин о европейцах, которые запасаются дровами: «Сами виноваты, а теперь охают!»

Кто-то скажет, что прежде всего надо волноваться не за иностранцев, а за россиян. Ведь совсем недавно «лихорадило» отечественную нефтянку, потребовались срочные меры, чтобы сбить подорожание бензина. Этой темы глава государства тоже коснулся. Призвал кабмин быстро реагировать на изменения мировых цен на нефть, а ведущие энергокомпании — помнить, что поставки на внутренний рынок в приоритете. Ранее президент, напомним, признал, что отчасти в скачке цен виновато правительство, которое вовремя не приняло меры.

Кто-то скажет, что прежде всего надо волноваться не за иностранцев, а за россиян. Ведь совсем недавно «лихорадило» отечественную нефтянку, потребовались срочные меры, чтобы сбить подорожание бензина. Этой темы глава государства тоже коснулся Кто-то скажет, что прежде всего надо волноваться не за иностранцев, а за россиян. Ведь совсем недавно «лихорадило» отечественную нефтянку, потребовались срочные меры, чтобы сбить подорожание бензина. Этой темы глава государства тоже коснулся Фото: «БИЗНЕС Online»

Во вступительной речи глава государства поставил перед российским ТЭК четыре ключевые задачи:

  • в приоритетном порядке обеспечивать национальный рынок (этот тезис прозвучал, таким образом, дважды);
  • развивать глубокую переработку нефти и газа и создать максимальную добавленную стоимость;
  • сформировать полный суверенитет отрасли — технологический, кадровый и финансовый, «кардинально» увеличить выпуск отечественного оборудования;
  • менять географию экспорта, открывать «новые перспективы».

Говоря о рынке газа, Путин признал, что Россия столкнулась с ограничениями на поставку технологий и оборудования, судов для перевозки СПГ. Как решать проблему? Нужно не только кооперироваться с дружественными странами, но и ускоренно готовить собственные решения. «И это получается, мы это делаем», — уверял президент. В качестве примера привел СИБУР, который замещает оборудование немецкой компании Linde. А сами немцы, как рассказывал Путину руководитель проекта Амурского ГХК (реализует СИБУР), «поувольняли огромное количество людей».

Что касается внутренних вопросов, глава государства пообещал субсидию на догазификацию участникам СВО.

Завершилось вступление, как и положено, на оптимистичной ноте. «Несмотря на вызовы и трудности, российский ТЭК, наши компании развиваются успешно, уверенно обеспечивают национальную энергетическую безопасность, создают основу для наших долгосрочных планов в экономике, промышленности, в сельском хозяйстве. <…> И конечно, Россия, как и прежде, будет вносить весомый вклад в балансировку глобального энергетического рынка», — пообещал российский лидер. И подчеркнул, что работа с Россией принесет ее партнерам благополучие на «долгие-долгие годы вперед».

На этот раз Путин выступал не один, а в компании премьер-министра Ирака Мухаммеда Судани На этот раз Путин выступал не один, а в компании премьер-министра Ирака Мухаммеда Судани Фото: kremlin.ru

Как Путин долго переживал за экспорт «Газпрома»

На этот раз Путин выступал не один, а в компании премьер-министра Ирака Мухаммеда Судани. Гость прилетел в Москву еще во вторник и, видимо, успел обсудить все волнующие вопросы. Во вчерашней встрече Путина и Судани участвовали в том числе глава «Роснефти» Игорь Сечин и основной акционер «Лукойла» Вагит Алекперов. Так что на форуме Судани пребывал в бодром расположении духа. И перед тем, как перейти к выступлению, посчитал важным подчеркнуть, что российский президент — это «мудрый правитель», который «очень правильно» реагирует на вызовы.

Сама речь Судани по сути представляла собой рекламу нефтяного сектора Ирака. Страна развивает отрасль и призывает международные компании инвестировать в ее проекты, указал спикер. Разумеется, не забыв поблагодарить за приглашение на форум.

Сама речь Судани по сути представляла собой рекламу нефтяного сектора Ирака Сама речь Судани по сути представляла собой рекламу нефтяного сектора Ирака Фото: kremlin.ru

Модератор сессии не остался в стороне и тоже похвалил Россию за ответственную работу в сфере энергетики. Заодно решил напомнить аудитории, что первый контакт между славянской цивилизацией и арабской «произошел в X или XI веке, когда халиф Аббас из Багдада отправил Ахмада ибн Фадлана, своего посланника, в Волжскую Булгарию». «Во время этой поездки ибн Фадлан познакомился со славянской культурой и зафиксировал это все в своем произведении „Путешествие ибн Фадлана по Волге“. Это первое свидетельство контакта цивилизаций», — провел экскурс ведущий.

Надо сказать, что египетский журналист Амро Абд Эль-Хамид, недавно работавший на KazanForum 2023, вообще умело «подыгрывал» президенту. Например, замечал, что лидеры многих стран продолжают посещать Россию, и задавал Путину вопрос: «Считаете ли вы, что попытки Запада изолировать Россию провалились?» В конце президент даже похвалил ведущего за «энергичное и интересное сопровождение всех вопросов».

Оказалось, таким образом он подводил мировых лидеров к вопросу о нынешнем обострении на Ближнем Востоке. Путин возложил ответственность за трагедию на США и призвал обе стороны конфликта проявлять сдержанность, стремиться к миру. «Если уж мужчины решили бороться, пусть борются между собой. Детей, женщин оставьте в покое», — обратился президент и к Израилю, и к Палестине.

Иракский премьер со сцены попросил Путина помочь с «реальным прекращением огня» и заметил, что «исламская арабская „улица“ разгорячена». «Игнорирование, неучет мнения простых людей (вероятно, Судани говорил о жителях Палестины — прим. ред.) несет очень большую угрозу для всего мира», — предупредил политик. Влияние на энергетику, если конфликт разрастется, неизбежно, подтвердил Путин.

Путин возложил ответственность за трагедию на Ближнем Востоке на США и призвал обе стороны конфликта проявлять сдержанность, стремиться к миру Путин возложил ответственность за трагедию на Ближнем Востоке на США и призвал обе стороны конфликта проявлять сдержанность, стремиться к миру Фото: © Ilia yefimovich / dpa / www.globallookpress.com

Украина, которая боится на фоне нынешних событий уйти на второй план, на сессии тоже прозвучала. Путин недоумевал, почему Европа, которая дает деньги Киеву, не может заставить его открыть трубопровод, который идет из России в Европу транзитом через Украину.

«Мы имеем две трубопроводные системы через территорию Украины. Одна работает, транзит идет, наш газ в Европе получают. Украина взяла и закрыла второй маршрут. Ну послушайте, она же деньги получает из Европы ежемесячно, 4–5 миллиардов долларов, ну, частично, из США, но в значительной степени из Европы. Та вполне могла бы сказать: „Ну маршрут-то откройте быстро, нам это нужно, поддерживать нашу экономику“. Нет», — негодовал президент РФ. Тут же возмущался поляками, которые «взяли и закрыли» огромный, «мощный» маршрут Ямал – Европа.


Позже Путин снова вернется к теме: «Почему через территорию Украины можно подавать газ в ту же Германию, а по „Северному потоку – 2“, считают, нельзя? Почему нельзя Польше предложить открыть [газопровод] Ямал – Европа? Я просто этого не понимаю».

Негодование это выглядело скорее «риторическим». Понятно, что Европа не заставляет Киев открыть вторую «трубу» прежде всего по политическим мотивам, чтобы насолить Москве. Видимо, президент все-таки беспокоился за положение дел у «Газпрома». По прогнозам, экспорт трубопроводного газа из России в 2023-м снизится аж в 1,5 раза. Только в прошлом году чистая прибыль газовой монополии упала более чем втрое. Хотя Путин на сессии заверил, что «Газпром» «чувствует себя уверенно, спокойно, справляется». Но грустные нотки все-таки звучали.

«Зачем нужно создавать себе проблемы в надежде на то, что мы рухнем? Но мы уже не рухнем — все понятно, и им всем понятно. Нет, забрались в эту колею и по ней дальше шуруют уже без всякого анализа происходящих событий!» — тема ограничений на поставки газа особенно тревожила президента.

Пока прогноз оптимистичный — к 2030 году спрос на нефть вырастет на 20%. Но рано или поздно пик спроса пройдет, а цены упадут Пока прогноз оптимистичный — к 2030 году спрос на нефть вырастет на 20%. Но рано или поздно пик спроса пройдет, а цены упадут Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нефтяная отрасль не игрушка для экспериментов»

Но форум — не только пленарка. В первый день одной из главных стала сессия с многообещающим названием «Нефтяная отрасль: донор бюджета или двигатель экономики?». Правда, ответа на этот вопрос за полтора часа участники разговора так и не нашли. «Нефтяная отрасль — не донор и не двигатель экономики, а бюджет страны», — попытался ответить на него один из спикеров, член комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.

Руководитель аналитического центра ТЭК минэнерго РФ Дарья Козлова сначала сравнила российскую нефтянку с «дойной коровой», но потом, улыбаясь, придумала и вторую характеристику — «наша звезда». Говорила она аккуратно, но мысль сводилась к простому: надо придумать, как сделать так, чтобы «корова» хорошо доилась и при этом оставалась в живых и вкладывала деньги в развитие. Вместе с тем нужно учесть мировую конъюнктуру.

Пока прогноз оптимистичный — к 2030 году спрос на нефть вырастет на 20%. Но рано или поздно пик спроса пройдет, а цены упадут. «Чтобы нефть никому не нужна была, такого не произойдет, но мы увидим сокращение ресурсной ренты, а значит, сокращение доходов бюджета», — предупредила Козлова. Как выяснилось, есть и другая угроза для казны: растет доля месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, качество скважин ухудшается, а значит, доходы и налоговая база могут снизиться.

Что в регионах? В ХМАО, на который приходится 46% добытой нефти в России (крупнейший регион в этом отношении), уровень добычи с 2005 по 2022 год сократился на 15%. Хуже ситуация совокупно в Южном федеральном округе, там падение — 64%. У Татарстана, который обеспечивает 7,2%, ситуация лучше — рост на 15%.

В итоге речь пошла не об интересах нефтяников, а о том, как сделать комфортнее для бюджета. Например, есть идея «подправить» налоговые режимы для сектора, в частности, налог на дополнительный доход от добычи (НДД). Это относительно новый налог, который с 1 января 2024 года должен начать действовать в отношении месторождений со сверхвязкой нефтью. О такой возможности ранее просила «Татнефть», тема актуальна для республики с ее высокой долей «тяжелой» нефти. Напомним, ранее федеральные власти отменили льготы по добыче на сверхвязких и выработанных месторождениях и планировали ввести для них НДД. В итоге налог распространили только на выработанные месторождения. Из-за отмены льгот бюджет РТ только в 2021 году потерял 31,3 млрд рублей.

На сессии представитель минфина РФ Денис Борисов предложил подумать над донастройкой НДД, чтобы «всем было комфортно — и компаниям, и доходам бюджета, особенно в текущих условиях». Он заметил, что некоторые месторождения, которые уже перешли на НДД и таким образом снизили выплату налогов, показывают сверхдоходы и могли бы оставаться в обычных налоговых условиях, без льгот. Сразу Борисов оговорился, что пока забирать ничего не планируется, минфин лишь предлагает начать дискуссию… Речь идет не о том, чтобы что-то отнять, а донастроить, вторила ему модератор.

«[Нефтяная отрасль] Это же <…>. Тут и про [дойную] корову звучало, и про звезду. Но важно, что она не игрушка для каких-либо экспериментов. Это отрасль, приносящая в бюджет 10 триллионов рублей [ежегодно]. Доля ТЭК в ВВП — 27 процентов. Инвестиции в добычу — 25−30 миллиардов долларов. Это порядка 20 процентов всех российских инвестиций в основной капитал», — насторожился представитель директор департамента нефтегазового сектора министерства энергетики РФ Антон Рубцов. И предложил сначала посмотреть на расчеты минфина, откуда взялись сверхдоходы.

«Если мы не можем оценить эффективность, корректность действующих решений, то с закрытыми глазами мы не сможем что-то новое вводить», — сказал Рубцов. И подметил, что то, какие запасы считать трудноизвлекаемыми, — это тема отдельного разговора.

Совершенно неясен механизм ценообразования на российском рынке на бензин и дизтопливо, негодовал главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач. Непонятно было спикеру, зачем на фоне роста мировых цен понадобилось вводить временный запрет на экспорт бензина. Казалось бы, как раз и нужно экспортировать, это могло бы поддержать курс рубля, ведь больше долларов было бы у экспортеров для обмена. «Курс рубля обвалился где-то с начала года уже на 50 процентов, и все цены внутренние лезут вверх», — подытожил Клепач.