Нижнекамский городской суд признал бывшего главного следователя Лениногорска Алексея Иванова виновным во взятках в особо крупном размере Нижнекамский городской суд признал бывшего главного следователя Лениногорска Алексея Иванова виновным во взяточничестве в особо крупном размере Фото: «БИЗНЕС Online»

Экс-следователя лишили погон и отправили в колонию

Обвинительным приговором закончился судебный процесс в отношении бывшего главного следователя Лениногорска — 41-летнего Алексея Иванова. Сегодня Нижнекамский городской суд, который рассматривал дело, признал его виновным во взяточничестве в особо крупном размере. Вменяли Иванову два эпизода, оба — по ч. 6 ст. 290 УК РФ, максимальное наказание по которым составляет лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. До верхнего предела, впрочем, Иванова не «дотянули».

По первому эпизоду суд назначил ему 10 лет колонии, по второму — 9 лет. В сумме путем частичного сложения наказаний итоговый срок Иванову суд определил в 12 лет колонии. Причем отбывать наказание Иванову суд постановил в ИК строгого режима, засчитав в этот срок и период нахождения в СИЗО, где он оказался еще в феврале 2021 года. А значит, что по факту сидеть ему осталось немногим больше 9 лет.

Однако этим наказанием судья Ильназ Гиззатуллин не ограничился. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Нижнекамского горсуда, Иванову также назначено дополнительное наказание. Первое — штраф в 10 млн рублей. По сравнению с тем, что подразумевает закон, такая сумма не предел: Иванову вменяли взятку в 7 млн рублей (из которых, по версии следствия, он успел получить только часть суммы в 5,5 млн рублей), а санкция статьи подразумевает штраф вплоть до 70-кратного размера взятки.

А деньги «до настоящего времени не обнаружены»: что начальник Лениногорского СК рассказал на аресте

Второе — суд лишил Иванова права занимать должности на госслужбе и в органах местного самоуправления на 7 лет; третье — лишил его спецзвания подполковника юстиции.

С подельником Иванова — бывшим адвокатом Сергеем Новиковым — суд обошелся мягче. Новикова обвиняли по двум эпизодам посредничества во взятке: по версии следствия, через него Иванов и получал деньги. По ч. 4 ст. 291.1 УК РФ суд назначил Новикову 5 лет по каждому эпизоду, а в сумме окончательное наказание — 6 лет колонии также строгого режима. В момент оглашения приговора он находился на свободе (под запретом определенных действий), так что его взяли под стражу прямо в зале суда. В срок ему зачли сутки нахождения под стражей (в момент задержания в феврале 2021-го), а также период «запрета определенных действий» из расчета два дня запрета за день в колонии. Из этого выходит, что сидеть Новикову осталось около 5 лет. Также суд назначил Новикову и дополнительное наказание  лишил права заниматься адвокатской деятельностью на четыре года.

С бывшим адвокатом Сергеем Новиковым суд обошелся мягче — 6 лет колонии также строгого режима С бывшим адвокатом Сергеем Новиковым суд обошелся мягче — 6 лет колонии также строгого режима

Защитник Иванова Сергей Орлов от комментариев отказался. «Без согласования с клиентом ничего не могу сказать», — сообщил защитник корреспонденту «БИЗНЕС Online». «Категорически не согласны [с приговором], будем обжаловать в любом случае», — заявил нам адвокат Новикова Айдар Закиров. Он сообщил, что его подзащитный свою вину признавал, однако они настаивали на том, что уголовное дело в целом было возбуждено незаконно, с нарушением норм процессуального законодательства. «Мы в прениях просили признать доказательства недопустимыми и возбуждение уголовного дела незаконным, дело прекратить», — отметил Закиров.

Прокуратура приговор обжаловать не планирует и согласна с назначенным судом наказанием, сообщил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев.

Иванова из органов уже уволили, а Новиков адвокатом не работает: как сообщили нашему изданию в Адвокатской палате РТ, адвокат с такой фамилией в их базе не числится.

История закрутилась еще в начале 2021 года, когда Иванова задержали с поличным при передаче 1 млн 525 тыс. рублей оперативники ФСБ. Деньги передавал Новиков под контролем силовиков История закрутилась еще в начале 2021 года, когда Иванова задержали с поличным при передаче 1 млн 525 тыс. рублей оперативники ФСБ. Деньги передавал Новиков под контролем силовиков Фото: © СК РФ, РИА «Новости»

За что взяли лениногорского следователя

Вся эта история закрутилась еще в начале 2021 года, когда Иванова задержали оперативники ФСБ, причем с поличным при передаче 1 млн 525 тыс. рублей. Деньги передавал Новиков под контролем ФСБ, а потому большинство купюр, 1,5 млн рублей (или 300 штук по 5 тыс.), были фальшивыми.

По версии следствия и ФСБ и как далее установил суд, в 2020 году лениногорские следователи вели два громких уголовных дела. Оба были связаны с хищением бюджетных денег, выделенных на ремонт в детской поликлинике лениногорской ЦРБ. В СКР на момент возбуждения дела сообщали, что следствие ведется по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), по делу проводились обыски в администрации района, самой больнице и офисе строительной фирмы, которая занималась ремонтом.

Работы по капремонту должны были начаться в июне 2018 года, но стартовали с опозданием на пять месяцев, хотя на счета субподрядчика деньги поступали без задержек. Всего из бюджета на ремонт выделили почти 25 млн рублей. В 2019 году подписан акт приемки работ, но сама больница свои двери так и не открыла: оказалось, что работы не выполнены до конца, а потому и принимать пациентов не представлялось возможным.

Субподрядчиком работ выступала компания «МПП «Мастер-Строй» местного жителя Хамита Хасанова. В отношении него возбудили уголовное дело: следствие посчитало, что он сдвигал сроки работ, а часть денег, выделенных на ремонт, похитил. В частности, он купил себе на них машину и поставил на учет в свою организацию.

Еще одним фигурантом уголовного дела стал Рустам Хуббатов. Он был куратором работ от Главинвестроя РТ, т. е. фактически принимал работы. По версии следствия, он подписывал все документы не глядя, не проверяя, действительно ли работы выполнены.

Изначально обоим вменяли мошенничество, по которому им грозило до 10 лет лишения свободы. Но в ходе предварительного следствия претензии к ним «смягчились»: Хасанов в итоге под суд пошел по ч. 1 ст. 201 («Злоупотребление должностными полномочиями»). Свою вину он полностью признал, раскаялся и возместил весь ущерб. Лениногорский суд приговорил его только к штрафу в 200 тыс. рублей, приговор не был обжалован и вступил в силу. А в отношении Хуббатова обвинение переквалифицировали на халатность. Однако после того как оно поступило в суд, судья принял решение вернуть дело прокурору. Мотивировал он свое решение тем, что есть основания для квалификации действий Хуббатова «как более тяжкого преступления». Случилось это в марте 2021 года — уже после ареста Иванова.

Так вот, ФСБ посчитала, что на менее тяжкие статьи эти уголовные дела переквалифицировали не просто так. Якобы тогда еще главный следователь Лениногорска Иванов получил от Хасанова в обмен на переквалификацию дела 4 млн рублей, причем не напрямую, а от Новикова, который и защищал Хасанова. Спустя несколько месяцев аналогичную схему провернули и с Хуббатовым, которого также защищал Новиков. «В ноябре 2020 года Иванов сообщил защитнику Хуббатова, что в случае передачи ему взятки в сумме не менее 3 миллионов рублей уголовное преследование будет прекращено», — зачитывала следователь на процессе по аресту Иванова.

На момент задержания Иванов от дачи показаний отказался. Впрочем, судя по высказываниям самого Иванова, вину он не признавал: утверждал, что дела были переквалифицированы по закону. «Там такая сумма… 7 миллионов рублей мне вменяют. Я так не живу», — говорил он журналистам на заседании по избранию меры пресечения. Тогда же следствие озвучивало, что деньги, полученные в качестве взятки, на тот момент еще не нашли. Были ли они в конце концов обнаружены, неизвестно: в приговоре суд разрешал судьбу вещдоков, среди которых из денег были только 300 муляжей пятитысячных купюр и пять настоящих. Более о деньгах речи не шло.

Уголовное дело начали рассматривать по существу только в августе прошлого года: до этого аж через кассацию Самары определялась его подсудность. Изначально дело отправили в Нижнекамский суд, однако там был поставлен вопрос о смене подсудности из-за того, что у Иванова отец — действующий судья. Дело просили направить на рассмотрение вообще в другой регион, однако все же его доверили рассмотреть Нижнекамскому горсуду.