На пирсе Кремлевской набережной обнаружилась «самоволка»

Деятельность компаний, близких к татарстанскому строителю Равилю Зиганшину, снова привлекла внимание и стала предметом судебного разбирательства. Главное инвестиционно-строительное управление (ГИСУ) РТ в сентябре обратилось в Арбитражный суд с иском к ООО «Волжская концессионная компания» Адели Зайнутдиновой, дочери Зиганшина. Согласно судебному акту, опубликованному в картотеке суда, ведомство Нияза Ситдикова просит признать самовольными постройками четыре объекта на пирсе Кремлевской набережной Казани и обязать ответчика демонтировать строения за свой счет.

О каких объектах идет речь? Это капитальные здания с площадью по периметру в 7, 22, 221 и 177 кв. метров. Сейчас на пирсе находятся деревянные домики «Дом Деда Мороза» и «Деревня эльфов», которые каждый год становятся частью новогоднего сказочного городка, детская площадка и сцена. Что именно пойдет под снос, в ГИСУ не уточнили. В ведомстве разъяснили, что два пирса, на которых стоят постройки, были возведены по госконтракту в 2016 году и находятся на балансе Главинвестстроя РТ. Отметим, что сама Кремлевская набережная общей площадью 76,7 тыс. кв. м принадлежит исполкому Казани и на 49 лет отдана в аренду компании Зайнутдиновой по концессионному соглашению.

Кроме построек, ведомство просит обязать ответчика демонтировать 29 фонарей и привести пирсы в порядок Кроме построек, ведомство просит обязать ответчика демонтировать 29 фонарей и привести пирсы в порядок Фото: Галия Ягудина

«В ходе осмотра объектов (пирс № 1 и пирс № 2) было установлено, что на площадке пирса № 1 и пирса № 2 незаконно, в нарушение норм и правил Российской Федерации, а также без какого-либо разрешения ГКУ „Главинвестстрой РТ“ возведены нежилые капитальные здания, смонтированы столбы освещения», — пояснили в ГИСУ РТ повод для иска. Кроме построек, ведомство просит обязать ответчика демонтировать 29 фонарей и привести пирсы в порядок. Если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец готов сам провести демонтаж с дальнейшим взысканием расходов с ответчика. Во сколько могут обойтись такие работы? Оценка пока не проводилась, сообщили в ГИСУ РТ.

В пресс-службе Кремлевской набережной на запрос «БИЗНЕС Online» отвечать отказались. На вопрос нашего журналиста почему, арт-менеджер набережной Татьяна Сидоркина лишь ответила: «Потому!» — и бросила трубку.

Иск ГИСУ РТ к ООО «Волжская концессионная компания» пока только принят к производству, собеседование и предварительное заседание назначены на 17 ноября. В качестве третьих лиц к делу также привлекали комитет земельных и имущественных отношений исполкома Казани, Росреестр по РТ и минземимущество республики.

К слову, к фирмам, близким к главе ПСО «Казань» Зиганшину, сейчас пристальное внимание — на днях Госстройнадзор РТ и прокуратура сочли незаконной новую стройку рядом с долгостроями-«мавзолеями» на берегу Казанки К слову, к фирмам, близким к главе ПСО «Казань» Зиганшину, сейчас пристальное внимание — на днях Госстройнадзор РТ и прокуратура сочли незаконной новую стройку рядом с долгостроями-«мавзолеями» на берегу Казанки Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему ГИСУ требует признать постройки на пирсе самовольными именно сейчас, ведь они появились на набережной еще в 2015 году, в то же время, когда достроили саму набережную? В ведомстве этот вопрос оставили без ответа. К слову, к фирмам, близким к главе ПСО «Казань» Зиганшину, сейчас пристальное внимание — на днях Госстройнадзор РТ и прокуратура сочли незаконной новую стройку рядом с долгостроями-«мавзолеями» на берегу Казанки. Впрочем, сами элитные гостиницы на днях начали достраивать — работы ведет АО «Камско-Волжское акционерное общество резинотехники „Кварт“» зятя Зиганшина, Тимура Зайнутдинова. Разрешительной документации на стройку у компании нет, и в настоящее время решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка строительства»). Ранее в апреле исполком Казани подал иск о сносе долгостроев.

В «мавзолеи» Зиганшина постучался Дроздов: время удалять «гнилые зубы» Казани?

Первый домик находится на дальнем от берега конце пирса и не работал: сквозь стекло нам удалось рассмотреть сложенные в кучу оконные рамы и стройматериалы в окружении интерьера, как с открыток с Санта Клаусом Первый домик находится на дальнем от берега конце пирса и не работал: сквозь стекло нам удалось рассмотреть сложенные в кучу оконные рамы и стройматериалы в окружении интерьера, как с открыток с Санта-Клаусом Фото: Галия Ягудина

«Дом Деда Мороза», «Деревня эльфов» и заброшенные рестораны

Журналист «БИЗНЕС Online» отправился на Кремлевскую набережную, чтобы оценить обстановку. Скорее всего, в иске о сносе идет речь о двух красно-белых избушках — «Доме Деда Мороза» и «Деревне эльфов», в которых проводятся детские мастер-классы, — и двух детских горках. Первый домик находится на дальнем от берега конце пирса и не работал: сквозь стекло нам удалось рассмотреть сложенные в кучу оконные рамы и стройматериалы в окружении интерьера, как с открыток с Санта-Клаусом. На том же пирсе стоят три детские горки разной степени потрепанности, в том числе одна в виде маяка, и десяток почтовых ящиков для писем Деду Морозу.

«Деревня эльфов» хоть и пустовала в середине дня, но не выглядела заброшенной. На одной из дверей висит расписание вечерних детских мастер-классов, а через окна видно, что внутри поддерживается порядок. На одном пирсе с этой постройкой стоит также сцена, которую Кремлевская набережная использует для своих мероприятий, а рядом с ней — небольшая детская конструкция в виде избушки.

На том же пирсе стоят три детские горки разной степени потрепанности, в том числе одна в виде маяка, и десяток почтовых ящиков для писем Деду Морозу На том же пирсе стоят три детские горки разной степени потрепанности, в том числе одна в виде маяка, и десяток почтовых ящиков для писем Деду Морозу Фото: Галия Ягудина

Непосредственно над пирсами Главинвестстроя РТ возвышаются два закрытых здания бывших ресторанов — «Пирs» со средиземноморской кухней и «Ямь-Яшел» с татарской. Внутри все еще полностью сохранилась обстановка. Заведения проработали с 2017 по 2020 год. Так же, как их собратья напротив — итальянский La Famiglia, азиатский Mio, восточный «Бахча», — рестораны входят в орбиту компаний семьи Зиганшина. Согласно открытым данным, ООО «Пирс», учрежденное Зайнутдиновой, продолжает деятельность, несмотря на закрытый ресторан. В 2022-м году компания показала выручку почти 200 млн рублей. А «Ямь-Яшел» просто переехал в другое здание на набережной, ближе к Дворцовой площади.

Сейчас супруги Зайнутдиновы развивают гастропроекты уже в других локациях: им принадлежат татарский «Чирэм» в Присутственных местах Казанского кремля, итальянский Gina на улице Столбова, кофейня Cups на Большой Красной и др. А в начале октября на улице Профессора Нужина открылись новый ресторан Lulua с ближневосточной кухней и еще одна кофейня.

Welcome, McDonald’s? На Кремлевской набережной закрываются все «зиганшинские» рестораны

Согласно данным публичной кадастровой карты, общая площадь Кремлевской набережной — от пирса до Национальной библиотеки РТ — более 76, 7 тыс. кв. метров Согласно данным публичной кадастровой карты, общая площадь Кремлевской набережной — от пирса до Национальной библиотеки РТ — более 76,7 тыс. кв. метров Фото: «БИЗНЕС Online»

Не зарастет тропа Зиганшиных к Казанке…

Согласно данным публичной кадастровой карты, общая площадь Кремлевской набережной — от пирса до Национальной библиотеки РТ — более 76,7 тыс. кв. метров. Разрешенное использование — гидротехническое сооружение. Кадастровая стоимость — около 450 млн рублей. Прогулочная зона на левом берегу реки была всегда, но после появления в 2010-м Дворцовой площади, Дворца земледельцев и элитного ЖК «Дворцовая набережная» было решено ее облагородить. За дело взялась строительная фирма «ПСО „Казань“» Зиганшина. Первая очередь была сдана к началу «Универсиады-2013», вторая — к чемпионату мира по водным видам спорта в 2015-м.

А недавно зять Зиганшина начал строить еще один проект на берегу Казанки — вдоль Кировской дамбы появится новое общественное пространство с инфраструктурой для водного отдыха. В начале сентября место строительства осмотрел президент РТ Рустам Минниханов и поручил Институту развития городов РТ, Институту пространственного планирования РТ совместно с мэрией Казани разработать мастер-план развития данной территории. Как выяснил «БИЗНЕС Online», еще в 2017 году 1,8 км набережной дамбы и 642 м берегов «Верхней плотины» со стороны речного техникума сданы в аренду ООО «Коаст» Зайнутдинова.