Андрей Державин: «Мы привыкли общаться со зрителями и уделять особое внимание самой музыке, песням и их смыслу» Андрей Державин: «Мы привыкли общаться со зрителями и уделять особое внимание самой музыке, песням и их смыслу»

«Мы привыкли общаться со зрителями»

— Андрей, на этой неделе вы приезжаете в Татарстан со своим туром «Новое и лучшее», а 12 октября выступаете в казанской «Пирамиде». Чем будете радовать зрителей?

— Мы с командой подготовили большой сольный концерт. Естественно, будет живой звук. Со мной в туре группа «Сталкер» в обновленном составе — молодые, но дико талантливые ребята. На концерте предусмотрен 3D-свет, видеооформление, это полноценное двухчасовое представление, но должен предупредить, что танцоров и суперпостановки на сцене не будет. Я все же не шоумен. Мы привыкли общаться со зрителями и уделять особое внимание самой музыке, песням и их смыслу.

— Как готовитесь к туру, много ли времени уходит на репетиции?

— На самом деле основная программа давно отрепетирована, мы же выступаем не первый год и знаем, что делаем. В предыдущие несколько лет география наших поездок была обширна, мы много где успели побывать за прошедшие пять лет и Казань не обошли стороной — в 2020 году выступали на Дне России и пели на Кремлевской набережной. Но это были отдельные выступления. А сейчас поняли, что хотим настоящий тур.

Конечно, мы постоянно чем-то дополняем программу. Все мои ребята очень хорошие музыканты, постоянно приносят новые идеи. Коллектив — это живой организм. Вот и сейчас мы каждый день собираемся на репетиции, пробуем сделать что-то новое, интересное, с прицелом на концерт тура в Казани. Недавно к нам пришел новый художник по свету, вот добавляем интересное световое оформление программе. Это большая техническая работа, которая требует времени. В цифровой пульт заводится световая партитура песен, и потом нам нужно все отрепетировать и согласовать, отработать. За день такое не сделаешь. В пятницу выступили в Москве, в клубе «16 тонн». Попробовали свои наработки на москвичах, следующими их уже увидят казанцы.


— Программа заявлена как «Новое и лучшее». Чего здесь больше в процентном соотношении?

— На концерте будут спеты все хиты, без них никуда. Не спев «Чужую свадьбу» или «Алису», со сцены уйти просто не получится. Из зала сразу станут кричать, причем хором. Естественно, мы поем все любимые песни, это будет в программе. Честно говоря, мне самому сложно делить композиции на старые и новые: я всю жизнь занимаюсь музыкой, для меня это непрерывный процесс, который никогда не останавливался. В то же время понимаю, что песен много и на все просто не хватит времени. На самых первых концертах мы играли почти все песни подряд, иногда выступления длились 2 часа 30 минут, 2 часа 40 минут. Организаторы нам уже из-за кулис жестикулировали: «Уходите со сцены, не то опоздаете на самолет». Мы-то на часы не смотрим, когда играем.

Теперь же при составлении программы мы стараемся понять, что сегодня хотят услышать наши зрители. Для этого обычно проводим опрос в своих соцсетях, каких песен хотелось бы нашим слушателям, часто вместе с ними составляем трек-лист предстоящего концерта. Можно и сейчас нам написать свои пожелания, мы постараемся их учесть в программе.

— И как планируете укладываться в два часа в Казани?

— У нас есть свои приемы. Например, если я знаю, что есть песня, которую хотят услышать зрители, но мы не успеваем спеть ее с музыкантами, тогда исполняем со зрителями сокращенный вариант. Допустим, один куплет и припев поем мы, потом зрители, а мы аккомпанируем. Получается хороший интерактив. Это очень нравится публике. Во-первых, люди не рассчитывали, что услышат эту песню, во-вторых, зал подхватывает, что удивительно всех объединяет.

«Мне пишут: «Какое счастье, что мы можем написать вам. Раньше мы и мечтать о таком не могли» «Мне пишут: «Какое счастье, что мы можем написать вам. Раньше мы и мечтать о таком не могли»

«12 октября мы наконец-то исправим ситуацию и наверстаем упущенное»

— В рамках предстоящего тура запланированы выступления в Казани, Нижнекамске (13 октября), Набережных Челнах (14 октября) и Альметьевске (15 октября). А помните ли вы, когда впервые выступали в столице Татарстана?

— Конечно! Прекрасно помню, как впервые приехал в Казань. Это было в 1980-е и, честно скажу, столица РТ тогда произвела на меня удручающее впечатление. Справедливости ради надо заметить, что в те годы большинство городов Советского Союза выглядело не лучшим образом. Серость, неухоженность, у людей на лицах читалась неуверенность в завтрашнем дне, и так везде. Что поделать, время такое было. По-моему, и концерт в тот раз не состоялся. Организаторы нас подвели и куда-то исчезли вместе с деньгами. Мы поселились на ночь в каком-то общежитии с выбитыми стеклами, а потом просто поехали дальше, концерт отыграть не получилось. А 12 октября мы наконец-то исправим ситуацию и наверстаем упущенное.

— Концерты в Татарстане расположились в вашем графике между двумя столичными выступлениями, и в целом у вас довольно много концертов впереди. Каково жить в таком ритме?

— Я давно привык, да и раньше график был более насыщенным. Пандемия многим спутала планы, сейчас мы начинаем строить наш тур заново. С организацией такого тура бывают свои сложности: где-то площадки заняты, где-то по времени не получается. В комментариях люди из многих городов страны просят нас приехать, в том числе жители Татарстана. Пишут: «Почему вы не приедете в Елабугу?», «Очень ждем в Лениногорске». Я бы с радостью приехал, но дело в том, что мы не сможем в 4–5 дней уместить все города. Поэтому выбрали самые крупные населенные пункты, чтобы при желании туда могли доехать жители близлежащих городов. Если бы я знал, что где-то выступает любимый артист, я бы сел в машину и поехал.

Добавлю, что города в нашем туре пока только-только формируются. Недавно мне позвонил знакомый промоутер. Говорит: «Решил организовать твои выступления в Коми» — на моей родине. А там, если нам подтвердят залы, свободные даты выпадают только на апрель 2024 года. Татарстан же как вторая родина, у меня жена — татарка и здесь много близких друзей, с которыми мы давно как родные, поэтому я очень люблю этот регион. Именно с РТ в этот раз начинается наш тур, в данном плане Казань выигрывает.


— То есть можно предположить, что в расписании тура появятся новые даты и города?

— Мы надеемся на это. Я очень хочу поехать еще куда-то, но не могу ничего обещать. Пообещаю — люди прочитают и потом будут страшно обижены, если мы не приедем. Вопрос о новых концертах зависит от организаторов на местах, решение о том, кого позвать на свою площадку, за ними. Мы никак не можем на это воздействовать. Сейчас занимаемся организацией концертов сами, но у нас не так много времени и возможности делать это. На самом деле было бы отлично, если бы у нас появились партнеры, которые взяли бы на себя организацию концертов в регионах.

— Почему вы сами занимаетесь организацией концертной деятельности?

— Потому что на данном этапе нам некому это поручить, но и разочаровать своих слушателей мы не можем. Понимаете, люди видят меня в соцсетях и просят приехать с концертом. Я им отвечаю: «К вам пока не получается, ближайший концерт у нас в Москве». И что вы думаете? Они приезжают в Москву — из Новосибирска, Иркутска, Самары, Волгограда, Кирова. Мы ведь с группой «Сталкер» не пели сольно 20 лет. За это время у мальчиков и девочек, которые тогда ходили на концерты, появились семьи, дети, а у некоторых даже внуки. Для зрителей это возможность снова почувствовать себя юными и беззаботными, окунуться в сладкие волны ностальгии. Сейчас к нам на выступления приходят целыми семьями, и это очень трогательно. Думаю, с помощью опытных организаторов наш тур будет нарастать постепенно, как снежный ком.

«Дорогой сэр Пол, пишет вам мальчик Андрей, очень люблю ваши песни»

— Вы уже рассказали о том, что активно ведете соцсети. Важно ли это сегодня для раскрутки артиста?

— Думаю, в первую очередь важно содержание. Соцсети — это форма, средство, витрина, обложка, инструмент. Если человек пустой, соцсети у него будут такими же пустыми. А на пустом месте толпа не соберется. Я действительно много времени уделяю сейчас соцсетям, но с радостью отдал бы вести их профессионалам — уж очень много времени подобное отнимает. Но есть и плюсы: многие заново «нашли» меня там. Мне пишут: «Какое счастье, что мы можем написать вам. Раньше мы и мечтать о таком не могли». Я и сам сталкивался с этим. Подписался на своих любимых артистов и теперь могу написать, к примеру, Полу Маккартни: «Дорогой сэр Пол, пишет вам мальчик из города такого-то, очень люблю ваши песни». Замечательно, что сегодня есть такая обратная связь. Мне кажется, это дает людям надежду, что немаловажно.


— Часто ли вы общаетесь с фанатами и отвечаете ли на их личные сообщения?

— Общаюсь часто. Мне очень много пишут в личные сообщения, но часто присылают розочки, кошечек, собачек. Я стараюсь не пропускать сообщений, но, признаюсь, порой это отвлекает. Можно было бы отвечать смайликом на каждое сообщение, но мне кажется более ценным дать содержательный ответ текстом. Всегда читаю комментарии в соцсетях: если там что-то по делу, отвечаю сразу. У меня также везде указан адрес электронной почты. Если вам есть что сказать, всегда можно написать на мой электронный адрес, там я лично отвечаю.

— Присылают ли вам на электронную почту музыкальный материал для последующей оценки?

— Много присылают, я стараюсь послушать как можно больше. Случается, что человек прислал музыку, и она, возможно, мне не нужна, но может пойти в какое-то кино или куда-то еще. Так, в свое время мне написали Filatov & Karas. Они сделали трек на мою песню «Не плачь, Алиса». Я тут же послушал и ответил им через пять минут. Не знал, кто они, но мне дико понравился трек. Я тут же позвонил и сказал: «Мне нравится, давайте делать».

Я сам очень хорошо помню, как посылал свои песни в Москву, живя в Ухте. Мы с группой «Сталкер» записали альбом и послали его на радио «Юность». В стране было две кнопки: первая — «Маяк», вторая — «Юность». Мы послали туда свою бобину, и нас взяли в хит-парад, представляете? Когда в первый раз услышал свою песню по радио, чуть с ума не сошел. Как это вообще возможно? Я думал, ее просто выкинут, и все. Но песня год была в ротации и победила в первом всесоюзном хит-параде радио «Юность». Это была композиция «Я подожду» из магнитоальбома «Новости из первых рук». Кстати, мы обязательно споем ее на всех концертах в Республике Татарстан. Наши слушатели хорошо знают эту песню.

«Я убежден, что нужно держаться того дела, которое нравится, и не предавать его. С четырех лет я влюблен в музыку, я в ней постоянно» «Я убежден, что нужно держаться того дела, которое нравится, и не предавать его. С четырех лет я влюблен в музыку, я в ней постоянно»

«Мурашки — это отличный индикатор успеха, самый честный»

— Ваши песни на слуху уже более 30 лет. И все-таки существует ли секрет написания хита?

— Ответа на этот вопрос никто не знает. Любой, кто скажет вам, что знает, в чем секрет, непременно слукавит. А я лукавить не люблю.

— То есть когда вы писали «Не плачь, Алиса», вы не предполагали, что эта песня станет хитом?

— Конечно, нет. Тогда мы с поэтом Сергеем Костровым просто решили сочинить новую песню, так, чтобы она понравилась в первую очередь нам самим. Через неделю она звучала из каждого утюга по всему СССР. Думаю, с творчеством это всегда так. Например, вы любите рисовать, рисуете каждый день, наслаждаетесь процессом. Вдруг вы нарисовали что-то, опубликовали, и раз — это вдруг нравится людям, тысячи откликов, добрых слов. Вы просыпаетесь, видите это и думаете: «Ничего себе».

В чем секрет такого успеха? Можете ли вы вывести его формулу? Конечно, нет. Вы просто делали то, что вам нравится, и каким-то образом все получилось. Делай, что должно, и будь что будет. Я убежден, что нужно держаться того дела, которое нравится, и не предавать его. С четырех лет я влюблен в музыку, я в ней постоянно. Сейчас у меня есть своя студия, если я встал с утра и мне в голову пришла какая-то мелодия, обязательно поеду в студию и попробую развить. И поверьте, в этот момент я не думаю о том, как мне порадовать публику, и мне совсем не важно, станет песня популярной или нет. Главное, чтобы она получилась! А понравится ли она людям, покажет время.

— Важно ли для артиста музыкальное образование или сегодня достаточно просто уметь писать биты?

— Скажу так: любое образование, музыкальное или не музыкальное, формирует внутреннюю культуру человека. Самоучке приходится добирать знания самому. Без этого никак. А кому охота самостоятельно параллельно с сочинением битов изучать основы гармонии или читать биографию Баха? Предположу, что вряд ли кто-то добровольно станет этим заниматься.

Однако история знает массу примеров, когда великие произведения создавались людьми без образования. Также история знает массу примеров, когда люди, окончившие консерваторию, за всю жизнь не сочинили ничего путного. Это скорее вопрос таланта.


— Вы в музыке уже 38 лет. Как, на ваш взгляд, изменились предпочтения российского зрителя, что сегодня в тренде?

— Если честно, я никогда не думал об этом. Зайдите на «Яндекс.Музыку» и все там сами увидите. Популярную музыку я воспринимаю как фон. Вот вы идете по улице, а из окна проезжающего автомобиля по радио звучит популярная песня. Если она вам нравится, хорошо, вы обязательно захотите послушать ее потом еще раз. Если не нравится, забудете. Но бывает, услышишь пару фраз припева, и они сидят у тебя в голове и днем и ночью. Иногда мне интересна композиция в техническом плане: как это сделано, из чего ее собрали. Какой-то объем того, что я слышу, конечно, проходит мимо, я его не регистрирую.

Музыка такая же часть жизни, как книги. Нельзя навязать предпочтения, заставить любить что-то против воли. Так было и будет всегда. Мы все равно станем слушать то, что нам нравится и от чего получаем удовольствие.

— Какой, по-вашему, будет музыкальная индустрия через 30 лет?

— Этого сегодня не знает никто. Не вижу смысла фантазировать на данную тему. Человек предполагает, а Бог располагает. Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Одно знаю точно: через 30 лет нот так же будет 7 и эти 7 нот так же будут вызывать эмоции, заставлять людей плакать или смеяться, вызывать мурашки по телу.

Знаете, мурашки — это отличный индикатор успеха, самый честный. Если вы слушаете мелодию и у вас от нее мурашки бегут, значит, все в точку, произведение выдающееся. Уже не имеет значения, кто и когда его написал, сегодняшний композитор или вчерашний, известный или неизвестный. Главное, что у него получилось. Вдумайтесь: нот у всех 7, что у Баха, что у сегодняшнего Кукушкина. Так что шансы у всех равны. Я вижу в этом большую надежду!