При существующем режиме сброса воды в низовья Волги, по прогнозу минэкологии РТ, к 11 ноября понизится до отметки 49,80 м БС, т. е. опустится еще на 38 см ниже текущего значения При существующем режиме сброса воды в низовья Волги, по прогнозу минэкологии РТ, к 11 ноября уровень понизится до отметки 49,80 м БС, т. е. опустится еще на 38 см ниже текущего значения Фото: eco.tatarstan.ru

Что происходит на Куйбышевском водохранилище?

Уровень воды в Куйбышевском водохранилище на 6 октября опустился до отметки в 50,19 м БС (по Балтийской системе). Это ниже среднемноголетнего значения на эту дату на 1,42 метра. При существующем режиме сброса воды в низовья Волги, по прогнозу минэкологии РТ, к 11 ноября он понизится до 49,80 м БС, т. е. опустится еще на 38 см ниже текущего значения. Если это случится, то ситуация будет еще хуже, чем в 2010 году, когда уровень воды был зафиксирован на отметке 49,92 м БС.

Делается это исходя из потребностей в воде регионов Нижней Волги, в частности Астраханской области. Речь идет как о водоснабжении жителей южных регионов, так и о наполнении водой Каспийского моря. «Когда воды не хватает в нижних водохранилищах, страдает промышленность по производству икры осетровых пород», — говорит заведующая кафедрой природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова. Но получается так, что, спасая астраханских осетров и Каспий, Росводресурсы приносят существенный ущерб водным биоресурсам Волги и ее притоков.

«Красиво» получается на «трупе» реки»: Куйбышевское водохранилище – в метре от мертвого уровня

Из-за снижения уровня воды страдает экономика целого ряда отраслей экономики поволжских регионов. Мы поговорили с экспертами и предпринимателями, собрав топ-10 последствий обмеления Куйбышевского водохранилища и впадающих в него рек.

Чтобы не сесть на мель, судам приходится ходить с неполной загрузкой в несколько рейсов, что увеличивает затраты на и так дорожающее топливо и время для выполнения работы Чтобы не сесть на мель, судам приходится ходить с неполной загрузкой в несколько рейсов, что увеличивает затраты на и так дорожающее топливо и время для выполнения работы Фото: «БИЗНЕС Online»

Баржи доставляют меньше грузов, катера не могут уйти на зимовку

1. Страдают грузовые и пассажирские перевозки по воде. Баржи с инертными строительными материалами не имеют возможности подойти к берегам Казани. «Не все причалы могут принимать суда. А те, что остались, так скажем, в строю, стали монополистами», — рассказывал изданию директор компании – производителя бетона «АСК» Алексей Цапелик.

Чтобы не сесть на мель, судам приходится ходить с неполной загрузкой в несколько рейсов, что увеличивает затраты на и так дорожающее топливо и время для выполнения работы.

Пассажирскому флоту тоже стало сложнее ходить по воде. «Чем меньше воды, тем нам хуже живется, — признает в беседе с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор „Флота РТ“ Роман Лизалин. — На сегодняшний день мы определенные сложности испытываем, но это связано прежде всего с подходами при посадке и высадке судов. Мы на реке привыкли к стабильному уровню воды, к одному маршруту следования, знаем, где какие глубины в данный момент времени. Когда уровни падают, мы, конечно, подстраиваемся под это, но уже приходится менять судовождение, маршрут, следование».


2. Маломерные судна садятся на мель. Глубина ушла не только для больших судов, но и для катеров, яхт, теплоходов. «Это вызывает определенные неудобства, связанные с работой, посадкой, высадкой, своевременной организацией мероприятия», — рассказывает владелец компании «Парус» Вячеслав Егоров.

Сейчас его компания продумывает дополнительные варианты по созданию развития туристической инфраструктуры. В планах у Егорова сделать причалы в Свияжске, яхт-клубе «Локомотив», а также в центре Казани и у центра семьи «Казан».

«Будем эволюционировать, чтобы гости республики и ее столицы могли насладиться красотами нашего края и региона», — с позитивом сообщил глава компании, но добавил, что при постоянстве таких ситуаций (низкий уровень воды) кластер водного туризма все равно может потеряться.

3. Катера и яхты сложно отвезти на зимовку. Специализированная техника, которая поднимает яхты с причалов на зимовку, сейчас не может к ним подобраться. «Если оставить маломерные суда во льду на зиму, у них могут треснуть корпуса, будут последствия. Пострадали практически все яхт-клубы», — рассказывает председатель центра парусного спорта и водного туризма Олег Тюрин.

Он объяснил, что для поднятия судов на сушу кранам нужно подобраться туда, где раньше была вода, а почва там сейчас очень мягкая. Решить эту проблему можно: уложить железобетонные плиты, создать для кранов опору и подобраться к яхтам. Но потом все это надо передвигать, убирать обратно, что весьма трудоемко.

Взрослая рыба обычно уходят вместе с водой, если, конечно, не перекрыты выходы Взрослая рыба обычно уходит вместе с водой, если, конечно, не перекрыты выходы Фото: «БИЗНЕС Online»

Грязная вода, осушение бухт и недосуг у воды

4. Поток клиентов на рыболовных базах упал на 25%. Практически все рыболовные базы находятся в притоках рек, спокойных местах, куда можно загонять лодки. Сейчас эти бухты остались без воды, а владельцам яхтенного бизнеса приходится перегонять лодки туда, где вода еще осталась.

«Мы свои поставили в 20 километрах от базы, возим гостей на собственных машинах каждое утро. Но, конечно, это неудобно. Очень многие отказались от таких поездок», — сетует на ситуацию владелец рыболовной базы «Три берега» Ильдар Берхеев.

Рыбачить не получается и с берега. Раньше там, где находится база, протекал хороший ручей, сейчас там «канава небольшая стоит», рассказал Берхеев. Пляж в нынешнем году они открывать не стали — с июня уровень воды падает, так что в этом не было никакого смысла.

5. Ухудшились рекреационные функции воды. Из-за обмеления водохранилища места захода в воду этим летом превратились в топкие болота. Особенно это было заметно отдыхающим в разгар пляжного сезона. Концентрация «бульона» загрязняющих веществ, растворенных в воде, также повысилась. Несоответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям на официальных пляжах составило 13,8% против 8,1% по сравнению с прошлым годом. В воде начали развиваться паразиты.

В июле купавшиеся на Изумрудном озере замечали кожные высыпания. О подобном в соцсетях писали жители Зеленого Бора, подозревали церкариоз. Но из-за отсутствия обращений Роспотребнадзор сообщал, что случаев заболеваний, связанных с качеством воды водоемов, зарегистрировано не было.

6. Сокращаются водные биоресурсы. Заведующая кафедрой биоресурсов и аквакультуры КГЭУ Марина Калайда отмечает, что взрослая рыба обычно уходит вместе с водой, если, конечно, не перекрыты выходы. Но проблема обостряется во время нереста: например, щука и сазан нерестятся на мелководных участках. А если вода весной и в начале лета постепенно отходит, то вся икра вместе с водорослями, к которым она прикрепилась, просто высыхает на солнце. «Поэтому у нас щуки относительно мало, и она и сейчас, возможно, страдает, потому что уходит на мелководье», — отметила Калайда.

В зимний период могут происходить заморы рыбы на мелководье, где вода промерзает до самого дна. «В части воспроизводства водных биологических ресурсов низкий уровень не очень благоприятен в зимний период, так как может привести к кислородной недостаточности в водоеме», — сообщил «БИЗНЕС Online» замминистра экологии РТ Алмаз Тугушев.

Сокращение водных биоресурсов происходит и в притоках Волги. Например, река Киндерка (приток Казанки, которая является притоком Волги) сейчас полностью пересохла, соответственно в ней погибла и вся рыба. «Смотрю и думаю: а как вот на этом песке снова все будет возрождаться? Киндерка была самым полноводным притоком Казанки. У нее иногда уровень воды по весне шел 5 метров, она топила вообще все кругом, а сейчас ее нет», — печалится Мингазова.

Поток туристов на остров-град сократился на 20-30 процентов Поток туристов на остров-град сократился на 20–30% Фото: «БИЗНЕС Online»

7. Туристы во время речных прогулок не могут посетить исторические объекты РТ. Директор Свияжского музея-заповедника Артем Силкин отметил, что по сравнению с заключенными договорами у них сократилось количество судозаходов. «Должно было быть больше, но из-за обмеления несколько уменьшилось», — прокомментировал он ситуацию корреспонденту «БИЗНЕС Online». Пока это еще не сильно влияет на ситуацию в заповеднике, но при более радикальном обмелении туристическое судоходство затормозится вовсе.

Сокращение потока туристов идет и в Тетюшах. По крайней мере, еще в сентябре были отменены рейсы скоростных судов, идущих до города Тетюши и еще ряда остановок — все из-за низкого уровня Куйбышевского водохранилища, сообщали в миндортрансе РТ. На линиях водоизмещающего флота были отменены подходы судов к населенным пунктам Студенец и Садовая на Волге, Соколка и Свиногорье на Каме.

Сегодняшний уровень воды в водохранилище является проблемой при подходе крупнотоннажных круизных судов к причалу Казани. Если уровень воды еще упадет хотя бы сантиметров на 10–15, то возникнет серьезная проблема: круизные суда большие не смогут проходить, сообщал Лизалин. Совершение маршрутов до Болгара и Свияжска для теплоходов и так происходит при весьма стесненных условиях судоходства, а при таком уровне воды они становятся еще хуже.

Сразу несколько наших экспертов отметили, что стало больше фанатов поискать драгоценности у берегов с металлоискателями. Такие люди были всегда, но сейчас им открывается больше простора для поисков потерянных кладов Сразу несколько наших экспертов отметили, что стало больше любителей поискать драгоценности у берегов с металлоискателями. Такие люди были всегда, но сейчас им открывается больше простора для поисков потерянных кладов Фото: «БИЗНЕС Online»

Энергетики теряют выработку, мелиораторам не хватает воды

8. Выработка энергии на ГЭС упадет на 20%. Если за 9 месяцев прошлого года на Нижнекамской ГЭС выработка электроэнергии составляла 1,4 млрд кВт.ч, то в этом за тот же период — 1,1 млрд кВт.ч. Снижение выработки в 2023-м за три квартала — 24%, а за год ждут падения на 20%. «Ожидается, что снижение объема выработки на Нижнекамской ГЭС приведет к снижению финансового результата работы электростанции от производства электроэнергии на 17 процентов по сравнению с 2022 годом», — сообщили в «Татэнерго» корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Для решения проблемы компания совместно с министерством экологии РТ участвует в заседаниях межведомственной рабочей группы по регулированию режима работы водохранилищ Волжско-Камского каскада при федеральном агентстве водных ресурсов. Но убедить сбрасывать меньше воды у Татарстана пока не получалось.

9. Страдают системы орошения. Те фермерские хозяйства, которые покупают дождевальные машины для поливки культур, тоже испытывают сложности в связи с дефицитом влаги, рассказывает директор ФГБУ «Управление „Приволжскмелиоводхоз“» Марс Хисматуллин. На полив можно забирать не более 60% от объема воды, но этого недостаточно для того, чтобы поливать все привязанные к водоемам территории. «Мы констатируем тот факт, что климат меняется в сторону засушливости», — отмечает глава мелиорации Татарстана, а значит, воды для полива будет требоваться все больше.

10. Зато для кладоискателей — рай. Сразу несколько наших экспертов отметили, что стало больше любителей поискать драгоценности у берегов с металлоискателями. Такие люди были всегда, но сейчас им открывается больше простора для поисков потерянных кладов. Так, например, местный искатель ценностей Евгений Хрусталев в октябре нашел самую дорогую монету за 9 лет хобби.

«Находки бывают очень интересные и дорогие, но это довольно опасное занятие. Если сравнивать с рыбаками или охотниками, то есть браконьеры, а есть лицензированные. Я копаю там, где законом не запрещается», — подчеркнул он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Евгений отмечает, что сейчас действительно много любителей походить по пляжам в поисках находок ордынского или булгарского периода.