Ожидалось, что на первых публичных слушаниях по проекту бюджета на 2024 год и на плановый период 2025-го и 2026-го обсуждение будет горячим — все-таки речь о «бюджете победы», но мероприятие в Совете Федерации прошло будто для галочки Ожидалось, что на первых публичных слушаниях по проекту бюджета на 2024 год и на плановый период 2025-го и 2026-го обсуждение будет горячим — все-таки речь о «бюджете победы», но мероприятие в Совете Федерации прошло будто для галочки

На первом месте — оборона

Ожидалось, что на первых публичных слушаниях по проекту бюджета на 2024 год и на плановый период 2025-го и 2026-го обсуждение будет горячим — все-таки речь о «бюджете победы», но мероприятие в Совете Федерации прошло будто для галочки. Подавляющее большинство сенаторов даже не выступило, в том числе представители Татарстана. Некоторые регионы были представлены их главами, но и они говорили не столько о политике федерального бюджетирования, сколько о своих местных нуждах. Так, глава Дагестана Сергей Меликов просил на электросети и трансформаторы, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин — на канализацию, а губернатор Владимирской области Александр Авдеев — на ремонт драматического театра. Министр финансов РФ Антон Силуанов эти просьбы пообещал удовлетворить.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, вероятно, как и пресса, ожидавшая острой дискуссии, подстелила главному финансисту страны соломки: «Все говорят, что Силуанов не дал на это, Силуанов не выделил на то… Коллеги, я знаю Силуанова много-много лет и считаю министра финансов высокопрофессиональным человеком, государственным человеком, который несет на себе колоссальный труд. Коллектив минфина, когда есть возможность, всегда откликается». Эта речь немного смутила Силуанова, он опустил голову.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, вероятно, как и пресса, ожидавшая острой дискуссии Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, вероятно, как и пресса, ожидавшая острой дискуссии

Правительство внесло проект бюджета в конце прошлой недели. Он сверстан исходя из прогноза социально-экономического развития страны, согласно которому экономика России ежегодно будет расти более чем на 2%. Тем не менее запланирован дефицит бюджета — 1,6 трлн рублей в 2024 году, 0,9 трлн рублей в 2025-м, 1,5 трлн рублей в 2026-м. При этом доходы ожидаются на уровне 35 трлн рублей в следующем году со снижением до 33,5 трлн рублей в 2025-м и 34,1 трлн в 2026-м. Причем по сравнению с теми цифрами, которые были заложены в бюджете год назад, расходы федеральной казны существенно выросли. Так, на ближайшие три года они ожидаются на уровне 36,6 трлн, 34,4 трлн и 35,6 трлн рублей (ранее предполагалось 29,4 трлн и по 29,2 трлн в 2024 и 2025 годах).

Антон Силуанов: «Обеспечение нужд армии для достижения целей специальной военной операции и потребности оборонной промышленности — наш главный приоритет Антон Силуанов: «Обеспечение нужд армии для достижения целей специальной военной операции и потребности оборонной промышленности — наш главный приоритет»

В чем причина? Изменились приоритеты. На первом месте, по словам Силуанова, оборона: «Обеспечение нужд армии для достижения целей специальной военной операции и потребности оборонной промышленности — наш главный приоритет. На это выделяются все необходимые ресурсы, которые нам заявили наши силовые органы». Общий объем трат на оборону — 10,8 трлн рублей, что на 40% больше, чем в 2023 году, и почти треть от вообще всех запланированных трат на 2024-й «Задача — обеспечить победу», — сказал Силуанов… На втором месте по приоритетности — технологическое развитие, на третьем — обязательства перед гражданами (пенсии, пособия и т. д.) и на четвертом — развитие регионов.

Пожалуй, единственным, кого насторожила такая расстановка приоритетов, был директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. «Текущий проект закона о бюджете предполагает снижение затрат на важнейшие виды деятельности, связанные с развитием человеческого капитала, — это образование, здравоохранение, научная деятельность», — подчеркнул академик. Он согласился, что задачи в области обороны и безопасности, конечно, абсолютный приоритет, но в то же время мы можем не получить устойчивого экономического роста за пределами ближайшей трехлетки.

Как заявил Силуанов, бюджет отразил подготовку России ко всем возможным вариантам: «Мы должны быть готовы к различным сценариям, и как раз бюджет не должен полагаться на благостные прогнозы. Бюджет должен учитывать все те обязательства, которые принимались, и обеспечивать соответствующими ресурсами».

Александр Широв согласился, что задачи в области обороны и безопасности, конечно, абсолютный приоритет, но в то же время мы можем не получить устойчивого экономического роста за пределами ближайшей трехлетки Александр Широв согласился, что задачи в области обороны и безопасности, конечно, абсолютный приоритет, но в то же время мы можем не получить устойчивого экономического роста за пределами ближайшей трехлетки

Что будет в 2026 году с процентной ставкой

Поспорил министр с академиком и о процентной ставке. Силуанов попытался объяснить, почему она так высока: «Потому что у нас большой дефицит бюджета. В последние годы мы значительные объемы денег брали с рынка, с нашего внутреннего, иностранные инвесторы ушли, они до трети доходили от всех покупателей наших ценных бумаг, а наши инвесторы опасаются, в риски закладываются, поэтому ставки и растут». Широв же считает, что финансисты увлечены ложной догмой о том, что ослабление курса рубля ведет к увеличению бюджетных доходов: «На самом деле это не так, потому что экономика и нефтегазовые доходы, которые формируют бюджет, под воздействием ухудшения общей экономической конъюнктуры могут снижаться».

По словам Алексея Заботкина, ЦБ планирует значительное снижение процентной ставки только в 2026 году — до 5-6,5%. При этом в следующем, 2024-м, ее намерены понизить лишь на 1-1,5% По словам Алексея Заботкина, ЦБ планирует значительное снижение процентной ставки только в 2026 году — до 5–6,5%. При этом в следующем, 2024-м, ее намерены понизить лишь на 1–1,5%

Силуанов дал понять, что теперь ведомство возвращается к соблюдению незыблемого бюджетного правила. Напомним, оно заключается в том, что доля доходов от экспорта энергоресурсов перечисляется в фонд национального благосостояния. «Если в прошлом году, когда вводились санкции, у нас были достаточно большие вопросы относительно предсказуемости объемов добычи нефти и газа, то сейчас с этим более-менее все понятно. Мы наладили возможности экспорта, наладили цепочки нашего основного энергетического экспорта и сейчас можем вернуться к прежнему параметру бюджетного правила, чтобы определять, какие доходы могут идти на расходы, а какие должны отправлять в фонд национального благосостояния», — подчеркнул Силуанов.

Сдержаннее в прогнозах относительно ставки и курса рубля высказался зампредседателя Банка России Алексей Заботкин. По его словам, ЦБ планирует значительное снижение процентной ставки только в 2026 году — до 5–6,5%. При этом в следующем, 2024-м, ее намерены понизить лишь на 1–1,5%.

Следующее обсуждение проекта бюджета пройдет 16 октября на заседании профильного комитета Госдумы, а первое чтение запланировано на 26 октября.