Не отрицая того факта, что разговор о духовности денег порождает массу вопросов, Рустам Батров указывает, что финансовая состоятельность человека во многом демонстрирует, насколько глубоко он продвинулся в самопознании, а последнее — это духовность в чистом виде Не отрицая того факта, что разговор о духовности денег порождает массу вопросов, Рустам Батров указывает, что финансовая состоятельность человека во многом демонстрирует, насколько глубоко он продвинулся в самопознании, а последнее — это духовность в чистом виде

Концепция пяти столпов ислама преисполнена глубочайшего смысла

Пять столпов ислама, которые являются альфой и омегой исторической мусульманской традиции, почти что фейк. В Коране нет такой концепции. Там главные предписания ислама (будь то намаз или закят) по отдельности упоминаются, но ни в одном из аятов они не называются столпами и не сводятся в единую смысловую конструкцию. Формулировки «столпы ислама» нет и в хадисах. Она отсутствует даже в «хадисе о Джибриле», который служит главным аргументом по теме и который в силу исключительной значимости называют «матерью Сунны» (по аналогии с тем, что аль-Фатиха именуется «матерью Корана»).

Напомню, в предании о Джибриле Пророк, отвечая на вопрос архангела «Что есть ислам?», перечислил основные виды мусульманского богослужения, которые впоследствии, собственно, и были названы «столпами ислама». Любопытно, но сборники хадисов дают нам противоречивое описание этой истории. Так, аль-Бухари и Муслим сходятся в том, что Пророк назвал лишь четыре, а не пять «столпов ислама», не упомянув хадж. Последний встречается в другой версии хадиса, которую приводит только Муслим. Таким образом, мы имеем два разных описания одного и того же события. Подобная путаница (конечно же, совершенно не допустимая в столь важном вопросе, как «столпы ислама», особенно с учетом того, что за отрицание любого из них человеку в конвенциональном исламе грозит смертная казнь) может указывать на вымышленность всего сюжета, призванного закрепить в сознании мусульман то, чего нет в Священном Коране, — доктрину «пяти столпов».

К слову, в классическом мусульманском хадисоведении принято считать, что если извод того или иного хадиса у аль-Бухари и у Муслима (самых авторитетных собирателей хадисов) совпадает (муттафакун алейхи), то это считается наиболее сильной/достоверной версией предания. Получается, что в самом сильном изводе «хадиса Джибриля» говорится, что у ислама четыре «столпа», а не пять, как учит исторически сложившаяся исламская традиция — ярчайшая иллюстрация ее размежевания с собственными первоисточниками.

Как бы там ни было, концепция пяти столпов ислама преисполнена глубочайшего смысла. Без всяких преувеличений это настоящий шедевр исламской богословской мысли, суть которой многие современные мусульмане, к сожалению, уже не понимают.

Как известно, закят — налог в пользу благотворительных целей. Для того чтобы исполнять эту важнейшую заповедь ислама, человек должен обладать нисабом, т. е. материальными излишками, которые остаются после покрытия всех его базовых нужд Как известно, закят — налог в пользу благотворительных целей. Для того чтобы исполнять эту важнейшую заповедь ислама, человек должен обладать нисабом, т. е. материальными излишками, которые остаются после покрытия всех его базовых нужд

Лишь состоятельные люди имеют шанс стать подлинно духовными личностями

Обычно «пять столпов ислама» сводят исключительно к богослужебному контексту. Однако данный концепт указывает на нечто большее. Здесь на религиозном материале разворачиваются универсальные принципы бытия, не замыкающиеся исключительно на богослужебной стороне жизни. Это принципы реальности в целом. Они помогают человеку выстроить максимально целостную стратегию собственной самоактуализации. В «пяти столпах ислама» закодирован путь, ведущий каждого из нас к гармоничной жизни. Это своего рода пирамида Маслоу, только в исламской системе координат.

Для того чтобы раскрыть концепцию «пяти столпов» в подобном ракурсе, потребуется не одна статья. Сосредоточимся сегодня на четвертом элементе конструкции — закяте, который из всех столпов является наименее богослужебным.

Как известно, закят — налог в пользу благотворительных целей. Для того чтобы исполнять эту важнейшую заповедь ислама, человек должен обладать нисабом, т. е. материальными излишками, которые остаются после покрытия всех его базовых нужд. Другими словами, пять столпов ислама могут исполнить только обеспеченные/богатые люди. Эту мысль можно сформулировать и иначе: лишь состоятельные люди имеют шанс стать подлинно духовными личностями, ведь пять столпов ислама есть не что иное, как религиозный минимум. А если человек не способен исполнить даже минимум, то о какой вообще духовности в контексте ислама может идти речь?

Данный посыл не имеет ничего общего с sola gratia, протестантской концепцией благодати (кто богат, того и любит Бог), но коренится в фундаментальной природе денег.

Жажда денег блокирует доступ к ним

Обычно люди превратно понимают природу денег и их предназначение. На вопрос «Зачем тебе целковые?» среднестатистический обыватель отвечает в том духе, что они дают возможности: закрывают потребности и реализуют мечты. Натуры, не желающие быть заподозренными в низменных целях, подбирают более благородные, как им кажется, ответы: деньги позволяют заботиться о близких и создают условия для развития и роста.

Что общего между подобными ответами? Потребительское отношение к деньгам. Суть в том, что человек помещает в центр внимания себя любимого, а деньги становятся эдакой прислугой, которые на блюдечке с голубой каемочкой приносят ему желанные блага мира и в целом то, что для человека значимо. Таким образом, деньги обретают самостоятельное значение. Раз деньги дают то, что мне нужно, значит, их должно быть как можно больше. Деньги постепенно становятся самоцелью, и человек, сам того не замечая, погружается в культ золотого тельца.

Жажда денег блокирует доступ к ним. Когда человеку важны деньги сами по себе, искривляется его восприятие людей, притом что деньги — не нужно этого забывать — имеют социальное происхождение. Стремление человека заработать превращает его клиентов, партнеров и контрагентов в ходячие кошельки, куда тянется пятерня, дабы вытащить оттуда по максимуму. Соблазн столь велик, что иной раз можно и приврать, а то и вовсе кинуть. А что? Цель оправдывает средства. Даже если людей формально и не обманывают, они все равно чувствуют истинное отношение к себе: их хотят ободрать как липку. Стоит ли пояснять, что подобная алчность, порождаемая потребительским отношением к деньгам, сгубила не один бизнес? Именно вожделение денег делает людей нищими или, если говорить в парадигме пяти столпов ислама, бездуховными. Не зря нашему благословенному Пророку возводят слова: «Бедность почти неверие (куфр)».

Деньги постепенно становятся самоцелью, и человек, сам того не замечая, погружается в культ золотого тельца Деньги постепенно становятся самоцелью, и человек, сам того не замечая, погружается в культ золотого тельца

Что же тогда представляет собой духовное отношение к деньгам, обладание которыми делает возможным исполнение предписания, стоящего в одном ряду с молитвой, постом и паломничеством к Божьему дому? Иначе говоря, в чем состоит предназначение денег в контексте духовности?

Их значение исходит из того, что деньги приходят к нам в ответ на ту ценность, которую мы создаем для мира. Чем масштабнее объем этой ценности и ее глубина, тем больше денег мы в ответ получаем. Деньги суть благодарность людей за то, что мы закрываем их боли и решаем их проблемы. Раз они готовы проголосовать за результаты нашей деятельности своими кровно заработанными, значит, то, что мы для них делаем, действительно важно и ценно. Таким образом, деньги выступают мерилом той полезности, которую мы даем людям. Сказано Пророком: «Лучшие среди людей — самые полезные для людей». При таком подходе фокус смещается с себя любимого (мне нужно заработать) на людей (что я могу им дать?). Именно клиентоориентированность и делает бизнес успешным.

Деньги позволяют объективизировать нашу полезность, т. е. перевести ее из рефлексивных ощущений и иллюзорного самомнения в пространство математически точных критериев. Иначе говоря, деньги сталкивают нас с правдой о себе.

Разговор о духовности денег неизбежно порождает вопросы…

Правильный бизнес не только служение людям, но и встреча с собой. Со второго, собственно, все и начинается, ведь по-настоящему глубокую ценность человек может создать лишь при условии, если он опирается на свои сильные стороны, а слабым не позволяет испортить дело. Реализация — это распаковка нашей аутентичности и уникальности в виде того дела, через которое мы служим людям и за которое нас благодарят деньгами.

Другими словами, успешный человек должен хорошо понимать себя, не обесценивая свою силу и не преувеличивая свои достоинства, и опираться на это понимание в своей обращенности к миру. Таким образом, востребованность создаваемой нами ценности, выраженная в деньгах, отражает реалистичность нашего самовосприятия и умение взаимодействовать с собой. Стало быть, деньги показывают, насколько глубоко мы продвинулись в самопознании. А самопознание есть духовность в чистом виде. Не зря же общечеловеческая максима, оформленная в исламской традиции через хадис Пророка, гласит: «Кто познал себя, тот познал Бога».

Не только пять столпов, но и другие предписания ислама также отражают понимание духовной природы денег, например запрет на ростовщичество. Что плохого в потребительском кредите? То, что он блокирует развитие человека. Материальная нужда, будучи частью сигнальной системы Бога, дается нам для того, чтобы мы среагировали на нее — осознали свои затыки и сдвинулись навстречу к себе, своей аутентичной самореализации. Однако кредит лишает нас такой возможности. Временно компенсируя наше неумение создавать ценность для людей, он снимает симптом боли, но не устраняет причину. Иначе говоря, он продлевает внутреннюю слепоту человека и тем самым лишь усугубляет его положение.

Итак, лишь обладающие нисабом/достатком могут считаться подлинно духовными людьми — теми, кто осилил нижнюю планку духовности в виде пяти столпов ислама. Объем зарабатываемых нами денег отражает, как глубоко мы соединены с реальностью, т. е. насколько мы освободились от иллюзий. А пребывание в плену иллюзий априори несовместимо с духовностью, даже если такой человек и обладает всеми внешними атрибутами религиозности, будь то длинная борода или натертые до блеска четки. Вот почему в исламской традиции соединение с реальностью (хакикат) всегда ставилось выше соблюдения формальных требований религии (шариат). Последнее является лишь началом Пути, но никак не его вершиной.

Могут возразить, что, дескать, наш Пророк спал на циновке и вообще был скромен в личном потреблении. Это действительно так. Но его отличие от имитаторов духовности, маскирующих свою несостоятельность молитвенным ковриком, заключается в том, что он не бежал от мира, а напротив, шел в самую его гущу. Наш Пророк сумел стать главой государства, т. е. он взошел на вершину социальной пирамиды и, если верить американскому исследователю Майклу Харту, возглавил список самых влиятельных людей в истории человечества. Так что его скромная циновка для сна — это как несменяемые джинсы и черная водолазка Стива Джобса. Не нужно путать бедность несостоявшегося человека и аскезу того, кто покорил мир.

Разговор о духовности денег неизбежно порождает вопросы о миллионерах-подонках, бедности учителей и врачей (а они что, не духовны и не создают для людей никакой ценности?), об неэкологичных способах заработка (например взяточничество и казнокрадство) и другие. Конечно же, в рамках одной статьи невозможно осветить все аспекты темы. Их мы обсуждаем, в частности, на площадке проекта #ислам_иначе, который в целом посвящен распаковке великого исламского наследия для жизни в XXI веке.