Сегодня вопрос цен на топливо вынесли на самый верх, а разговор сделали публичным. Как и в случае со слабым рублем, в ситуацию вновь приходится вмешиваться главе государства Сегодня вопрос цен на топливо вынесли на самый верх, а разговор сделали публичным. Как и в случае со слабым рублем, в ситуацию вновь приходится вмешиваться главе государства Фото: kremlin.ru

Подорожавший бензин дошел до президента

Главной темой прошедшего сегодня совещания Владимира Путина с кабмином Кремль называл социально-экономическое развитие Калининградской области. Правда, как это часто бывает, ключевой вопрос скрывался за лаконичной фразой «Также будет рассмотрен ряд текущих вопросов». Таковым оказался… подорожавший бензин. На прошлой неделе кабмин РФ запретил экспорт бензина (по сути, пошел на крайние меры) и провел закрытое совещание с нефтяниками. Неизвестно, сколько еще было таких закрытых встреч. Но довольно показательно, что сегодня вопрос цен на топливо вынесли на верхний уровень, а разговор сделали публичным. Как и в случае со слабым рублем, в ситуацию вновь приходится вмешиваться главе государства.

Еще один показательный момент — сегодняшнее пленарное заседание Госдумы, которое в течение часа шло в закрытом режиме, без трансляции. Оказалось, от публики скрыли «публичную порку» первого замминистра энергетики Павла Сорокина. Чиновника распинали из-за цен на топливо и его дефицита. Сорокин на вопросы депутатов «отвечал не без трудностей», а спикер Госдумы Вячеслав Володин дал «довольно жесткую оценку» работе минэнерго, рассказал источник «Осторожно Media». По его словам, коммунисты требовали кадровых решений, но Володин сказал: «Оставим это на будущее». Вскоре Сорокину предстоит еще одна «аудиенция» в Госдуме. На своем официальном сайте нижняя парламента коротко отчиталась, что держит ситуацию с ценами на ГСМ «на контроле».

Теперь внимательно контролирует цены и президент. Открывая совещание, он предоставил первое слово вице-премьеру РФ Александру Новаку. Тот заверил, что насыщение внутреннего рынка — первостепенная задача для отечественного ТЭКа. За 8 месяцев производство бензина и дизтоплива в стране выросло на 3,5% и 6,4% соответственно к прошлому году. Казалось бы, повод для снижения стоимости. А что с ценами? В целом подорожание на уровне инфляции, но есть независимые АЗС, которые в «текущей ситуации» сильнее подняли стоимость, отметил Новак.

Что касается оптовых цен, за последние два месяца стоимость бензина выросла на 15%, дизеля — на 30%, доложил Новак. Интересно, что привел данные именно за последние два месяца. А ведь если посмотреть динамику за 6 месяцев 2023 года, стоимость бензина марок «Регуляр-92» и «Премиум-95» на биржевых торгах в европейской части России увеличилась с начала года более чем на 50%. Заметно более чувствительные цифры. 

«Сразу несколько факторов повлияло одновременно — рост мировых цен на нефть, снижение дисконтов по продажам и ослабление рубля», — объяснял Новак. Безусловно, слабый рубль помог наполнить бюджет, но есть и обратная сторона медали. Экспортировать нефть стало выгоднее, и появилась «экономическая мотивация» для серого экспорта, говорил Новак Путину, а на самом деле — зрителям трансляции. Безусловно, глава государства все эти детали уже знал.

Новак напомнил про недавний запрет на экспорт. Он помог снизить биржевые цены. Сейчас идет некоторая «коррекция». Оказалось также, что от биржевых торгов отстранили ряд трейдеров, которые применяли «недобросовестные практики». О каких компаниях идет речь и что это за практики, вице-премьер РФ не уточнил Новак напомнил о недавнем запрете на экспорт. Он помог снизить биржевые цены. Сейчас идет некоторая «коррекция» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как кабмин хочет устаканить цены?

Наконец, Новак напомнил о недавнем запрете на экспорт. Он помог снизить биржевые цены, за последнюю неделю бензин подешевел в среднем на 20%. Да, сейчас идет некоторая «коррекция» (проще говоря, рост возобновился), но это нормально после резкого падения, убеждал вице-премьер. Оказалось также, что от биржевых торгов отстранили ряд трейдеров, которые применяли «недобросовестные практики». О каких компаниях идет речь и что это за практики, Новак не уточнил.

Чтобы устранить дефицит топлива у аграриев, подписан помесячный график обеспечения регионов, отчитывался Новак. Также компаниям доведены дополнительные объемы поставок топлива для сельского хозяйства в сентябре – ноябре, докладывал вице-премьер о, по сути, «ручном режиме» управления ситуацией.

Чтобы дать экономические стимулы для продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке, Новак предложил и дополнительные меры:

  • Повысить размер демпфера для российских нефтяников. Систему демпфера ввели в 2019 году, чтобы не допустить роста оптовых цен быстрее инфляции при сохранении полного снабжения внутреннего рынка. Когда экспортные цены выше внутренних, бюджет доплачивает нефтяникам разницу, чтобы они продолжали поставлять топливо внутри страны. С 1 сентября российские власти вдвое снизили субсидии по демпферу. Такая радикальная мера понадобилась, чтобы наполнить бюджет.
  • Еще повысить заградительную экспортную пошлину для перекупщиков топлива, с 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей за тонну. Это нужно, чтобы «не допускать вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами».

Правительство совместно с ФАС намерено контролировать цены на независимых АЗС и уровень наценок, т. к. после снижения стоимости топлива в опте она должна снизиться, подчеркнул вице-премьер. 

«В целом в заключение хотел бы сказать, что ценовая ситуация на внутреннем рынке стабилизируется, принятые меры оперативного характера обеспечивают восстановление и стабильную работу мелкооптового сегмента, независимых сетей АЗС, работу сельхозпроизводителей», — «успокоительно» заключил зампред правительства РФ. Он отметил, что озвученные меры будут приняты в ближайшее время. Не исключено, что тогда же будет снят жесткий запрет на экспорт нефтепродуктов, но четкого сигнала не прозвучало. 

Потребителя мало волнует, почему дорожает топливо, нужен результат, указал президент РФ. И поручил кабмину «плотнее» работать с нефтяниками, чтобы они «свою ответственность понимали»Фото: «БИЗНЕС Online»

Путин: «Меры приняты, а цены растут»

«Смотрите, мы же знаем, из-за чего это происходит — и в связи с ценами на нефть, понимали же, что будет дальше. Это же не первый раз, правильно? — взял слово Путин. — Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт, — все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, правительство, должны другую делать работу, согласованную, конечно, с компаниями, но у нас задачи-то другие». К слову, еще на недавней пленарке Восточного экономического форума (ВЭФ) Путин аккуратно, но осудил кабмин за несвоевременную реакцию на рост мировых цен. 

Власти запретили экспорт, но цены все равно растут, недоумевал Путин. «Мы 21-го числа ввели эти запреты — на экспорт бензина и „дизельки“. Вроде как снижение наблюдается на бирже, а за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 [стоил] 51,6 рубля, до 21-го числа был 49,7 — то есть цена-то растет в розницу. Меры приняты, а цены растут», — недовольно заметил российский лидер, обращаясь к своей справке. И с удивлением заметил, что в некоторых регионах местные жители вообще ездят в соседние субъекты, потому что топливо там дешевле.

Потребителя мало волнует, почему дорожает топливо, нужен результат, указал президент РФ. И поручил кабмину «плотнее» работать с нефтяниками, чтобы они «свою ответственность понимали». Видимо, до сих пор не поняли? «Ясно, что экономика компаний и для нас важна, это курица, которая приносит золотые яйца, это понятно, мы должны бережно к ним относиться, все понятно. Но тем не менее реагировать на происходящие события я бы просил вас более оперативно», — добавил Путин.

Дальше вскрылась еще одна неприятность. Для регионов рост цен стал дополнительной бюджетной нагрузкой, которую необходимо компенсировать, поскольку, естественно, в тарифах для потребителей эти цены не учтены, подчеркнул Новак. И попросил субсидировать стоимость мазута для Мурманской области и Камчатки. К разговору про деньги для регионов подключился уже глава минфина РФ Антон Силуанов. Именно его ведомство пролоббировало с 1 сентября снижение демпфера для российских компаний. 

«Если оперативно решать проблему, конечно, можно и дополнительное финансирование регионам предоставить…» — как бы нехотя согласился Силуанов. Министр отметил, что субсидия будет временным решением, надо подходить системно. Например, есть опыт работы с производителями удобрений, когда они часть продукции поставляют на внутренний рынок по фиксированным ценам, оставшуюся часть — на экспорт. 

Путину идея понравилась. «Допустим, по удобрениям. Действительно, поставили на внутренний рынок необходимые объемы, а потом зарабатывайте на внешнем. Есть же, работает — ну и работает. Ясно, что здесь есть своя специфика, у нефтянки, но тем не менее большой разницы-то нет. Но надо только своевременно эти решения принимать, и все», — одобрил президент. Получается, увидим обязательные нормативы по продажам на внутреннем рынке для нефтяников? 

Повышение пошлин для перекупщиков топлива — «однозначно» эффективная мера, а вот с демпфером не так просто Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

«Государева воля — ужаться в марже, и в этом случае все будет нормально»

Повышение пошлин для перекупщиков топлива — «однозначно» эффективная мера, а вот с демпфером не так просто, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. «Тут есть важнейший момент. У нас три крупнейших производителя нефтепродуктов — „Роснефть“, „Газпромнефть“ и „Лукойл“. „Роснефть“ и „Газпромнефть“ — это госкомпании. Но государева воля — ужаться в [своей] марже, и в этом случае все будет нормально», — считает собеседник. По его словам, тема скоро сойдет на нет, потому что закончится уборочная кампания «и цены уже не будут так беспокоить власть».

«А потом, думаю, разрешат экспорт нефтепродуктов, и все само собой устаканится. По крайней мере, так было много раз. Надолго ли [сохранится эта] стабилизация? До весны, до посевной», — рассуждает Разуваев. «У нас вообще с началом СВО экономика идет в ручном управлении. И ничего удивительного в том, что в ситуацию вмешался президент, нет. На заправках маржой никто не хочет жертвовать, но если государство скажет, то госкомпании пожертвуют. Но мне все-таки кажется, сценарий со снижением цен маловероятен», — добавил спикер. 

«Любые меры, которые позволят стабилизировать цены, необходимы. А главное же в цене — налоги, которые устанавливает правительство, и оно само же влияет на ситуацию с ценами», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» президент союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль. По его мнению, меры необходимы, но прежде всего нужна «хорошая конкуренция» между компаниями и заводами, которые выпускают продукцию.

«Никто сказать не может [когда удастся стабилизировать цены на топливо]. Во-первых, стабилизация вряд ли вообще произойдет. Цена, может, будет расти немножко, но медленными темпами или колебаться станет, то выше, то ниже. Поэтому волатильность высокая по нефти и, следственно, по нефтепродуктам имеет место быть. Хотим мы или не хотим — она будет все равно колебаться», — добавил собеседник. Ситуацию с ценами на дизтопливо должно поправить в том числе завершение ремонта на нефтеперерабатывающих заводах: «Они к началу зимы или поздней осенью должны завершить все свои работы». При этом Шмаль затруднился сказать, как долго будет действовать нынешний запрет на экспорт. 

«В целом, наверное, это правильные меры. Был введен запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Такая мера привела к тому, что цены в оптовом сегменте уже снизились. Запрет на экспорт — очень жесткая мера, и она приводит к тому, что и доходы бюджета снижаются, и, соответственно, финансовые показатели нефтяных компаний  ухудшаются из-за того, что они не могут экспортировать», — заметил в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов. Поэтому, продолжает эксперт, понадобились «более рыночные меры». Одна из таких — анонсированное повышение демпфера. 

«Это как раз мера по повышению демпфера. Как они сформулировали? „Повысить пошлину“ — ну да, поставить заградительную пошлину для тех, кто не производит топливо. Лучше иметь высокую экспортную пошлину, чем полный запрет», — рассуждает спикер. 

«Цены в розничном сегменте все равно относительно стабильны. Скорее всего, даже когда, как сейчас, цены в оптовом сегменте упали на эти 16–20 процентов, то в рознице они снизятся, но не на 16 процентов, на 5 процентов, может. Те меры, которые сейчас, вероятнее всего, будут приняты, не приведут к резкому снижению цен. Ожидать, что цены на бензин или на дизель упадут в 2 раза, не стоит. Эти меры призваны скорее чтобы цены не росли, а не чтобы снижались. Механизм демпфера как раз и способствует тому, что цены в рознице не должны меняться, как при повышении, так и при снижении цен. Идея теоретически такая», — отметил Салихов. 

По его мнению, запрет на экспорт может быть вскоре снят. «А будет введена какая-то заградительная пошлина для тех людей, которые сами не произвели [нефтепродукты]. Будет, видимо, лицензия для нефтеперерабатывающих заводов. Они могут экспортировать без пошлины, а если вы купили на внутреннем рынке и хотите экспортировать, тогда вот, заградительная пошлина — 50 тысяч рублей», — спрогнозировал собеседник.