Айрат Халиуллин: «Если ребенок любит и понимает историю, он сдаст экзамен на хороший балл. Нет разницы, хорошо ли он относится к Сталину и СВО или плохо» Айрат Халиуллин: «Если ребенок любит и понимает историю, он сдаст экзамен на хороший балл»

«Все обновление включает в себя пару новых параграфов»

— Айрат Фаритович, предлагаем обсудить такую дискуссионную тему, как новые учебники по истории России, которые недавно поступили в школы. Как отреагировали на них ученики?

— Все началось со слов президента России о том, что было бы неплохо заняться обновлением учебного материала по истории, чтобы общество понимало, что происходит и каковы причинно-следственные связи последних событий. В школы в этом году поступили новые учебники по истории за 11-й класс. Историю изучают по хронологии, и содержание выпускного класса — это период с 1945 года до наших дней. В ЕГЭ включают всю школьную программу истории, поэтому уроки 11-го класса — это лишь 15% от всего объема. Вопросы по теме СВО из этих 15% — это еще какая-то доля. Всего в демоверсии ЕГЭ мы увидели два новых задания, которые касаются специальной военной операции.

— Как изменились сами учебники?

— Последний раз учебники обновлялись в 2018 году. С тех пор в них включили информацию про пандемию и один параграф про СВО. Все обновления уместились в пару новых глав, то есть это небольшой объем материала. В школах это будут проходить буквально за два урока. И родителям, и детям в первую очередь можно выдохнуть: объем материала остался прежним. Вопросы о других периодах истории остались теми же.

В учебнике истории представлена объективная позиция: в нем подробно объясняют, что такое НАТО, зачем этот блок был создан, приведена оценка США по поводу всего происходящего. Рассказывается о договоренности, что НАТО не будет расширяться, но она была нарушена. Объясняется, какие шаги со стороны России предпринимались, чтобы избежать начала специальной военной операции, и почему мы в итоге были вынуждены ее запустить.

В учебнике подчеркивается, что западная общественность пытается переписать предыдущий исторический период, обесценить подвиг советского народа. Приведем наглядный пример: на одном фото жители Праги приветствуют главнокомандующего первым украинским фронтом Ивана Конева в 1945 году, а в 2020 году памятник ему был снесен. Конев, который освобождал Прагу, лично отдавал приказ не бомбить город, чтобы оккупированные жители остались в целости и сохранности.

— Личная позиция школьника может как-то отразиться на результате ЕГЭ?

— Если ребенок любит и понимает историю, он сдаст экзамен на хороший балл. Нет разницы, хорошо ли он относится к Сталину и СВО или плохо. В ЕГЭ нет оттенка мнения. В заданиях, которые предполагают развернутый ответ, спрашивается максимально конкретная информация, например социальное или политическое последствие какого-то события. Выйти за рамки и порассуждать там очень сложно.

— Стоит ли переживать родителям из-за дополнительной нагрузки?

— Родителям, которые обеспокоены увеличением объема материала, который придется ребенку освоить, повторю еще раз: речь идет всего о двух заданиях в ЕГЭ по истории, которое насчитывает в себе 21 задание.

— Каковы успехи ваших учеников в этом году?

— Мы выпустили 15 тысяч человек. Средний балл по русскому языку и математике в РФ —  68,43 и 55,62. У нас средний балл — 84,6 и 81,2. Из тех, кто учился с нами с начала учебного года, 90% поступили на бюджет. Такие дети получают наивысшие результаты. Они претендовали на бюджет, поступили на бюджет без тревоги, стали первокурсниками и прямо сейчас проживают счастливую студенческую жизнь, взрослую и настоящую.

— Какова география вузов, куда поступают ваши выпускники?

— Москва, Питер, Казань — безусловно, те города, которые мы хорошо обозреваем для своих школьников. Но у нас есть ученики со всех уголков России, в том числе из Новосибирска и других удаленных регионов, соответственно, и «наша» география поступления пропорциональна тому, как проходит набор студентов в вузы страны.

«Даже в демоверсии включили информацию о СВО как минимум в двух заданиях. Это уже много. В прошлые годы демоверсии не сильно менялись» «Даже в демоверсии включили информацию об СВО как минимум в двух заданиях. Это уже много. В прошлые годы демоверсии не сильно менялись»

«Нужно знать минимум фактической информации: что произошло, когда произошло и кто был участником»

Элина Яфарова, преподаватель истории в онлайн-школе «99 Баллов»: 

— Приведите примеры новых заданий по истории. Какие могут встречаться формулировки?

— События по новой истории России можно встретить в двух заданиях. В одном задании нужно установить хронологическую последовательность трех событий. Например, это может быть включение ДНР и ЛНР в состав Российской Федерации, крещение Руси и отмена крепостного права. Здесь даже конкретные даты знать не нужно, ориентироваться по векам будет достаточно. В одном задании демоверсии был вопрос про Ольгу Качуру. Нужно было сопоставить, что она была участницей специальной военной операции. То есть нужно знать минимум фактической информации: что произошло, когда произошло и кто был участником.

— Какова вероятность того, что уже в этом году школьникам попадутся новые темы?

— Вероятность небольшая, 5–10%, но она есть, потому что даже в демоверсии включили информацию об СВО как минимум в двух заданиях. Это уже много. В прошлые годы демоверсии не сильно менялись. Хотя до этого период новейшей истории встречался в вопросах невероятно редко.

— Как ученики реагируют на эти изменения в учебниках, паникуют?

— Ученики реагируют неоднозначно. Они, конечно, немножко переживают, что такие актуальные события уже включены в ЕГЭ. Но, когда им объясняешь, что это базовая информация, которую они и без специальной подготовки знают, они успокаиваются и понимают, что действительно бояться там нечего. Минимум информации у них точно есть.

— Что написано в учебниках про пандемию коронавируса и карантин?

— Эти события также включены: и пандемия, и коронавирус, и то, какие вакцины использовались. Но на них меньше обратили внимания при составлении вопросов для ЕГЭ, потому что это не такие резонансные темы сегодня.