«Эпиграфическое наследие Республики Татарстан: проблемы сохранения и изучения» — на круглый стол с таким названием позвали журналистов в Институт истории им. Марджани «Эпиграфическое наследие Республики Татарстан: проблемы сохранения и изучения» — на круглый стол с таким названием позвали журналистов в Институт истории им. Марджани Фото: татаровед.рф

«Наша практика показывает, что каждый год только в Татарстане разрушается около 10 памятников»

Информационным поводом для проведения круглого стола оказалось недавнее разрушение памятника знаменитому татарскому купцу-меценату Ибрагиму Юнусову на Ново-Татарском кладбище Казани. Могила занимала площадь в 2 кв. метра. Из-за того что памятник Юнусову накренился на ограду соседнего захоронения, его демонтировали, а могильную плиту превратили в груду обломков.

Старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Марджани Айдар Гайнутдинов, нашедший кусочки плиты, где арабицей были выбиты первые буквы имени и фамилии усопшего, погребением которого в свое время руководил сам Шигабутдин Марджани, сообщил участникам круглого стола о плачевном состоянии могильных памятников в целом. По словам Гайнутдинова, каждый год только в Татарстане разрушается около десятка памятников, являющихся частью исторического наследия. «И, конечно, это количество продолжит увеличиваться, они будут разрушаться по естественным причинам, например, дерево падает, — приводит пример оратор. — Если дерево падает, то можно сказать, что наполовину мы его уже утратили, потому что, когда памятник падает, на него падает листва, она превращается в почву, камень остается под почвой, и все: люди будут ходить по нему, он останется под землей и никто его не выкопает».

Старший научный сотрудник центра письменного наследия ИЯЛИ им. Ибрагимова Азат Ахунов сообщил, что таким образом ежегодно исчезают один-два древнебулгарских камня, которые просто зарываются в землю. Что интересно, ученый еще одной причиной ухода в небытие артефактов назвал и человеческое суеверие. «Кладбища в районах находятся в плачевном состоянии, во-первых, нет средств, во-вторых, суеверие. Люди боятся пилить деревья, заходить на кладбища. Религиозные деятели должны объяснять, а объяснять людям бесполезно, — посетовал Ахунов. — В Челябинской области в Троицке находится могила Зайнуллы Расулева (татарский мусульманский религиозный деятель, ишан, последователь суфизма, просветитель — прим. ред.), она разваливается, потому что приходящие туда паломники разрушают памятник, откалывают от него камни, толкут их и пьют, смешивая с водой. Считается, что все это имеет лечебную силу. Там забор, через который перелезают, — единственный охранник, работающий за символические 5 тысяч рублей, не успевает за всем уследить».

По словам Ахунова, в настоящее время захоронения в Троицке и Татарской Каргале Оренбургской области требуют особого внимания. Ведь именно там сохранились ценные памятники, которые не были тронуты даже во времена советской власти.

По словам Ахунова в настоящее время захоронения в Троицке и Татарской Каргалы Оренбургской области требуют особого внимание. Ведь именно там сохранились ценные памятники, которые не были тронуты даже во времена советской власти По словам Ахунова, в настоящее время захоронения в Троицке и Татарской Каргале Оренбургской области требуют особого внимания. Ведь именно там сохранились ценные памятники, которые не были тронуты даже во времена советской власти Фото: Азат Ахунов

Заведующий центром письменного наследия ИЯЛИ Ильгам Гумеров также говорил о «человеческом факторе», усугубляющем проблему. «Некоторые люди, думая, что они дольше сохранят памятник, начинают его чистить, красят серебрянкой, а ведь эта краска, наоборот, разрушает камень, — сообщил Гумеров. — Вообще, те камни, до которых не дотрагивалась рука человека, лучше сохраняются, нам надо поставить на повестку дня вопрос работы с людьми».

Профессор Фарид Хакимзянов предложил выпустить специальное пособие о том, как нужно ухаживать за могилами. Так, по его словам, не рекомендуется мыть памятники, а если приходится это делать, то вода должна быть как минимум кипяченой, а в идеале — дистиллированной.

По мнению модератора круглого стола, замдиректора института им. Марджани Марата Гибатдинова, сохранять эпиграфическое наследие очень важно, т. к. информация, данная на камнях, является надежным историческим источником. Письменные же сохранились в весьма ничтожном количестве.

Почему же никто не следил за могилой городского головы Татарской ратуши Казани, купца Юнусова? Список из 17 таких могил был продемонстрирован участникам конференции Почему же никто не следил за могилой городского головы Татарской ратуши Казани купца Юнусова? Список из 17 таких могил был продемонстрирован участникам конференции Фото: татаровед.рф

«Пока у кладбища не появится статус мемориала, там никогда не будет порядка»

Почему же никто не следил за могилой городского головы Татарской ратуши Казани купца Юнусова? Дело в том, что он не входил в реестр объектов культурного наследия. Список из 17 таких могил был продемонстрирован участникам конференции. К слову, там нет и последнего пристанища Марджани. Теоретически его тоже могут уничтожить, причем не понеся за это никакого наказания.

Как рассказал старший научный сотрудник отдела новой истории института им. Марджани Айдар Ногманов, в свое время председатель татарстанского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Фарида Забирова предлагала дополнить данный список еще 6 именами. Но Забирова скончалась в разгар пандемии, а один из тех самых памятников — поэту Миргазизу Укмаси, современнику Габдуллы Тукая, — администрация Рыбно-Слободского района заменила на новый, а старый куда-то безвозвратно исчез.

Ученые видят решение проблемы в придании статуса национального пантеона выдающихся деятелей татарского народа Ново-Татарскому кладбищу в Казани с фиксацией этого статуса в федеральных и республиканских нормативных документах. В этом случае все объекты, расположенные там, будут охраняться государством. «То, что Ново-Татарское кладбище — национальный пантеон, надо подкрепить правовыми документами. Ситуация с памятником Ибрагиму Юнусову — это показатель общего состояния на кладбище. Надо не отдельные памятники включать в список, а все кладбище, дать ему статус объекта культурного наследия», — считает Ногманов.

Директор медресе им. 1000-летия принятия ислама Волжской Булгарией Ильяс Зиганшин полностью согласен с историком. «Пока у кладбища не появится статус мемориала, там никогда не будет порядка, — считает Ильяс хазрат. — Наше медресе ежегодно 2 мая проводит здесь мероприятие „Остазларның кадерен бел, остазларның каберен бел“ („Цени наставника, когда он жив, не забывай его могилу после кончины“), мы обходим захоронения, совершаем дуа. В течение 25 лет находим забытые могилы религиозных деятелей, отмечаем их, изучаем камни, составили маршрут, куда включены порядка 100 имен».

Ильяс хазрат предлагает в случае обветшания могильного камня известной личности, прежде чем его заменить, созвать специальную комиссию, состоящую из специалистов, которые и должны вынести свой окончательный вердикт.

Айрат Файзрахманов: «У нас на федеральном уровне есть программа сохранения могил ветеранов Великой Отечественной войны. На таком примере можно подумать о создать такой программы и у нас» Айрат Файзрахманов: «У нас на федеральном уровне есть программа сохранения могил ветеранов Великой Отечественной войны. На таком примере можно подумать о создании такой программы и у нас» Фото: «БИЗНЕС Online»

Без помощи государства здесь не обойтись, с этим согласен и его представитель — начальник отдела взаимодействия со СМИ и общественными организациями министерства культуры РТ, историк Айрат Файзрахманов.

«У нас на федеральном уровне есть программа сохранения могил ветеранов Великой Отечественной войны. На таком примере можно подумать о создании такой программы и у нас, — сообщил Файзрахманов. — Сейчас создается рабочая группа по сохранению Арского кладбища, с такой же целью поднимается вопрос и о Ново-Татарском. После рассмотрения концептуальных вопросов, понимания, сколько нужно будет для этого средств, возможно идею предложить в высокие инстанции».

Данный вопрос был внесен в проект резолюции, так же как исследование памятников с помощью специального оборудования и создания 3D-моделей могильных камней. О положительном примере в данном вопросе в конце круглого стола поведал научный сотрудник отдела новой истории института им. Марджани Искандер Гайнуллин. В прошлом году они выиграли грант РНФ по изучению болгаро-татарских памятников современными методами. Было предложено изучить 160 памятников, из них 72 уже исследовано.