1. Гонки беспилотных мини-автомобилей, которыми управляет искусственный интеллект, — уникальное для России событие, которое прошло на полях международного форума Kazan Digital Week. Первое в стране соревнование такого рода провел генеральный партнер форума «Таттелеком». Всего на LetaiRacing** заявились 20 команд, которым предстояло побороться за 1 миллион рублей.

  2. Старт гонкам дали лично глава Татарстана Рустам Минниханов и министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев. Осматривая экспозицию, руководитель республики напомнил, что 2024 год в РТ объявлен Годом научно-технологического развития, поэтому уже сейчас акцент международного форума сделан именно на научную составляющую и внедрение цифровых технологий. 

  3. Заезды проводились вот на таких машинках — JetRacer*. До Татарстана подобные соревнования проходили по всему миру, например в Гонконге и Лас-Вегасе они проводятся регулярно.

  4. «У соревнований просветительская роль. Для нас важно вкладывать в подрастающее поколение, которое смогло бы поменять мир к лучшему. В этом смысле любая компания должна вносить вклад в развитие общества, — объясняет выбранный формат генеральный директор „Таттелекома“ Айрат Нурутдинов. — Молодежь нужно заинтересовать наукой, а гонки — реальная форма для погружения в технологию. Когда участники готовят машины, им приходится разбираться в программировании, обработке данных, собирать датасеты для обучения персептронных нейронных сетей, и они становятся настоящими специалистами. Конструктор собирается по инструкции, а здесь практически каждый элемент индивидуален и каждый нужно настроить. Это творчество. Поэтому классическим методам программирования и механики нужно обучать примерно с 6-го класса». 

  5. В LetaiRacing все как в настоящих гонках «Формула-1» — здесь и болид, и сложная трасса, только с поправкой на мини-формат. Но неизменно счет идет на секунды, и задача одна — не уступить сопернику. Почему именно беспилотные машины? На рынке сейчас есть аппаратные решения, однако вопрос с оптимальным программным обеспечением до конца не решен. И участникам выпал шанс представить наработки, которые могут сыграть решающую роль в развитии этого направления в России. 

  6. Подобные соревнования — уникальный опыт для России, Татарстана и, безусловно, самой компании. «Изначально мы искали внешних консультантов по организации подобного мероприятия. При этом искали по всей России, не только в республике. Но, к своему удивлению, быстро поняли, что таких специалистов нет. Поэтому все, что происходит здесь, в выставочном пространстве, эти два дня, и все, что происходило предыдущие пять месяцев подготовки и организации, — это собственный результат компании», — подчеркнул директор по маркетингу и управлению услугами компании Фарид Каримов. Он отметил, что большая заслуга в технической подготовке принадлежит начальнику отдела маркетингового анализа Анвару Абдуллину, который взял на себя задачу пройти все дисциплины, чтобы далее организаторы могли консультировать участников и обеспечивать их всем необходимым. Да, и коллеги из IT-центра «Таттелекома» (прим. ООО «ТТК Диджитал», дочерняя компания «Таттелекома») также часть вопросов взяли на себя, за что им отдельная благодарность.  Что касается регламента, Каримов подчеркнул, что они вдохновлялись уже имеющимся мировым опытом, но это был лишь некий ориентир. Так как даже при желании нельзя просто скопировать, ведь здесь были другие машины, другие условия для трассы и тренировок и, конечно, возможности в части привлечения участников. 

  7. Анвар Абдуллин (слева) выступил техническим экспертом соревнований. В его зону ответственности вошла проработка и оценка реальной ситуации по использованию искусственного интеллекта, нейронных сетей, возможностей компьютерного зрения в условиях LetaiRacing: «Здорово, что в наше время такие сложные технологии становятся доступными все большему числу людей. Рад, что „Таттелеком“ поддерживает технологическое развитие».

  8. На кону был внушительный призовой фонд — 1 миллион рублей. Команды соревновались по трем дисциплинам — обгон (200 тыс. рублей за 1-е место, 150 тыс. рублей — за 2-е место, 50 тыс. рублей — за 3-е место), скоростное прохождение трассы и объезд препятствий (150, 100 и 50 тыс. рублей соответственно). JetRacer должен управляться автономно, полностью или частично ручное управление не допускается. При отличном исходе ребята  в случае победы во всех трех заездах могли получить до полумиллиона рублей! 

  9. Из 20 команд после предварительного отбора на соревнования были допущены только девять: ICL Services, Innostage, «МОНОЛИТ ДОТС» (Университет Иннополис), Набережночелнинский институт КФУ, «Поехали», «Гости», V8, КНИТУ-КАИ, «Летальный Car» (Университет Иннополис). Организаторы за несколько месяцев до дня икс раздали им автомобили JetRacer, которые они самостоятельно запрограммировали на прохождение трассы. Ориентироваться в пространстве машина должна благодаря установленной на борту камере.

  10. Каримов признается, что опасения по поводу нехватки участников оказались напрасными. «Благодаря тому что мы взяли на себя расходы по приобретению JetRacer и подготовили полигон для тренировок, мы упростили вхождение в эту область. Да, были участники, которые не первый день знакомы с нейросетями, но большинство свои первые шаги в этом направлении сделали именно на наших соревнованиях. Поэтому хотелось бы, чтобы подобные гонки стали регулярными. И если будет положительное решение, то в следующем году будет еще более зрелищно и масштабно», — уверен он.

  11. «Был вариант провести классический хакатон, чтобы команды решали определенные задачи в условиях ограниченного времени. Но этот формат в наше время показался не таким интересным, и, учитывая общемировой тренд использования искусственного интеллекта в самых разных сферах, мы решили первыми организовать в Татарстане соревнования беспилотных мини-машин. При этом посмотреть на гонки подходили не только представители профильных компаний, но и школьники, студенты. Может, кого-то из ребят заинтересует эта сфера, и они придут в область искусственного интеллекта, нейронных сетей», — комментирует технический директор ТТК Digital Эльмир Каримуллин. По его словам, участники использовали не только нейронные сети. Например, команда из Университета Иннополис «МОНОЛИТ ДОТС» использовала технологию Computer Vision***, при которой с помощью алгоритмов обработки изображений анализируется положение автомобиля относительно трассы и происходит управление поворотом колес и скоростью автомобиля.    

  12. Соревновательный дух на площадке был на высоте. Кто-то спорил о тактике, другие буквально на коленках дорабатывали свои программы. 

  13. Участники от Innostage признают, что гонки — это их первый проект в сфере машинного обучения, но все равно решили испытать свои силы. «Это спортивный, технический и научный интерес», — отмечает Артур Ямаев (справа). Кроме того, они были ограничены во времени на подготовку. «На 1-е место мы не рассчитываем, но хотим выступить достойно», — прокомментировал Олег Шурупин (в центре) еще на старте, который планировал выигрыш отдать в детский дом. Его товарищ по команде Альберт Баязитов, если повезет, хотел вложить деньги в ипотеку.

  14. На трассу рвется команда «МОНОЛИТ ДОТС» (Университет Иннополис). Георгий Будник, студент 3-го курса факультета компьютерных и инженерных наук, рассказывает, что стоит задача буквально оживить этот маленький кусок пластика. «В машинке есть микрокомпьютер, к которому подключены мотор и камера, по которой можно ориентироваться в пространстве. С помощью сенсоров и программного кода нужно было написать алгоритм, чтобы он ездил по дорожке и при этом выполнял требования — обгонял соперника и преодолевал препятствия. Мы интенсивно начали готовиться за 2 недели до соревнований, каждый день тратя по 2–4 часа. Мы готовы показать крутой результат», — уверенно заявил участник, который вместе с командой выиграл 100 тыс. рублей на скоростном заезде с результатом 15,15 секунды.

  15. Лучший результат в этой дисциплине оказался у ICL Services — 12,81 секунды. Хотя еще перед стартом капитан команды Сергей Щербаков говорил, что проехать меньше чем за 13 секунд — это недостижимый результат. «Соревноваться всегда полезно — интересно понять, насколько твой уровень знаний хорош. И даже не столь важно, что миллион рублей на кону. Призовые — хороший бонус, но больше сам драйв привлекает, — отмечает он. — Перспективы у ИИ хорошие, но нельзя сказать, что он захватит мир, поработит людей и прочие страшилки, — нет. Но то, что он полезен сейчас и будет полезен в будущем, это однозначно». 

  16. Зрители тоже оказались вовлечены в игры. Любой желающий мог отсканировать QR-код на стенде и перед заездом сделать ставку на время, за которое команда преодолеет трассу. Тот, кто оказывался точнее остальных, получал призы — мерч LetaiRacing.

  17. А ароматный кофе был еще одним приятным и бодрящим бонусом…

  18. Юрий Минеев (участник команды от ICL Services) уверен, что для развития ИИ важна общая инфраструктура, которая даст молодежи возможность самореализоваться. По его мнению, обучение новым технологиям должно начинаться еще со школы, поскольку топовые мировые эксперты в этой области делали свои первые шаги именно с малых лет. «Если затратить усилия, то и, будучи взрослым, можно обучиться. Но вероятность стать первооткрывателем чего-то нового намного ниже», — считает разработчик, который планирует купить на призовые компьютер. 

  19. Самая зрелищная часть — объезд «дорожных конусов» на усложненной трассе.

  20. Тем временем участники очень внимательно следят за движением машины, ведь малейшая ошибка соперника — их шанс на победу.  

  21. Абсолютный победитель соревнований не определился, зато в каждой дисциплине выявились свои лидеры. Так, в обгоне первое место заняла команда V8, в скоростном прохождении трассы — ICL Services, в объезде препятствий — КНИТУ-КАИ. Кульминацией первых в России гонок беспилотных мини-автомобилей LetaiRacing стала церемония награждения победителей, которых лично поздравил Максут Шадаев, что стало еще одним приятным и ценным сюрпризом для них. Министр отметил, что был дан хороший старт и у гонок есть все шансы масштабироваться.