В Узбекистане активно обсуждаются последние решения властей, работающие на недопущения усиления радикальных исламистских вероучений «В Узбекистане активно обсуждаются последние решения властей, работающие на недопущение усиления радикальных исламистских вероучений»

Было или не было?

В Узбекистане активно обсуждается одно недавнее событие, случившееся во властных структурах, новость о котором официальные лица отнесли к разряду «непроверенной и ложной информации». Радио «Озодлик» (узбекская редакция «Радио Свобода»*) сообщило, что 10 сентября в кабмине прошло совещание под руководством премьер-министра Абдуллы Арипова и председателя службы государственной безопасности Абдусалома Азизова с участием глав государственных и общественных организаций. На нем якобы выражалась обеспокоенность по поводу «роста религиозной радикализации» в стране. Кроме того, по версии «Озодлик», глава правительства потребовал, чтобы чиновники выбрали «либо религию, либо госслужбу».

В кабинете министров Узбекистана опровергли эту информацию. Пресс-секретарь премьер-министра Бекзод Хидоятов заявил, что подробности о совещании с участием Арипова «интерпретируются неправильно». «Сообщения о том, что премьер-министр заявил должностным лицам, что им следует выбрать религию или госслужбу, совершенно не соответствуют действительности», — подчеркнул он.

В законе «О свободе совести и религиозных организациях» законодательно гарантируются свобода вероисповедания и религиозные убеждения граждан, указал Хидоятов.

Но все же если допустить, что подобные темы и в самом деле поднимались на заседании в кабмине, то это можно трактовать однозначно: власти всерьез обеспокоены ростом радикальных настроений. Реформы реформами, но возврата в 1990-е никто не допустит.

«Требуется соблюдать меру. В нашем учении женщинам не предписано закрывать лицо, носить черное, закрывать лицо, надевать перчатки … Превышение этих требований — это уже излишество, о котором мы говорим» «Требуется соблюдать меру. В нашем учении женщинам не предписано закрывать лицо, носить черное, надевать перчатки… Превышение этих требований уже излишество, о котором мы говорим»

«У арабов своя одежда, у турок — своя, у узбеков — своя»

Новые законодательные инициативы, касающиеся исламской религии и инициированные государством, резкая активизация в информпространстве муфтия Узбекистана Нуриддина Холикназарова и других исламских авторитетов — все это говорит о том, что игра в демократию зашла далеко, пора принимать меры.

Пока власти в основном обходятся назидательными речами и наставлениями в исполнении духовного лидера мусульман Узбекистана. И это касается не только религии, но и различных вопросов духовно-нравственного характера, образования и воспитания. Напомним, что недавно именно муфтий одним из первых открыто и публично объявил о серьезных проблемах, назревших в системе школьного образования Узбекистана.

«Молодежь выросла дундуками»: как Узбекистан оказался страной двоечников

«Вместо обсуждения длины бород нам следует побеспокоиться об этом вопросе», — сказал тогда муфтий, имея в виду, что религиозные вопросы стали превалировать над светскими. А ведь совсем недавно ношение бороды в Узбекистане и вовсе находилось под негласным запретом. А теперь духовному лидеру приходится напоминать, что ее длина не должна превышать ширину ладони.

Тут же стоит добавить, что лишь в 2017 году в некоторых мечетях (в том числе в мечети Ташкента) был разрешен азан, несовершеннолетние получили возможность участвовать в религиозных обрядах, в декабре 2017-го новый президент Шавкат Мирзиёев амнистировал 763 заключенных «по религиозным мотивам».

Глава мусульман Узбекистана также призвал к умеренности, в том числе в ношении религиозной одежды. Холикназаров заявил, что ислам не требует от женщин полного закрытия лица и ношения черной одежды. «У арабов своя одежда, у турок — своя, у узбеков — своя», — сказал он. Муфтий также подверг критике излишества в религии. «Мы переусердствовали в культуре ношения [религиозной] одежды. Сформировалось мнение, что ислам подразумевает ношение определенной одежды и определенный внешний вид. Есть правило, оставленное нам нашим пророком. В исламе не принята определенная форма, это и невозможно, это не религия одной нации, это не религия одного климата», — отметил муфтий.

«Требуется соблюдать меру. В нашем учении женщинам не предписано закрывать лицо, носить черное, надевать перчатки… Превышение этих требований уже излишество, о котором мы говорим», — сказал Холикназаров.

Говоря иначе, духовный лидер мусульман как бы доносит месседж властей: «Да, мы вернули вам свободу совести, но это не значит, что в случае необходимости мы снова не закрутим гайки».

Постепенно ужесточаются и законы. В начале сентября депутаты Законодательной палаты приняли поправки к кодексам, устанавливающие ответственность за пропаганду многоженства и превосходства граждан на основе принадлежности к той или иной религии или нации, отрицание равных прав женщин и мужчин и ношение одежды, не позволяющей распознать личность.

В Узбекистане с 2018 по 2022 год 34 мужчины осуждены за многоженство. В первом полугодии текущего года по статье «Многоженство» УК привлекли четырех человек. Согласно статье 126 Уголовного кодекса, многоженство, т. е. сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, наказывается штрафом или исправительными работами до 3 лет, или ограничением свободы от 1 года до 3 лет, либо лишением свободы до 3 лет.

Тех духовных лиц, кто выступает «против прогресса», образцово наказывают. Так, месяц назад уволили настоятеля мечети Ташкента, который осудил использование программ кешбэка в торговле. В ответ управление мусульман Узбекистана указало на дважды выпущенные фетвы (богословские заключения), разрешающие использование кешбэка в процессе торговли.

Памятник Исламу Каримову на его родине в Самарканде Памятник Исламу Каримову на его родине в Самарканде

«И вашим, и нашим»

На государственном флаге Узбекистана изображены полумесяц и 12 звезд. Но, согласно официальной трактовке, это вовсе не значит, что страна таким образом подчеркивает свою исламскую идентичность: полумесяц и звезды — символ безоблачного неба мира. Зеленая полоса — это также не цвет ислама, а «олицетворение благодатной природы страны».

Флаг был утвержден 18 ноября 1991 года, через два месяца после провозглашения независимости страны. В то время вчерашний первый секретарь ЦК КП Узбекистана и первый «советский» президент страны Ислам Каримов вел борьбу за власть, в декабре того года ему предстояло участвовать в первых «демократических» президентских выборах. В это время в районе Ферганской долины исламская оппозиция захватывала целые районы под свой контроль. Президенту Каримову прямо перед самыми выборами пришлось лично летать в Наманган, чтобы договариваться с восставшими исламистами. Сохранилось видео, где он обещает, что будет строить исламское государство. Конечно же, это было проявлением real politiks — тактическим ходом опытного функционера. Полумесяц и звезды на флаге — дань тем временам: «и вашим, и нашим».

Придя к власти и окончательно закрепившись на «троне», Каримов начал жесткую и беспощадную войну с радикалами. Ни о каком «исламском государстве» больше никто и не вспоминал. Эта тема для страны, пережившей серию терактов в 1999 году в Ташкенте, андижанские события 2005-го, была весьма и весьма болезненной. Внезапное усиление и рост популярности организаций исламских радикалов в середине 1990-х Каримов воспринял как личный вызов, угрозу своей власти, как что-то чуждое, завозное. Все эти движения были жестко подавлены, лидеры брошены в тюрьмы или уничтожены. На том же фоне резко испортились отношения с арабскими странами, Ираном и Турцией, которых Каримов подозревал в финансировании радикальных группировок.

На этой волне в 1998 году произошли и изменения в законодательстве. Например, за «вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а равно обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих», можно было получить 3 года тюремного срока. «Нарушение правил проведения религиозных собраний, уличных шествий и других церемоний культа» наказывалось штрафом в размере от 50 до 75 минимальных размеров заработной платы, или арестом до 6 месяцев, или лишением свободы до 3 лет. За преподавание религиозных вероучений без специального религиозного образования и без разрешения центрального органа управления религиозной организации, а равно преподавание религиозных вероучений в частном порядке можно было также загреметь на стандартные 3 года.

Ислам в Узбекистане имеет свои региональные особенности «Ислам в Узбекистане имеет свои региональные особенности»

Не будет ли ухода от принципов светского государства?

Ислам в Узбекистане имеет свои региональные особенности. Это явный крен в суфизм, поклонение могилам святых, почитание народных традиций и обычаев. В научной литературе такой ислам называют «обрядовым», или «традиционным».

При Каримове начался процесс религиозного возрождения с особым уклоном в так называемый традиционный ислам. Были возведены и реконструированы величественные мемориальные комплексы Имама Бухари и Мухаммада Накшбанди. Нынешний президент Мирзиёев продолжил начатое дело. В стране при поддержке государства развивается паломнический туризм, вовсю изучаются труды классиков исламской мысли – уроженцев Узбекистана.

В свое время большинство населения Узбекистана безоговорочно поддержало политику «закручивания гаек», проводившуюся ныне покойным президентом Каримовым. И многие с опаской восприняли политику либерализации в религиозной сфере. Не усилятся ли исламисты, не будет ли ухода от принципов светского государства?

Если заглянуть в книжный магазин в Ташкенте или любом другом городе в Узбекистане, то можно заметить, что не менее половины ассортимента составляют книги исламского содержания. Книгоиздательство в стране сугубо коммерческая история — издают лишь то, что пользуется спросом. Книги подобного рода расходятся на ура — об этом мне говорили знакомые книгоиздатели. Это говорит о том, что интерес к исламу высок.

Власти стремятся сохранить разумный баланс. Судя по всему, в настоящее время наблюдается определенный перекос и ситуацию пытаются выровнять мирными инструментами. Остается надеяться, что Узбекистан, как и прежде, будет оставаться очагом стабильности, безопасности и процветания в регионе.