Дроны в 2023 году стали развиваться как спорт Дроны в 2023 году стали развиваться как спорт Фото: «БИЗНЕС Online», kremlin.ru / коллаж: «БИЗНЕС Online»

На что потратят триллион от Путина?

Если раньше коптер пользовался репутацией детской игрушки и съемочного аппарата, то теперь это наше все. Беспилотник можно использовать при прокладке труб, обработке полей, тушении пожаров, строительстве и, конечно же, в боевых операциях на полях СВО.

Два факта об актуальности беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в 2023 году.

  • Триллион — столько Владимир Путин пообещал инвестировать в отрасль при удачном раскладе. Сделано это было в апреле на совещании с руководителями компаний – участниц рынка БПЛА.
  • Миллион — а столько, по словам президента РФ, должно быть подготовлено специалистов в отрасли к 2030 году. Об этом Путин сказал уже 1 сентября на встрече с выдающимися школьниками, среди которых был и казанский оператор дронов (о нем позднее).

Прямо сейчас, понятное дело, Россия не готова к триллионам и миллионам — нужно развивать отрасль, привлекать к ней больше внимания, завлекать больше людей. Как этого добиться? Ответ должен дать вице-премьер РФ Андрей Белоусов: за ним в правительстве закреплена вся история с БПЛА.

Вице-премьер РФ Андрей Белоусов (слева) разрабатывает нацпроект по БПЛА Вице-премьер РФ Андрей Белоусов (слева) разрабатывает нацпроект по БПЛА Фото: kremlin.ru

Как сообщал Белоусов, сейчас ведется работа над отдельным нацпроектом и через него беспилотная сфера будет получать финансирование, которого ранее никогда не видела. Заработать нацпроект должен в первой половине 2024 года. По нашей информации, у Татарстана уже есть договоренность с Белоусовым об участии в нацпроекте, средства планируется направить на научную и образовательную сферы.

Беспилотники сравнительно новая тема для широкой публики, так что называют их по-разному. Разберем самые популярные термины.

БПЛА (беспилотная летательная авиация) — это общее название всех летательных аппаратов без пилота на борту.

Дрон / беспилотник — это тоже аппарат без пилота на борту, но он может быть наземным, подводным и т. д. Каждый БПЛА — это беспилотник, но не каждый беспилотник — БПЛА.

Коптер / квадрокоптер — это разновидность дрона / беспилотника, которая передвигается по воздуху с помощью четырех пропеллеров. Ключевое — пропеллеры. Если их нет, значит, это уже не коптер.

Пока от государства поступают сигналы, что сфера БПЛА будет крайне востребована в ближайшее время, различные организации ищут способы, как хорошо «вписаться» в тему. И одними из первых, кто смог это сделать, оказались спортсмены.

Дроны — официальный вид спорта в России со своей лигой и федерацией

17 и 18 июня «Ак Барс Арену» было не узнать. На поле расположились диковинные надувные конструкции, а на скамейках, где во время футбольных матчей сидят тренеры и игроки, на сей раз были молодые люди с джойстиками и в очках. Повсюду летали дроны, выкручивая кульбиты на высоченной скорости. Что же это было? Это второй этап четвертого сезона Гран-при всероссийских соревнований по дрон-рейсингу.

В этом году «Ак Барс Арена» принимала этап Гран-при России по дрон-рейсингу В этом году «Ак Барс Арена» принимала этап Гран-при России по дрон-рейсингу Фото: «БИЗНЕС Online»

Постойте, дрон-рейсинг? Гран-при? И уже четвертый сезон? Да, по дронам проводят соревнования, причем очень давно. Их разновидности разберем чуть позже, пока отметим лишь, что мировой лидер в этом сегменте — США. Для понимания американского масштаба: главная дрон-лига в Штатах MultiGP насчитывает 14 тыс. спортсменов (речь идет о пилотах-профи) и с момента своего старта в 2015 году провела уже 10 тыс. соревнований.

И да, у дронов в России есть своя собственная лига — называется она Drone Sports Global. Под этим брендом провели уже 130 международных и всероссийских соревнований, призовой фонд доходит до сотни тысяч рублей. Гран-при — главное соревнование лиги. Там есть два дивизиона (взрослый и юниорский) и 18 команд. Среди партнеров — спортивное общество «Трудовые резервы» (Москва), «Рособоронэкспорт» и ведущие предприятия России в сфере радиоэлектроники «Вектор» (Санкт-Петербург) и «Электросигнал» (Новосибирск). Есть в России и другие лиги, и частные турниры. Например, 20 августа Иннополис провел свои гонки в ходе международной конференции по искусственному интеллекту.

И да, дроны — официальный вид спорта. Просто сделали это совсем недавно — 24 июля. Тогда министерство спорта РФ включило дрон-рейсинг во всероссийский реестр видов спорта, т. е. теперь можно формировать сборные, выплачивать зарплату и присваивать разряды.

В 2022 году дрон-рейсинг получил свою федерацию, в 2023 был признан видом спорта В 2022 году дрон-рейсинг получил свою федерацию, в 2023-м был признан видом спорта Фото: «БИЗНЕС Online»

Также у дронов появилось свое представительство в виде федерации дрон-рейсинга РФ. Основана она в 2022 году. Ее президент Илья Галаев — глава ФСО «Трудовые резервы» (поддерживается «Ростехом»), а председатель президиума Одес Байсултанов — замминистра спорта РФ. «Федерация даст большой толчок новым спортсменам, вид спорта сможет охватить в разы больше людей. В ближайшее время будут открыты региональные отделения», — сказал «БИЗНЕС Online» вице-президент федерации гонок дронов России Вадим Дзема.

Особую ставку в Москве делают на Татарстан. По нашей информации, руководство республики дало минспорту РТ поручение запустить республиканскую федерацию дрон-рейсинга. Работа пока на начальном этапе. Также, как стало известно нам, всероссийская федерация намерена открыть в Казани филиал своей дрон-академии. Она уже работает в Москве на базе 10 общеобразовательных школ и двух вузов — РЭУ им. Плеханова и Российского государственного гуманитарного университета. Дрон-рейсинг будет и в программе «Игр будущего», которые в 2024 году примет Казань.

«У вас второй регион по развитию дронов в России после Москвы», — обозначил Дзема нашему изданию позицию республики в мире дрон-рейсинга. И такого статуса Татарстан добился благодаря 14-летнему школьнику и чемпионату по рабочим профессиям. Как так получилось?

Гонки дронов попали во внимание Татарстана благодаря чемпионату по рабочим профессиям WorldSkills Гонки дронов попали во внимание Татарстана благодаря чемпионату по рабочим профессиям WorldSkills Фото: «БИЗНЕС Online»

Дроны в Татарстане — наследие WorldSkills

После Универсиады-2013, водного мундиаля – 2015 и чемпионата мира по футболу – 2018 Казань готовилась принять в 2019-м очередное мировое событие — мировой чемпионат профессионального мастерства WorldSkills, который часто называют Олимпиадой рабочих рук. У турнира была обязательная программа, а еще — выставочная под названием Future Skills: там организаторы хотели показать профессии будущего. Соревнования проводились на площадках WorldSkills, но не попадали в общий зачет.

Одной из таких выставочных дисциплин была компетенция «Оператор БПЛА». Как вспомнил в интервью «БИЗНЕС Online» руководитель проекта WorldSkills Kazan 2019, а ныне директор центра развития профессиональных компетенций Эмиль Губайдуллин, она охватывала широкий спектр специализаций: техник, программист, инженер, пилот. Это не был классический дрон-рейсинг, соревнования также шли по радиоэлектронике, инженерному моделированию, робототехнике.

Включили БПЛА в программу турнира по настоянию COEX, «Коптер Экспресса», «Геоскана» (их офис расположен в Татарстане) и других ведущих компаний по производству и обслуживанию БПЛА. Проблемы у них были одинаковые: во-первых, отсутствие специалистов, во-вторых — учебных заведений, которые выпускали бы таких специалистов. «Мы услышали этот запрос, — рассказал Губайдуллин, — и в рамках развития компетенций Future Skills начали работу с учебными заведениями».

Татарстанские производители беспилотников жалуются на отсутствие кадров в отрасли БПЛА, рассказал Эмиль Губайдуллин (на фото) Татарстанские производители беспилотников жалуются на отсутствие кадров в отрасли БПЛА, рассказал Эмиль Губайдуллин (на фото) Фото: rais.tatarstan.ru

После WorldSkills пилотированию БПЛА стали обучать в учебных заведениях. Важно отметить, что Росавиация разделяет беспилотники на два вида — до 30 кг и после. Для «тяжелых» дронов нужна полноценная лицензия пилота, как будто речь идет о классическом самолете. А вот за «легкий» может браться любой, кто сможет им управлять. Наиболее популярный представитель этой весовой категории — коптер, так что пилотированию на нем начали обучать в Лаишевском технико-экономическом техникуме, лицее КАИ и Казанском техникуме информационных технологий и связи (КТИТС). На их же базе стали появляться спортивные команды.

В КТИТС тренером работает Марсель Нургалиев. Раньше он был известен как один из наиболее видных представителей дрон-движения в Татарстане, а с недавнего времени о нем все чаще вспоминают как об отце Булата Нургалиева.

14-летний Булат Нургалиев — самый известный дрон-гонщик в Татарстане 14-летний Булат Нургалиев — самый известный дрон-гонщик в Татарстане Фото: «БИЗНЕС Online»

Самый молодой пилот дронов в России

С виду Булат ничем не отличается от своих 14-летних сверстников. Ходит в школу, делает уроки, гуляет с друзьями. Вот только в 2023 году он выиграл все главные турниры в России по дрон-рейсингу, задал вопрос Путину и запустил процесс строительства целого дрон-парка.

Пришел в спорт Нургалиев с подачи своего папы. «Идея с дронами зародилась у меня давно, — рассказал нам Марсель Нургалиев. — Авиацией и моделированием я интересовался с самого детства. Сразу решил, что если мой сын увлечется полетами, то я обязательно познакомлю его с этим миром». Хотя Булат учится в казанской гимназии №6, он тренируется в КТИТС и представляет сборную техникума на всероссийских соревнованиях. Обыгрывать ребят старше него — обычное дело для пилота.

Булат выиграл 12 медалей на форуме «Архипелаг» Булат выиграл 12 медалей на форуме «Архипелаг» Фото: rais.tatarstan.ru

Булат выигрывал на фестивалях «Дронбиатлон» и «РостехДрон» и прилетел первым на завершающем этапе Гран-при России. А этим летом он добавил в коллекцию 6 золотых медалей «Архипелага-2023». Это форум для БПЛА, который организовали вице-премьер Белоусов и глава агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков (не путать с пресс-секретарем президента). К деловой и образовательной программе «Архипелага» добавили соревновательную среди дрон-пилотов. Булат стал лучшим в переносе груза весом 500 г, 1 кг, 3 кг, разработке и сборке ретранслятора, сборке дрона, сбросе снаряда на наземную мишень. Еще он выиграл две серебряные и четыре бронзовые награды.

С 12-медальными комплектами казанец стал самым титулованным пилотом «Архипелага». Также на форуме его наградили званием самого молодого оператора БПЛА в России. Если рассматривать татарстанский дрон-рейсинг в целом, взрослых звезд у республики нет — они просто не успели вырасти на базе ссузов. Зато есть ряд юниоров, главный из которых — Булат.

Что Булат попросил у Путина

За эти заслуги Булат заслужил приглашение на встречу Путина с выдающимися школьниками России 1 сентября. Когда настала очередь Нургалиева задать вопрос президенту РФ, он сказал: «После введения ограничений стало проблематично летать на дронах и особенно тренироваться. Могли бы вы построить несколько коптер-парков по всей России, чтобы люди, как я, могли спокойно летать легально?»

Президент ответил: «В Татарстане руководители очень гибкие, мобильные, творческие — правда. Я знаю, они очень хорошо поддерживают все новейшие начинания. Думаю, что и там это можно будет сделать и наверняка сделают».

Б. Нургалиев: Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Я Нургалиев Булат из Республики Татарстан, город Казань.

Я увлекаюсь эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов, сам их собираю, на них летаю, еще я моделирую для них рамы. За этот год я успел поучаствовать в 33 соревнованиях и в 20 выиграл. Как уже сказали, в будущем мечтаю стать пилотом гражданской авиации.

У меня к вам больше не вопрос, а просьба. После введения ограничений стало проблематично летать на дронах и особенно тренироваться. Могли бы вы построить несколько коптер-парков по всей России, чтобы люди, как я, могли спокойно летать легально?

В. Путин: Ты занимаешься беспилотными летательными аппаратами, а сам хочешь пилотировать самолет?

Б. Нургалиев: Да.

В. Путин: Понятно. Ладно.

Беспилотная техника вообще имеет собственный вектор развития, чрезвычайно важна и приобретает все большее и большее значение в мире в самых различных отраслях: это беспилотная авиация, беспилотные автомобили, морской транспорт и так далее. Причем применяется, наверняка ты об этом знаешь, везде: и на почте, и в сфере оборонной безопасности, и в сфере лесоохраны — очень много направлений использования беспилотной, в данном случае летательной, техники.

То, что ты этим увлекаешься, — очень здорово. У нас есть программа: по-моему, до 2030 года мы должны подготовить миллион специалистов в этой области. Не знаю, даже, может быть, и этого еще не хватит, потому что эта область развивается очень быстро.

Но, конечно, есть ряд ограничений. Мы с твоими взрослыми коллегами несколько месяцев назад встречались, говорили на эту тему, и они тоже обращали внимание на то, что, безусловно, всегда ограничения связаны с необходимостью обеспечения безопасности, но тем не менее многие из них мешают развитию этого направления деятельности.

Эти парки, о которых ты сказал…

Б. Нургалиев: В Москве [их] несколько.

В. Путин: В Москве есть. Я уверен, что наш с тобой разговор услышат и в Татарстане. В Татарстане руководители очень гибкие, мобильные, творческие — правда. Я знаю, они очень хорошо поддерживают все новейшие начинания. Думаю, что и там это можно будет сделать и наверняка сделают.

Б. Нургалиев: Спасибо.

(Стенограмма с сайта kremlin.ru.)

Уже после встречи Булат оказался в числе первых, кому удалось сделать совместное фото с президентом. «Булат смог пожать руку президенту, сфотографироваться, задать вопрос. Он в восторге. Говорит, что у него сейчас через одно рукопожатие связь со всеми мировыми лидерами», — поделился впечатлениями Марсель.

Ну а главный результат мероприятия — Нургалиев получил президентское добро на свою идею коптер-парков. О таком мечтает не только Булат, но и пилоты по всей России. Некое подобие парка есть только в Чертаново: там оборудовано несколько крытых и уличных площадок для нужд беспилотной авиации, летают как коптеры, так и крупные БПЛА, базируется сборная России по дрон-рейсингу.

Булат Нургалиев задал вопрос Путину и сделал с ним фото Булат Нургалиев задал вопрос Путину и сделал с ним фото Фото: kremlin.ru

Раньше в подобном объекте не было острой необходимости: летать можно было везде. Но нынче полеты на коптерах в Казани и многих других городах России запрещены, полноценно тренироваться невозможно. Поэтому Булат выступил с такой просьбой. Интересно, что перед обращением к Путину Нургалиев уже получил одобрение своей идеи от Рустама Минниханова, когда тот принимал победителей «Архипелага». У президента Татарстана попросили площадку любых размеров, чтобы татарстанские пилоты могли свободно летать. Минниханов дал поручение заняться этим вопросом.

«Мы очень надеемся, что в республике будет создан коптер-парк. Туда свободно смогут приходить ребята с дронами, чтобы реализовать себя, познакомиться с летным сообществом, втянуться в него. Мы с этим делом уже немного отстали, потому что в Москве такой коптер-парк имеется. Нам, конечно, очень бы хотелось увидеть такую площадку в нашей республике», — поделился с «БИЗНЕС Online» от лица всех пилотов республики Нургалиев-старший.

В силу того что это необычный объект, тяжело определить его точные параметры. По нашей информации, татарстанская делегация уже побывала в Чертаново, чтобы осмотреть и оценить их коптер-парк. В данный момент идет разработка проекта. Татарстанский парк намерены оборудовать не только соревновательной зоной, но и мастерской, где можно будет разбирать, собирать и ремонтировать дроны с подходящей для этого техникой.

На встрече с победителями «Архипелага» (на фото) Рустам Минниханов дал поручение построить дрон-парк На встрече с победителями «Архипелага» (на фото) Рустам Минниханов дал поручение построить дрон-парк Фото: rais.tatarstan.ru

Где в Татарстане готовят пилотов БПЛА

По нашим данным, наиболее вероятное место для парка — лаишевский техникум. В его пользу говорят сразу два фактора. Первый из них — он удален от Казани и значимых для республики объектов, так что у правоохранительных органов возникнет меньше сомнений при выдаче разрешения летать там на дронах. Во-вторых, на сегодня это самое продвинутое заведение Татарстана в отрасли БПЛА.

Раньше лаишевский техникум обучал специалистов в сельском хозяйстве, а после WorldSkills он сменил свою направленность на авиационную. В 2020-м заведение стало единственным в Татарстане, где обучают по специальности «эксплуатация беспилотных авиационных систем». Обучение занимает четыре года, общее число студентов прямо сейчас 79 человек, сообщил нашему изданию глава техникума Эльвир Якупов. В остальных ссузах пилотированию обучают только в формате кружков. Важный момент, что в Лаишево и других местах все обучение тесно связано с соревновательным процессом: на базе заведений формируются сборные, которые участвуют во всероссийских турнирах.

Занятие по эксплуатации БПЛА в Лаишевском техникуме Занятие по эксплуатации БПЛА в лаишевском техникуме Фото: «БИЗНЕС Online»

«Признание дрон-рейсинга видом спорта еще больше подвигло нас развиваться в этом новом течении. Мы уже приобрели скоростные беспилотники для гонок и маневрирования. Круто, что сегодня ты можешь заниматься дронами у себя дома, а спустя время это может стать твоей профессией», — поделился Якупов.

Техникум участвовал в международной выставке «Армия-2023», где китайские компании вышли на студентов техникума с предложением помочь в сборке и эксплуатации беспилотников. «Многие работодатели просят наших ребят для работы на их испытательных полигонах. Сегодня в силу актуальности темы беспилотников оборонно-промышленный комплекс заинтересован в будущих операторах БПЛА и активно берет их на летнюю практику. Мы хотим быть полезными в зоне СВО. Это в первую очередь патриотическое воспитание. Мы выезжаем на полигоны и в течение двух недель учим их основам пилотирования БПЛА», — рассказал Якупов.

Пилоты учатся не только управлять коптерами, но и ремонтировать их Пилоты учатся не только управлять коптерами, но и ремонтировать их Фото: «БИЗНЕС Online»

Сколько стоит соревновательный коптер и почему он плохо летает в помещениях

Пока в Татарстане строят дрон-парк, разберем, что из себя представляет дрон-рейсинг. Начать стоит с самого важного — самого аппарата, с которым нас познакомил на одной из своих тренировок Булат Нургалиев.

Из чего состоит дрон? Из двигателя, пропеллеров, регуляторов оборотов, антенн, передатчика, видеоприемника, полетного контроллера и аккумуляторной батареи.

Также юный гонщик рассказал о примерной цене комплектующих дрона:

  • мотор — 2–3 тыс. рублей;
  • цифровая видеосвязь — 15 тыс. рублей;
  • рама — 5 тыс. рублей;
  • полетный контроллер с регулятором оборотов — 10 тысяч.

«За 40–50 тысяч рублей можно собрать хороший дрон, а если профессиональный, то он обойдется примерно в 100 тысяч рублей», — подытожил Булат.

Хороший коптер стоит в районе 100 тысяч рублей, говорит Булат Нургалиев Хороший коптер стоит примерно 100 тыс. рублей, говорит Булат Нургалиев Фото: «БИЗНЕС Online»

Коптер управляется с пульта, который напоминает джойстик. Командовать дроном можно, глядя со стороны или в VR-очках, которые позволяют видеть мир от первого лица, «глазами дрона».

Также Булат рассказал, что дрон может летать и в дождь, и в снег, потому что он загерметизирован и не боится влаги. Что касается ветра, то небольшие порывы он выдерживает без проблем. Но если речь идет о маленьких дронах типа Mobula, то они не справятся даже с силой в несколько метров в секунду, т. к. весят всего 40 граммов. Вообще, дроны могут развивать скорость до 150 км/ч.

Еще одна особенность дрона — маневрировать с ним можно не во всех помещениях. Если речь идет о простом полете, подойдет любая площадка. Но профессиональные гонщики двигаются на высоких скоростях и им важно, чтобы коптер максимально быстро «схватывал» сигналы от пульта. Иначе — авария и дорогостоящий ремонт. В манежах, выставочных комплексах и на других крытых площадках пилоты наблюдают помехи, поэтому соревнования предпочитают проводить на открытых площадках, допустим, футбольных стадионах.

Полётам на коптерах сперва обучают с помощью онлайн-симуляторов, объяснил нам Марсель Нургалиев (на фото) Полетам на коптерах сперва обучают с помощью онлайн-симуляторов, объяснил нам Марсель Нургалиев (на фото) Фото: «БИЗНЕС Online»

Полеты на компьютере и ремонт с 3D-принтером

Перед тем как взяться за реальный дрон, пилоты включают виртуальный. В интернете можно найти множество симуляторов полетов на коптерах, ими активно пользуются спортсмены. «Для онлайн-полетов подойдут LiftOff, Uncrashed, DSL или более профессиональный симулятор VelociDrone», — рассказал Марсель Нургалиев.

Для первых уверенных полетов вживую тренер рекомендует однодюймовый мини-дрон Mobula: «Они имеют защиту для пропеллера, поэтому на них можно спокойно летать по квартире. Они скоростные, могут преодолевать различные препятствия». Также Нургалиев посоветовал взять пульт попроще в самом начале, чтобы было не так жалко, если бросишь. «А если решите серьезно заняться этим спортом, то лучше взять сразу хорошую аппаратуру. У наших ребят сейчас пульты от Radio Master», — сообщил он.

Пилотам постоянно приходится сталкиваться с починкой дронов. В своей работе они активно используют фены для термоусадки, паяльники для тонкой пайки, осциллографы, тестеры, мультиметры, с помощью которых можно проводить четкие замеры и не только. Так, спорт воспитывает в ребятах любовь не только к полетам, но и к электронике. Запчасти приходится заказывать из-за рубежа. В некоторых случаях их легче напечатать на 3D-принтере.

Какие бывают гонки дронов

Теперь о том, как проходят сами гонки. Все состязания на дронах подразделяются на дрон-рейсинг (гонка дронов с полосой препятствий), драг-рейсинг (гонки по прямой) и дрон-фристайл (участники соревнуются в выполнении трюков).

Существует два вида соревновательных дронов — классический и FPV. Первый управляется с помощью специального пульта без дополнительного оборудования, при этом пилот смотрит на коптер со стороны. FPV (First Person View) предполагает управление полетом от первого лица.

Гонки дронов делятся на три категории — полоса препятствий, по прямой, выполнение трюков Гонки дронов делятся на три категории — полоса препятствий, по прямой, выполнение трюков Фото: «БИЗНЕС Online»

Также существует несколько режимов полета классического коптера — стандартный и интеллектуальный. Первый включает в себя полеты трех видов: плавный полет по GPS, полет на предельных скоростях и режим без GPS. Интеллектуальный создает заданный маршрут для дрона, например преследование объекта или полет по орбите. 

Дрон-рейсинг предполагает прохождение дроном полосы препятствий на скорость. При этом пилот сидит в FPV-очках и управляет дроном дистанционно, дрон транслирует изображение с камеры гонщику, а тот с пульта отдает команды. На длинных дистанциях в десятки кругов участвуют команды из 2–3 человек. Один из них управляет дроном, а другие ждут на пит-стопе, словно это «Формула-1», заменяют сломанные детали и обновляют аккумулятор.

«На самом деле полеты только верхушка айсберга. Основная работа — это полеты в симуляторе, постоянный ремонт дронов после падений и столкновений, знание схемотехники полетных контроллеров», — объяснил Марсель Нургалиев.

Булат намерен стать гражданским пилотом

Серьезным препятствием для пилотов стал запрет на полеты беспилотников. В Казани его ввели 25 ноября 2022 года на неопределенный срок.

Сейчас спортсмены могут тренироваться только в спортивных залах и собственных жилых помещениях. Получить же разрешение полетать на улице практически невозможно. «Раньше мы могли выезжать за город и заниматься там, сейчас это невозможно. Мы стараемся, чтобы все было в рамках закона, и с пониманием относимся к происходящим в стране событиям», — поделился Нургалиев-старший.

Несмотря на трудности, тренировки не прекращаются ни у Марселя, ни у Булата. Самый молодой оператор БПЛА в России горит мечтой стать в будущем гражданским пилотом. В отрасли надеются, что таких, как Булат Нургалиев, будет как можно больше. Соревнования — это лишь подспорье, чтобы к миру беспилотников подключалось как можно больше молодых и перспективных ребят, чтобы они получали навыки и выявляли лучших среди себя. А конечная цель — подготовить кадры для авиации.