«Протяженность человеческой жизни

была рассчитана таким образом,

чтобы люди не успевали

сделать серьезных выводов из происходящего».

Виктор Пелевин. «Empire V».

Публицист Рустам Курчаков разъясняет смысл понятия предконечного времени — ахыр заман Публицист Рустам Курчаков разъясняет смысл понятия предконечного времени — ахыр заман Фото: «БИЗНЕС Online»

Без иллюзий, но и без скептичной предвзятости

Завершая цикл публикаций (см. ссылку в конце текста — прим. ред.), уместно вспомнить его изначальное название и тему: «Угрожаемый период предконечного времени». Редакция (видимо, исходя из лучших соображений) разбросала эту тему на отдельные смысловые куски, подходящие для газетного формата и читателя. Теперь предстоит собрать их вместе.

Мало кто обратил внимание на причастие в страдательном залоге в военном термине «угрожаемый период». Казалось бы, оно противоречит нормам русского языка или так редко употребляется, что следы его теряются в словарях. Зато всем хорошо известно слово «угрожающий».

Кто на самом деле угрожает войной, а кто находится в угрожаемой позиции — это теперь хорошо видно из украинского кейса. Надо только отбросить взаимную пропагандистскую риторику и поразмышлять не на воробьиный скок, а хотя бы за горизонты текущего года. Каждый сделает это сам, в меру своего разумения. Мнения могут быть разные, еще больше будет сомнений. Но правда во время войны проявляется довольно скоро.

И тогда во весь рост встанет вопрос о цене, которую придется заплатить за вызов, брошенный всему коллективному Западу. Но ведь ясного и публично озвученного ответа на этот вопрос тоже пока нет. Есть только глухие и колеблющиеся мнения-сомнения в верхах и низах, которые пока не отмобилизовались на ответ словом и делом. А четкий ответ на этот вопрос важен еще и потому, что из него прямо вытекает и цена нашего взаимодействия с Востоком — без иллюзий, но и без скептичной предвзятости.

Лишь ясно ответив на эти вопросы, мы сможем представить место России в системе координат образующегося мирового беспорядка. А главное — наладить тонкие инструменты балансировки между меняющимися центрами силы — дипломатические, военно-технические, финансово-экономические и т. д.

Судя по всему, первое полугодие пройдено с тяжелыми уроками, но без непоправимых срывов. И теперь появились первые признаки того, что в системе управления кое-кто начал извлекать уроки из копившихся годами проблем, а заодно преодолевать иллюзии «стабильности». Хотя стало заметнее отставание от неотвеченных и неоплаченных вызовов, а в следующем году на них придется отвечать по полной программе.

В такой ситуации трудно не вспомнить графа, инженера-строителя и фельдмаршала Миниха, автора очерка об образе правления Российской империи, которому приписывают следующие слова: «Россия, вероятно, управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как она вообще существует». Биография Бурхарда Миниха, который почти полвека провел на русской службе, не позволяет усомниться в его житейской мудрости.

Можно понять молодых, которые живут так, будто они бессмертны. Они торопятся «разбросать камни», не думая о том, что придет время их собирать «Можно понять молодых, которые живут так, будто они бессмертны. Они торопятся «разбросать камни», не думая о том, что придет время их собирать» Фото: «БИЗНЕС Online»

Предконечное время — ахыр заман

Почему время — предконечное и в каком смысле? Эсхатология, т. е. учение о конечности человека, человечества и всего видимого мира, — это последняя точка религий единобожия.

Моя казанская бабушка, как теперь понимаю, жила этим предощущением ахыр заман и была незаметным духовным и житейским лидером большой семьи. По сути, в той обстановке середины прошлого века она была скрытым имамом, потому что остальные о своей вере помалкивали, а она тихонько совершала свой намаз за занавеской, не выставляя свою веру напоказ. Опыт родовой памяти, он о том, что осознание своей смертности и преходящей земной жизни вырабатывает в человеке долгую и добрую волю. А привязанность к земным благам и заботам топит в суете и укорачивает разум. К этому сейчас и пришли.

Что же мешает рациональному человеку, который верит только в науку, задуматься о конечности своей земной жизни, посмотреть на окружающий мир и людей с этой «кочки зрения» и исправить какие-то ошибки? Разве вся совокупная наука способна хотя бы наполовину объяснить окружающий мир? И почему бы не предположить ситуацию предконечного времени — хотя бы в качестве рабочей гипотезы? Потому что слишком многие знаки и знамения сходятся с пророчествами единого Откровения.

Ахыр заман — это не конец света, а именно ощущение предконечного времени — своего собственного и внешнего, которое определяет конец всему отжившему, свой срок. Потом приходит понимание его знаков и признаков, а также выработка умения жить в это время, т. е. определенный выбор и настройка образа жизни. А день и час конечного события, согласно всем Писаниям, человеку знать не дано.

Можно понять молодых, которые живут так, будто они бессмертны. Они торопятся «разбросать камни», не думая о том, что придет время их собирать. Время совершать ошибки и время их исправлять. Но с возрастом приходит понимание, что человек, который помнит о конечности жизни, гораздо лучше понимает ее ценности — и умеет различать главное и второстепенное. В отличие от тех, кто попал в ловушку суеты и сиюминутных потребностей.

Это понимание духа времени, Zeit Geist, как его называли немецкие философы, начинается с осознания нынешнего угрожаемого периода. Сегодня дело не сводится к тому, что какие-то государства, военные блоки или совокупный Запад с Востоком угрожают друг другу. На самом деле в «страдательном залоге» оказалось все человечество, потому что угроза конца ясно ниспослана с Неба. Это тот самый «бич Божий», который не раз приходил на Землю, сметая народы, государства и цивилизации и заменяя их другими.

Осознать эту экзистенциальную угрозу в наше время мешает двойная иллюзия «мирного сосуществования» и «экономического благоденствия для всех», которая была внедрена в сознание «человейника» после Второй мировой войны. СССР тоже купился на этот миф, но урок не пошел впрок.

Семья относится к числу важнейших традиционных ценностей — большинство россиян ныне ставит ее на первое место. И это легко понять: люди знают, что самая сильная душевная боль происходит от неустройства в семье «Семья относится к числу важнейших традиционных ценностей — большинство россиян ныне ставят ее на первое место. И это легко понять: люди знают, что самая сильная душевная боль происходит от неустройства в семье» Фото: ru.freepik.com

Актуальные точки перемен в потоке времени

На сегодняшний день можно назвать три критические точки перемен, опираясь на которые, можно противостоять интеллектуальной деградации, разладу между людьми и распаду базовых ценностей. В них нет ничего необычного — они вытекают из когнитивного инстинкта разумного человека, который в критической ситуации вынужден прыгнуть «выше планки», чтобы не опуститься «ниже плинтуса».

  1. Укрепление семьи как основной несущей формы человеческой общности, которая в общем-то является единственной и естественной скрепой всех других форм объединения людей — наций, государств и т. д. Превращение семьи из «обоза и обузы» в самодостаточное домохозяйство, которое способно взять на себя функции, которые временно или навсегда выпадают из сферы государства и других социальных институтов. При этом совсем не обязательно возвращаться к архаике домостроя, потому что современные технологии и сетевая коммуникация позволяют решать эти проблемы как минимум не хуже. Надо просто переосмыслить понятие домохозяйства на современный лад и не сводить его к материальному быту.
  2. Ревизия сложившихся бизнес-моделей по критериям выживаемости в новых условиях и трансформация предпринимательства по бизнесу, социальным проектам и домохозяйствам в предприимчивость по защите активов и переводу их в новые уклады жизни и хозяйства. Оперативным критерием позитивного сдвига является наличие антикризисной хозяйственной стратегии на 1–2 года и плана неотложных действий на угрожаемый период — до конца текущего года. В макроэкономическом плане это означает движение в сторону примата хозяйства перед экономикой, а экономики над финансами. Соответственно, должны поменяться роли и статус хозяйственника, экономиста и финансиста на всех уровнях управления.
  3. Мобилизация личного интеллекта на освоение нового, адекватного переменам когнитивного уровня по алгоритму: естественный интеллект – искусственный интеллект – сверхЕстественный интеллект. Предстоит переход от словесного описания и проповеди базовых ценностей, зафиксированных когда-то в Писаниях, к ежедневным практикам на основе когнитивных технологий. Для словесного, информационно-символического оформления теперь появился искусственный интеллект. А человеку пора заняться смыслами и ценностями, которые не сводятся к количеству и, по известному выражению, «не делятся на разум без остатка».

Попробуем расшифровать эти три позиции.

Семья относится к числу важнейших традиционных ценностей — большинство россиян ныне ставят ее на первое место. И это легко понять: люди знают, что самая сильная душевная боль происходит от неустройства в семье. Но в эпоху перемен нельзя отсидеться в обороне под защитой традиционных ценностей. Ценности семьи неизбежно переформатируются сообразно духу времени. И, как правило, в семье, в домохозяйстве закладываются духовные предпосылки будущих укладов жизни и социального хозяйства. Это разумная альтернатива той «гражданской войне» между полами и поколениями, эпизоды которой теперь хорошо видны.

Что же касается двух других точек, то очевидно, что это пока ценности завтрашнего дня: они объективно востребованы, но не реализуются. Скорее они даже мало кем осознаются, не практикуются и не в состоянии образовать реальный просвет в завтрашний день. Хуже того, по этим направлениям пока наблюдается позорное отступление или имитация движения «пятками вперед».

Вот некоторые признаки, которые позволяют диагностировать эту предпринимательскую и интеллектуальную немочь:

  • мародерство в отношении материальных и нематериальных активов тех, кто подпал под санкции и другие ограничения в правах собственности и управления;
  • новый цикл полуолигархической приватизации, попытки очередного передела собственности;
  • вытеснение предпринимателей малого и среднего бизнеса «гениями финансовых схем», новыми посредниками на базе цифровых платформ и т. п.

А вместо новых форматов мышления и хозяйственного управления усиливается неспособность большинства справляться со своими комплексами и когнитивными диссонансами. Привычный образ жизни и стереотипы работы разрушаются. И нет воли и желания освоить новые практики. В результате происходит тотальный всплеск раздражения, который стимулирует эскалацию «войны всех против всех».

Болезненная ломка социальных структур и связей, неизбежная в процессе глобальных перемен, превращает человека в больное «общественное животное» — если он не способен на сверхусилия и выбор надличностных целей и ценностей. Легко заметить, что атака нечеловеческих сил идет как раз по трем указанным точкам бифуркации, поэтому без личной мобилизации не обойтись.