«Мне пришлось объяснять, что в свое время Флера Сулейманова работала у нас, в Алма-Ате»

Прощание с выдающейся татарской певицей Флерой Сулеймановой прошло сегодня во дворе мечети Аль-Марджани после пятничного намаза. В народе считается, что человек, которого провожают в последний путь в священный для мусульман день, сам был праведником. Почитателей таланта Флеры-апы пришло большое количество, причем в основной массе это были самые простые почитатели ее творчества. И это стало еще одним доказательством того, что народная артистка Татарстана была подлинно народной героиней.

Однако высокие республиканские чиновники дружно проигнорировали церемонию. Вроде бы у всех было «алиби»: кто-то в этот самый момент отбывал с официальной делегацией за рубеж, кто-то проводил совещание в одном из районов и т. д. Однако напомним, что речь идет об артистке, которую часто включают в тройку выдающихся татарских певцов и певиц всех времен вместе с Ильгамом Шакировым и Альфией Авзаловой. В общем, первые лица ограничились некрологом, подписанным всем высшим руководством Татарстана, в котором говорится, что «Сулейманову всегда отличали беззаветное служение любимому делу, интеллигентность и доброта» и что она «внесла неоценимый вклад в сохранение и развитие татарского вокального исполнительского искусства».

«Природный самородок с чистой душой»: ушла из жизни певица Флера Сулейманова

В результате так вышло, что, по сути, самым высокопоставленным чиновником на панихиде оказался даже не россиянин, а консул Казахстана в Казани Ерлан Искаков. Дело в том, что визитной карточкой артистки была песня «Әниемә» («Маме») — перевод на татарский язык произведения известного казахского композитора Шамши Калдаякова «Ана туралы жыр» (казах. «Песня про маму»).

Самым высокопоставленным чиновником на панихиде оказался даже не россиянин, а консул Казахстана в Казани Ерлан Искаков Самым высокопоставленным чиновником на панихиде оказался даже не россиянин, а консул Казахстана в Казани Ерлан Искаков

«Все песни, которые были исполнены в свое время на казахском и были переданы в Татарстан, стали народными, — напомнил „БИЗНЕС Online“ Искаков. — Иногда даже люди заблуждались, услышав песню „Әниемә“. Думали, что она татарская народная. В прошлом году мы проводили Дни культуры Казахстана в Казани, и я попросил оркестр народных инструментов исполнить нашу оригинальную песню „Ана туралы жыр“. Со мной рядом сидело руководство Татарстана, и все удивились, что, оказывается, это казахская песня Шамши Калдаякова. Мне пришлось объяснять, что в свое время Флера Сулейманова работала у нас, в Алма-Ате, в Казахконцерте. Очень приятно, что песня и сегодня пользуется большой популярностью. Я знаю, что Сулейманова пела не только ее, но и другие казахские песни». 

Удивительно, но так трогательно исполнившая «Әниемә» певица рано осталась сиротой и была обделена материнской лаской, да и радости материнства не испытала, зато в свое время она вышла замуж за вдовца с четырьмя детьми и воспитала их как своих. «У нас нет в обиходе слов „мачеха“ или „неродные дети“, она для нас дәү әни. Как только старший внук появился, она сразу стала дәү әни для всех. Даже ее родной муж Габдулла, наш отец, называл ее дәү әни», — сказала нашему корреспонденту приемная дочь певицы Альфия Асеева. Другие двое детей — Алсу Криштопик и Булат Асеев — также были на панихиде, они до последних дней ухаживали за своей любимой дәү әни.

Слева Альфия Асеева, в середине Алсу Криштопик и Булат Асеев Слева Альфия Асеева, в середине Алсу Криштопик и Булат Асеев

«Флера-апа показала, как надо жить, служить нации, татарскому искусству, нашему зрителю»

Татарских общественников на мероприятии представлял первый замруководителя исполкома ВКТ Марс Тукаев и руководитель казанского отделения конгресса Фарид Мифтахов, который и сам является самодеятельным исполнителем. «Она своим исполнением могла войти в душу человека, вот с таких людей нужно брать пример», — сказал Мифтахов нашему корреспонденту.

Такого же мнения и звезда татарской эстрады Филюс Кагиров. «Она была примером не только для нас, молодежи, но и для тех, кто был до нас, для всех артистов, — уверен Кагиров. — Флера-апа показала, как надо жить, служить нации, татарскому искусству, нашему зрителю, которому она посвятила свою жизнь. Мы за сценой с ней разговаривали о жизни, об артистической жизни прошлого, причем она никогда не учила, как надо петь или себя держать. Это образец татарской женщины — спокойная, стойкая, милосердная, но в то же время знающая себе цену».

Филюс Кагиров: «Она была примером не только для нас, молодежи, но и тех, кто был до нас, для всех артистов» Филюс Кагиров: «Она была примером не только для нас, молодежи, но и для тех, кто был до нас, для всех артистов»

В отличие от республиканских чиновников, творческая интеллигенция Татарстана пришла, чтобы отдать должное памяти большой артистки. Здесь были певцы Асаф ВалиевЗухра ШарифуллинаРаяз Фасихов, Марсель Вагизов и многие другие. Пришли аксакалы Камаловского театра Ильдар Хайруллин и Асхат Хисматов, с траурным букетом цветов в мечети Аль-Марджани появился председатель союза продюсеров Татарстана Рифат Фаттахов.

Кстати, выбор места проведения траурной церемонии был неслучайным. Именно отсюда провожают в последний путь многих выдающихся представителей татарского народа. Кроме того, как говорят богословы, одним из признаков, но не категоричным доказательством того, что добрые дела человека приняты и он прощен Аллахом, является большое количество мусульман, участвующих в джаназа. В пятничный день их бывает максимальное количество.

Имам-хатыйб мечети Мансур Джалялетдин, перед тем как совершить заупокойную молитву, рассказал притчу о том, как внук спросил своего деда, каков срок жизни человека. А тот ответил ему, что она помещается в промежуток между азаном и намазом. После чего внук уточнил, что следует между азаном, после которого не совершают намаз, и намазом, на который не призывает азан. «Когда мы рождаемся, нам произносят азан — призыв на молитву, никакой намаз не совершается. Когда умираем, нам читают джаназа-намаз, который совершается без азана. То есть наша жизнь коротка — между азаном и намазом, — пояснил Мансур хазрат. — Поэтому надо успеть совершить благие дела. Флера-апа в своей жизни сделала много благих дел, которых и не перечислить. Пусть Аллах простит ее грехи и упокоит в садах рая».

Имам-хатыйб мечети Мансур Джалялетдин перед тем, как совершить заупокойную молитву, рассказал притчу о том, как внук спросил своего деда о том, каков срок жизни человека Имам-хатыйб мечети Мансур Джалялетдин, перед тем как совершить заупокойную молитву, рассказал притчу о том, как внук спросил своего деда, каков срок жизни человека

«Моң выходил из нее, очаровывал. Певиц такого уровня сейчас нет»

Саму траурную церемонию вел народный артист Татарстана Фердинанд Салахов. «То, что мы хороним ее в пятницу, в священный день, наверное, неслучайно. У нас принято говорить, что артисты — это райские птички. Думаю, и Флера-апа достойна рая. Да, это решает Аллах, но те деяния, которые она совершила, обязательно должны получить вознаграждение на том свете», — сказал Салахов.

Директор Татгосфилармонии, где Сулейманова проработала 20 лет, Кадим Нуруллин, поблагодарил пришедших на заупокойную молитву. «Есть такое изречение: на свадьбу иди только, если тебя позвали 2 раза, а на похороны беги даже, если не звали. Вы нашли время и пришли сюда. Я также благодарю детей Флеры-апы, которые вплоть до смерти ухаживали за ней. Вы без меня знаете хорошо, что добро на дороге не валяется, оно возвращается тем, кто его творит», — эмоционально сообщил Нуруллин. 

Директор филиала ГТРК «Татарстан» Фирдус Гималтдинов назвал Сулейманову своей коллегой: «Хотя имя Флеры-апы и связано с филармонией, для нас она остается сотрудницей радио, где также трудилась. Мы бережно храним записи с ее песнями, и сегодня на нашем канале пройдет концерт, состоящий из ее выступлений. Да и в дальнейшем будем показывать бесценное наследие ее творчества» 

Народная артистка Татарстана Римма Ибрагимова также поделилась своими воспоминаниями: «Когда мы, молодые артисты, начинали работать, то казалось, что очень хорошо можем петь. Но, услышав один раз исполнение Флеры-апы, переставали так думать, понимали, что нам еще расти и расти. Моң выходил из нее, очаровывал. Певиц такого уровня сейчас нет». 

Зульфия Нигметзянова-Авзалова сказала, что не может сравнить Сулейманову со своей великой матерью как певицей, но человеческие качества покойной оценивает по самому высшему разряду Зульфия Нигметзянова-Авзалова сказала, что не может сравнить Сулейманову со своей великой матерью как певицей, но человеческие качества покойной оценивает по самому высшему разряду

Зульфия Нигметзянова-Авзалова сказала, что не может сравнить Сулейманову со своей великой матерью как певицей, но человеческие качества покойной оценивает по самому высшему разряду. «Она всегда была на высоте, это самое главное. Она была искренним, очень надежным товарищем, — сообщила собеседница нашей газеты. — На гастролях я помню, когда были общие концерты, как ее все уважали, как народ любил ее. Она была скромным, замечательным, талантливым, удивительным человеком. Очень добрым, вот это я запомнила с детства». 

После короткой проповеди Мансур хазрат в качестве имама провел джаназа-намаз, после чего носилки с телом покойной погрузили в катафалк. Последний приют Флера Зиатдин кызы обрела на мемориальном комплексе «Курган».