Одним из самых ярких событий XIX казанского международного фестиваля мусульманского кино стала творческая встреча со знаменитым сербским режиссером Эмиром Кустурицей. Помимо дискуссии со зрителями, в рамках феста маэстро представил свой последний по времени полнометражный художественный фильм 2016 года «По млечному пути», где в главных ролях сыграл сам режиссер, а также итальянская дива Моника Беллуччи.
Встречу легендарного сербского режиссера со зрителями в рамках программы XIX КМФМК устроили на не самой вместительной площадке, в одном из залов мультиплекса в центре города
«Позор этому кинотеатру»
Явление Эмира Кустурицы в Казани вызвало определенный ажиотаж. Хотя, возможно, это было связано с тем, что встречу легендарного сербского режиссера со зрителями в рамках программы XIX КМФМК устроили на не самой вместительной площадке, в одном из залов мультиплекса в центре города.
Для того чтобы мероприятие не «оккупировали» активные бабушки, с удовольствием целыми днями посещающие бесплатные мероприятия фестиваля, вход «на Кустурицу» сделали платным.
В итоге на входе в кинозал можно было наблюдать картину, как несколько пожилых женщин безуспешно и, кажется, уже очень долго уговаривали билетера пустить их. Кто-то из безбилетников даже был готов заплатить, но в ответ получал холодный ответ, что все места проданы. Некоторые из поклонников творчества режиссера даже пытались прорваться в зал, притворившись аккредитованными журналистами, — сюжет вполне в духе фильмов Кустурицы.
Кстати, тем, кто купил билет на творческую встречу, тишина и покой тоже не были гарантированы, поскольку зрители с бейджами участников форума считали, что могут занимать любые места. В общем, путаница и перемещения с места на место продолжались еще какое-то время.
Вскоре появился ведущий, казанский актер Искандер Нуризянов, несколько раз объявивший Кустурицу, что было похоже на призывание Деда Мороза на Новый год. В один из своих выходов он попросил внимания и сказал, что для зрителей организаторы приготовили сюрприз и пригласили на встречу саму Монику Беллуччи, указав на одну из девушек-организаторов, внешне схожую с итальянской актрисой. Несмотря на это, многие, кажется, не успели осознать шутку. Гости ахнули и на мгновение замерли, будто в ожидании.
Наконец, когда зал заполнился и все камеры были установлены, во время речи ведущего в углу кинозала тихо показался маэстро в своем фирменном незамысловатом образе, также неформально на следующий день Кустурица выглядел на церемонии закрытия КМФМК. Все, конечно же, сразу обратили внимание на его появление, однако сербский режиссер не рвался на сцену, а дослушал речь, только улыбнувшись и помахав залу.
Рядом с ним в дверях стояли министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, которая стала сопровождающей Кустурицы на протяжении всего фестиваля, а также его продюсер Мирко Раденович. Аюпова, кстати, так и осталась стоять в дверях, хотя ей предлагали пройти в зал.
Эмир Кустурица: «Этот фильм был амбициозным проектом. Я это написал, режиссировал, спродюсировал. Все было как у Чарли Чаплина, но я думаю, что результат не был как у него»
«Очень давно я был на Волге и не видел, какой красивый город Казань»
Устроившись со своим коллегой на креслах посреди сцены, Кустурица произнес свое первое большое слово о приезде в Казань и презентуемом фильме: «Я очень рад, очень рад оказаться здесь, что меня привезли в ваш красивый город. Очень давно я был на Волге и не видел, какой красивый город Казань. Сейчас огромная возможность, чтобы сказать о фильме, который вы увидите вечером, потому что он был одним из последних, который я снял. Перед тем у меня проходило много концертов, я начал играть музыку, потому что был очень уставшим из-за этих фильмов, над которыми работал. Этот фильм был амбициозным проектом. Я это написал, режиссировал, спродюсировал. Все было как у Чарли Чаплина, но я думаю, что результат не был как у него». Зал растаял после первой шутки Кустурицы.
Завершив свою речь, режиссер призвал пришедших начать творческий разговор, после чего посмотреть «По млечному пути».
Первый вопрос режиссеру задал молодой человек, спросив Кустурицу о самом любимом и лучшем фильме в его карьере. Юноша, явно волнуясь, несколько раз повторил, как ему важно увидеть Эмира в жизни, на что режиссер отшутился: «Живой человек. Еще живой».
Кустурица ответил, что любимого фильма у него нет, и пустился в долгие размышления о том, что собой представляет успешный фильм, перескакивая с темы на тему: «Мне было сколько… 60…62 года. У меня всегда была очень тяжелая работа быть живым режиссером, у которого живые реакции… В Голливуде все это забава, это фан, для меня работа над фильмом — это очень тяжело… Самый успешный для меня фильм — „Черная кошка, белый кот“, а самый комплексный фильм, который я снял — „Андерграунд“», — все-таки подытожил он. В кинозале, судя по всему, присутствовали и подлинные фанаты творчества сербского режиссера, после каждого упоминания какого-либо из фильмов Кустурицы зал взрывался аплодисментами.
Далее к герою вечера обратилась девушка, заговорив с режиссером и его продюсером на родном им языке. Затем она перевела сама себя, пояснив, что хотела просто выразить слова благодарности обоим гостям. Кустурица же сказал, что нужно сделать фото. Ведущий начал было пояснять гостье, что все «плюшки» от режиссера — после встречи, но сербский гость Казани уже успел встать с кресла и направиться к своей поклоннице под аплодисменты публики.
Неподдельный интерес зрителей проявился, конечно, в отношении работы со звездами Голливуда. Так, у режиссера спросили о том, как работалось с Джонни Деппом на «Аризонской мечте», единственном американском фильме Кустурицы, который критики называют его неудачей. Сербский режиссер назвал знаменитого актера «очень хорошим камрадом», «с которым можно работать на земле, на море». «Он такой человек, посвященный в то, над чем он работает, все остальное — техника, и при этом очень фотогеничный», — описал Кустурица Деппа.
Звезда громкого якутского фильма «Пугало», этнопевица и актриса Валентина Романова Чыскыырай обратилась не с конкретным вопросом, а скорее со светской беседой
«Я люблю импровизировать»
Первым из сюрпризов вечера для режиссера стало обращение коллеги из Узбекистана Мухаффархона Эркинова, который привез подарки и, пользуясь случаем, пригласительное письмо на Ташкентский кинофестиваль. «Можно вам передать?» — неуверенно попросил он. После минутной неловкой паузы, которую разбавил ведущий: «Вот, друзья, казанский фестиваль объединяет и другие фестивали», — член ташкентской делегации спустился на сцену, вручив герою вечера национальный сувенир и тюбетейку, которая, однако, никак не налезала на голову Кустурицы. «Большой человек!» — комментировали зрители.
Следом отличилась звезда громкого якутского фильма «Пугало», этнопевица и актриса Валентина Романова Чыскыырай. Она обратилась не с конкретным вопросом, а скорее со светской беседой. Первое, о чем заговорили люди кино, стала погода. Кустурица угадывал крайние показатели температуры зимней и летней Якутии, а Романова его поправляла. После того как режиссер выразил неготовность работать при минус 73 или плюс 50 градусах, певица громко охнула, будто пытаясь заинтересовать режиссера своей непосредственностью, и вдруг сказала: «Я бы хотела… это… с вами… импровизировать. Я люблю импровизировать».
«Самые близкие художества — музыка и фильм, — ответил Кустурица. — Когда вы думаете, что фильмы такие нарративные, реалистичные, всегда в этом есть такая музыка. И когда я перестал снимать фильмы и начал музыкальную карьеру, это для меня было „то самое“, потому что то, что музыка производит на сцене, — это такие катарсичные моменты, которые я не мог транслировать, когда работал как режиссер». На эту речь певица Романова ответила кратко: «Хотите услышать, как я пою?» И с разрешения Кустурицы продемонстрировала специфический национальный вокализ, который произвел впечатление на публику.
«Самые близкие художества — музыка и фильм»
Другая зрительница напомнила о посещении Кустурицей Елабужского музыкального фестиваля в составе его группы The No Smoking Orchestra, которое «взорвало» город, а также спросила о том, как режиссеру удалось уговорить сняться в его фильме Беллуччи. Оказывается, это был не его выбор, и работа с итальянской дивой не обошлась без трудностей, для него Беллуччи «больше как фотомодель», а «как профессиональная актриса она красавица», прокомментировал режиссер.
«Добар дан, Эмир, добар дан, Мирко», — подготовился к своему вопросу один из зрителей. На то, каковы дальнейшие творческие планы музыкальной группы режиссера, ответил его продюсер Раденович. Как оказалось, Кустурица вынужден на время оставить свою отдушину в виде фолк-рока, т. к. в данный момент «снимает очень серьезную картину», ранее шла речь, что это будет что-то из русской литературной классики. Режиссер успокоил своих слушателей: «Как говорил Джон Уэйн, you never know». Подразумевая, что с карьерой музыканта ни в коем случае не порывает.
«Я люблю людей. Думаю, это нормально, что я на мусульманском фестивале». Этим словам режиссера зал зааплодировал прямо посреди его короткой речи
«Думаю, это нормально, что я на мусульманском фестивале»
Из зала все же прозвучал вопрос и на злобу дня, а именно: как с современным состоянием мира с резко изменяющимися западными и европейскими ценностями справляется кинематограф? «Я думаю, что все меняется сейчас: кино меняется, люди меняются, жизнь меняется… У нас на фестивалях каждый год очень хорошие фильмы, они в секциях в Каннах, Венеции, Москве. Лучшие фильмы приезжают из андеграунда. Не из Голливуда. 20 лет назад, когда я приехал в Москву, я грустил, потому что главным был Голливуд. Фильмы, которые не были хорошими, оказались главными в Москве. Я думаю, сейчас это изменится», — оптимистично подытожил Кустурица.
Другая гостья напомнила режиссеру о его связи с Сибирью. Как оказалось, когда режиссер сказал, что любит Омск, губернатор области незамедлительно пригласил его в суровые края, чтобы тот снял здесь фильм о красоте Сибири. «Или чтобы я закончил свою жизнь там», — вставил Кустурица. В разговоре об Омске он вспомнил Достоевского и снова отшутился: «Лето там как долго? Месяц-два? Если три месяца, то я приезжаю, чтобы там фильм снять».
В завершение творческой встречи режиссер ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» о значении для него, выросшего в мусульманской семье, но принявшего православие, данного конкретного фестиваля в столице РТ. Вопрос приглашенные гости поняли не сразу. Ведущий повторил его, и тогда Кустурица ответил так: «Я вам могу сказать, что я православный, но люблю все народы, все этнические группы. Я люблю людей. Думаю, это нормально, что я на мусульманском фестивале». Этим словам режиссера зал зааплодировал прямо посреди его короткой речи.
На экране начался показ последнего по времени полнометражного художественного фильма режиссера 2016 года «По млечному пути»
«Там была Моника Беллуччи, которая очень хороша»
После этого Кустурица и Раденович быстро удалились, а на экране начался показ последнего по времени полнометражного художественного фильма режиссера 2016 года «По млечному пути». В контексте разговора о Беллуччи еще в начале встречи режиссер сказал: «Этот фильм я вспоминаю всегда с радостью, потому что там была Моника Беллуччи, которая очень хороша… не только красавица, она очень духовная персона. Время, которое провели на съемках, я вспоминаю с радостью. Не только потому, что она мировая красавица. А потому, что она поняла, что в фильме важно сотрудничество… Второе: я думаю, что этот фильм больше о любви, нежели о войне… Это фильм о любви двух людей, которые… не так счастливы в жизни».
Интересно, что Кустурицу часто называют одним из самых важных кинорежиссеров конца XX века. Он ворвался в мировое кино своим громким дебютом «Помнишь ли ты Долли Белл?», который показали в Венеции в 1981 году. И до миллениума выиграл две золотые ветви Каннского фестиваля («Папа в командировке» и «Андеграунд»), призы в Венеции и Берлине. Заключительное кино, принадлежащее к классическому наследию режиссера, — это его самая известная в России картина, комедия «Черная кошка, белый кот», снятая 25 лет назад, в 1998-м. За первую без малого четверть XXI века Кустурица снял только три полнометражных художественных фильма — «Жизнь как чудо», «Завет», «По млечному пути», — и каждый раз его активно критиковали за самоповторы.
Вот и «По млечному пути» — это очередная рефлексия Кустурицы относительно югославской войны, на фоне которой разворачиваются события картины. Правда, об этом он уже все сказал в своем безумном и гениальном трагифарсе «Андеграунд», который в середине 1990-х триумфально победил на Каннском фестивале, одновременно вызвав там мощный скандал. Показать сегодня в Казани этот великий фильм, демонстрирующий безумие и абсурдность войны как таковой, где нет ни абсолютно правых, ни абсолютно виноватых, — вот это было бы настоящим событием.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.