1. В Казани на глазах приобретает форму полноценный телеком-кластер. Компания «Таттелеком» один за другим возвращает исторически принадлежавшие ей объекты, распроданные предыдущими владельцами, и усиливает IT-направление. Это здание на улице Ершова, по соседству с главным офисом компании, стало штаб-квартирой разработчиков оператора: в мае сюда переехала IT-дочка «Таттелекома» — TTK Digital. Именно здесь создают самые передовые разработки, ведут IT-проекты, обновляют сайт и мобильные приложения, программируют домофоны, выбирают камеры видеонаблюдения и так далее.

  2. «Телеком-отрасль изначально была вовлечена в огромное количество разработок, — говорит гендиректор „Таттелекома“ Айрат Нурутдинов. — Идея кластера по-своему вынужденная: концентрация IT-энергии в одном месте очень важна, у разработчиков должен быть постоянный живой контакт». Он подчеркивает, что выделение IT-блока было неслучайно: это особая вселенная, которая доставляет немало проблем работодателю, главным образом кадровых. Объем знаний здесь бесконечен, постоянно появляются новые языки программирования и технологии, а система образования пока далека от совершенства. Специфика отрасли делает крайне сложной оценку реальных трудозатрат на тот или иной проект, плюс есть огромная проблема с корректностью технического задания. И объединение сил на одной площадке в комфортных условиях, по мнению Нурутдинова, должно способствовать формированию новой культуры и решить кадровый вопрос.  

  3. Здание для этой цели было выбрано историческое. С 1929 года здесь располагался информационно-вычислительный центр, потом Расчетно-информационный центр минсвязи РТ. Затем строение было продано, и до недавнего времени в нем располагался негосударственный пенсионный фонд. Выкуп здания площадью в 1 тыс. кв. метров, его ремонт и оснащение по самым современным стандартам обошлись компании в 100 млн рублей. Причем одной из самых заметных статей расходов стала новая система вентиляции. 

  4. А сегодня в TTK Digital более 50 разработчиков, которые используют несколько языков программирования. Средний возраст ребят — 25 лет. По оценке директора TTK Digital Евгения Сухорукова, 40% команды — джуны, 30% — мидлы и 20% — сениоры (остальные 10% на промежуточных стадиях).

  5. К концу года команда должна вырасти минимум на треть — запросы рынка растут стремительно. «Мы понимаем, что находимся в достаточно конкурентной среде, поэтому предлагаем лучшее оборудование и технику, комфортную среду, где все самостоятельно могут выбирать рабочее место, команды и проекты. А подходы Agile и Scrum позволяют нам более продуктивно ставить задачи и формировать кадровый резерв», — объясняет HR-специалист ТТК Digital Руфина Волкова. Средняя зарплата здесь даже выше среднерыночной, к тому же сотрудникам полагается ряд нематериальных бонусов.

  6. Один из ключевых проектов, который сегодня активно развивает «Таттелеком», — IP-домофония. Количество пользователей превысило 385 тысяч — эта цифра может догнать число пользователей мобильной связи. Руководитель проекта Азат Мусин рассказывает, что умные домофоны уже стоят в 16 населенных пунктах РТ, в крупнейших городах они занимают около 30% рынка, а в Иннополисе и вовсе 95%. «У нас своя выделенная команда разработки, работа строится на собственных компетенциях без подключения внешних участников, — поясняет Мусин. — Сегодня через приложение „Мой Дом Таттелеком“ можно дистанционно открывать дверь, отвечать по видеосвязи, просматривать и скачивать архив за 7 суток и так далее».

  7. На этом домофонный функционал не заканчивается. Команда разработчиков сейчас работает над функцией открытия дверей по NFC. Принцип работы — как у банковской карты: чтобы открыть дверь, будет достаточно приложить смартфон к домофону. К тому же в скором времени должна появиться возможность передавать гостям или курьерам разовые коды доступа — все проходы будут фиксироваться в расширенном журнале событий. Наконец, в том же приложении запустят функцию локатора, чтобы родители могли всегда знать, где находится их ребенок, и видеть его координаты онлайн. 

  8. В соседнем опенспейсе трудятся DevOps-инженеры. Это коллаборация направлений разработки и эксплуатации — по сути, системный администратор, который умеет работать с серверами, сетью, имеет навыки программирования и администрирования систем. «Мы особое внимание уделяем безопасности, так что у нас работают DevSecOps-инженеры, которые не просто совмещают позиции разработчика и специалиста, вводят продукт в эксплуатацию, но и учитывают цели создания безопасного решения», — поясняет Владимир Осипов, DevOps-инженер TTK Digital.

  9. «Мы можем точно сказать, что наши ребята находятся в моменте и в „Потоке“ — так называется наша система управления процессами и взаимодействия с клиентами и сотрудниками», — улыбается Мария Фадеева, руководитель проекта «Поток». Группа аналитиков первой получает новые задачи, анализирует их и описывает разработчикам. По словам специалиста, большая часть корпоративного взаимодействия происходит в системе «Поток», где ежедневно обрабатывается по 2 тыс. заявок и которой пользуются более 1,5 тыс. сотрудников. Примечательно, что это первая внутренняя разработка «Таттелекома». В режиме одного окна видно, на какой стадии находится заявка, кто оставил комментарий и так далее. «Прозрачность всех процессов — это наш приоритет. К тому же это площадка для эксперимента, любой сотрудник может выступить с инициативой автоматизировать ту или иную задачу», — объясняет она. 

  10. Из экспериментальных проектов TTK Digital выделяется, например, система с интересным названием Vegas, которая анализирует эмоции абонентов во время звонков, поступающих в контакт-центр. Эльмир Каримуллин, технический директор TTK Digital, рассказывает, что анализ эмоционального спектра позволяет отлавливать большую часть проблемных звонков, сопоставляя, к примеру, коэффициент гнева и длительность разговора. А на следующем этапе в системе появится и текстовая расшифровка звонка. «Нейросеть, обученная на миллионах записей, дает раскадровку эмоций. Конечно, и отдел качества клиентского сервиса „Таттелекома“ прослушивает и анализирует звонки, поступающие в контакт-центр, а в день их около 4 тысяч! Поэтому Vegas может быть отличным дополнительным инструментом аналитики», — говорит он.  

  11. Другой любопытный проект — «Телескоп». Зеленые квадратики на карте — это камеры. У «Таттелекома» по Татарстану установлено 37 тысяч камер видеонаблюдения (проекты «Безопасный двор», «Безопасный город» и так далее), в их поле зрения нередко попадают различные инциденты. «Телескоп» дополнительно может стать рабочим местом для оперативных служб: достаточно загрузить данные о времени и месте инцидента, а система автоматически определит местоположение камер, которые могли зафиксировать происшествие, и выгрузит видеоархивы. «Общество всегда выбирает консенсус между приватностью и безопасностью. Все камеры установлены по заявкам самих жителей и управляющих компаний, наши абоненты имеют доступ к записям с камер „Безопасный двор“ через мобильное приложение», — подчеркивает Нурутдинов. Более того, сейчас прорабатывается совместная система с ГИБДД, в которой видеоаналитика автоматически будет фиксировать ДТП как инцидент.

  12. Вот и сами камеры — под каждый проект закупаются разные устройства. Айрат Галяутдинов, ведущий инженер центра развития инфраструктуры «Таттелекома», объясняет, что самые габаритные задействованы в проекте «Безопасный город». К ним очень жесткие технические требования: они должны обеспечивать хорошую картинку днем и ночью. Купольные камеры ставятся на пешеходных переходах из антивандальных соображений. Если камеру обычной формы легко сорвать, то зацепиться за гладкую полусферу гораздо тяжелее. Средние камеры — для «Безопасного двора», они обеспечивают обзор парковок, лифтов, площадок у подъезда. Наконец, есть и камеры для физлиц, которые устанавливаются на частных домах. Галяутдинов с командой постоянно работает с 24 крупнейшими мировыми вендорами и только с начала года протестировал более 100 единиц оборудования. Иначе никак — «Таттелеком» ежемесячно устанавливает порядка 350–400 новых камер. 

  13. Помимо камер тестируется и программное обеспечение различных производителей. «Для каждого проекта мы должны подобрать оптимальное сочетание по цене, характеристикам и качеству, — говорит Галяутдинов. — Ситуация постоянно меняется. Вот эта камера Panasonic 10 лет назад закупалась к Универсиаде, стоила порядка 100 тыс. рублей — по ценам 2012 года! Сейчас такой же функционал есть у самой обычной камеры, которая в 10 раз дешевле». Он рассказывает, что более дорогие камеры оснащены встроенной аналитикой и могут сами распознавать лица, номера автомобилей, вторжение в закрытую зону и так далее. А камеры с 32-кратным зумом позволяют даже на большом расстоянии рассмотреть самые мелкие детали. 

  14. Кроме серьезных инцидентов камеры порой фиксируют и нетривиальные кейсы вроде попытки украсть кабели из коммутационного шкафа. Или новый способ мошенничества, когда злоумышленники расклеивали объявления с QR-кодами о продаже ключей от домофона. По ссылке требовалось ввести данные банковской карты, после чего мошенники радостно списывали деньги со счетов доверчивых граждан. Благо расклейщики были зафиксированы камерами, а видео передано в силовые структуры. 

  15. Домофоны вообще стали точкой притяжения девиантных личностей и заигравшихся детей, норовящих выстрелить в них из пневморужья. «Если кто-то пытается полностью уничтожить домофон — сжечь, разбить, его действия и приметы будут зафиксированы. Благодаря широкому распространению IP-домофонов и камер видеонаблюдения даже можем узнать, в какую сторону направился злоумышленник, и отследим его маршрут», — говорит Тимур Камалетдинов, директор приоритетных проектов IT «Таттелекома». Он рассказал, что компания уделяет пристальное внимание каждому этапу установки и эксплуатации умных домофонов. Так, только на этапе установки чек-лист приемщика насчитывает 49 пунктов! Но и на этом компания не останавливается. Благодаря аналитическим инструментам технические службы «Таттелекома» в режиме онлайн выявляют отклонения в работе домофонов и устраняют проблемы до того, как клиент обратится в контакт-центр.  

  16. Департамент анализа коммерческой деятельности возглавляет Вадим Яковлев. Его работа связана с Data Science и BI, он курирует более пятнадцати направлений бизнеса, для которых разработано более 460 BI-приложений. «Основная наша роль — это разработка аналитических инструментов-дашбордов, чтобы сделать рабочие процессы более понятными и прозрачными, и инициация изменений в информационных системах и бизнес-процессах. Чтобы вся эта магия случилась, мы и визуализируем данные, — объясняет он. — Погружаемся во все информационные системы и бизнес-процессы, изучаем и осмысливаем данные, находим неточности, выявляем узкие места и „черных лебедей“».

  17. Есть в «Таттелекоме» и внутренний центр техподдержки. Он занимается решением заявок сотрудников, контролем работоспособности внутренних систем и противодействием киберугрозам. «Буквально на прошлой неделе мы отразили DDos-атаку на нашу инфраструктуру. Абоненты ничего не почувствовали, но, если бы мы вовремя не предприняли меры, у части пользователей могли бы начаться проблемы с интернетом», — приводит пример Тимур Шайхаттаров, начальник Центра технической поддержки.

  18. Техподдержка работает круглосуточно

  19. «Неожиданно это здание стало для ребят не просто местом работы. Оказалось, что оно подвигает сотрудников оставаться и вечерами, мы собираемся на кухне, играем в настолки, общаемся. И самое интересное, что благодаря таким неформальным коммуникациям повышается качество и производительность работы, люди начинают лучше понимать друг друга, появляются новые смыслы и идеи, — говорит Евгений Сухоруков. — Мы постоянно взаимодействуем друг с другом, наши проекты требуют большой координации, поэтому объединение в одном месте делает работу продуктивнее». 

  20. Как TTK Digital будет развиваться дальше? «Главный сдерживающий фактор для нас — люди, а не деньги, мы достаточно хорошо работаем. По мере появления лидеров проекта мы готовы развивать разные направления», — объясняет Нурутдинов. По его словам, сейчас сформировалась отдельная команда, которая внедряет совершенно новый биллинг, активно развивается направление видеоаналитики, в планах — совершенствовать работу контакт-центра, больше задействовать интеллектуальных ботов, нарастить клиентоориентированные приложения. «Мы ведем и экспериментальные разработки, RnD, обсуждаем, какую сумму можем выделить на проект. При этом мы всегда исходим из того, что востребовано на рынке», — заключил Нурутдинов.