После масштабной реконструкции в День работников нефтяной и газовой промышленности открылась старейшая школа Альметьевска — лицей №1 им. М.К. Тагирова

«Татнефть» обновила старейшую школу Альметьевска

После масштабной реконструкции в День работников нефтяной и газовой промышленности открылась старейшая школа Альметьевска — лицей №1 им. М.К. Тагирова. Она была основана еще в 1918 году на месте действующего медресе в селе Альметьево как первая светская татарская школа. За время своего существования школа неоднократно меняла свой статус и наименование. В 2016 году она стала средней общеобразовательной и ей было присвоено имя легендарного директора школы Мирзы Тагирова.

Его слова «Первая школа всегда должна быть первой» стали девизом для всей школы. В 1970 году Тагирова сменил Фатих Каюмов. В 1985 году управление школы перешло Альфису Хузину. С 2012 года директором школы была Расима Фардеева. Каждый руководитель приумножал славу школы и нес свой вклад в развитие и укрепление материально-технической базы. В истории школы много значимых имен педагогов, которые являются примером традиционного российского образования. Они не только передавали свои знания детям, но и воспитывали в них человеческие качества: личным примером, атмосферой теплоты и любви.

Но время не стоит на месте, и сегодня школа переживает свое второе рождение. Решение о реконструкции было инициировано первыми лицами республики — Рустамом Миннихановым и Минтимером Шаймиевым, которые во время одного из визитов в школу на открытие новой биолаборатории отметили, что старейшая школа города должна быть образцовой.

При реконструкции было важно сохранить исторический облик школы, традиции и ценности учебного заведения — все-таки ей уже больше 100 лет. Так был построен современный лицей — уникальный центр непрерывного кластерного образования с самыми широкими возможностями и огромным потенциалом для всестороннего развития личности. В лицее планируют возобновить такие традиции, как выезды на природу, праздники Навруз, Сабантуй.

«Все школы похожи друг на друга как метеориты, высаженные в разных местах страны… А мы хотели построить школу, „выращенную“ из татарского языка и культуры, идентичную ценностям и традициям места», — рассказала Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture — генерального проектировщика объекта. Сейчас у школы новый директор — Рустам Шакиров, выходец из Нижнекамского района. У него солидный бэкграунд, долгие годы он проработал в лицее-интернате №24 города Нижнекамска, дослужившись до заместителя директора. С 2021 года был руководителем аналитического отдела управления образования исполкома Казани. «Я призываю родителей и детей: нужно оценить тот объем энергии, который вложен в эту школу. Надеюсь, мы вместе сможем это принять и сохранить», — сказал Шакиров.

Современный лицей — уникальный центр непрерывного кластерного образования с самыми широкими возможностями и огромным потенциалом для всестороннего развития личности

Облик нового лицея №1

Авторы проекта восстановили исторический облик основного здания, построенного еще в 1957 году, в нем разместились старшие классы. К нему пристроен новый корпус для младшей и средней школы. Рядом спроектировали внушительный спортивный комплекс с бассейном и спортивными залами. На границе школьной территории «посадили» инфраструктурный комплекс, в нем поселились музыкальная школа и блок мастерских. До реконструкции в школе учились 736 учеников, сейчас она рассчитана на 990 детей.

Среди приоритетов нашей компании — воспитание поколения смелых, креативных, критически мыслящих людей. У нас выстроена целостная система образования и воспитания личности. И она начинается с самого детства! Сохраняя добрые традиции и ценности классической школы, мы открываем для ребят образовательные центры на основе новых технологических возможностей. Здесь создаются условия для всестороннего развития…
Наиль Маганов  Генеральный директор ПАО «Татнефть»
Наиль Маганов Генеральный директор ПАО «Татнефть»

«Мы пробовали учесть не только исторический контекст, то здание, которое есть, не разрушили, а восстановили, но еще мы восстановили чупаевский камень, из которого был построен дом», — отметила Аралова.

Над проектом работала команда из 30 человек московской компании ED Architecture, которая специализируется на строительстве инновационных школ по всей России. «Для нас была очень важна историческая достоверность проекта: и облик здания, и вид ограждения, и даже материал, из которого построены стены, — чупаевский камень», — отметила Аралова.

Внутри школы все выполнено в сдержанном стиле. Нет ярких, цветастых стен с рисунками и граффити

Внутри школы все выполнено в сдержанном стиле. Нет ярких, цветастых стен с рисунками и граффити. «Интерьер школы может показаться скромным, монохромным, и это умышленное решение архитекторов. Ведь главное, за что мы боремся, — это внимание ребенка, его концентрация, возможность сосредоточиться в условиях огромного числа отвлекающих факторов. Поэтому классы чистые, белые, без ярких цветов и броского дизайна. Цвет добавят дети. Они же украсят школу плакатами, рисунками, тем графическим контентом, что посчитают нужным…» — добавила Аралова. 

Граффити, по задумке архитекторов, дети могут рисовать сами на серых стенах в переходе между корпусами. «В обычных школах менять, трогать ничего нельзя, мы хотим нарушить это правило, поэтому говорим ребятне: „Вы можете все: ломать, пробовать на зуб, рисовать, развешивать новые портреты и вывески, все что угодно, потому что это ваша школа!“», — сказала Аралова. Здание сумели сделать антивандальным, его нельзя разобрать, испачкать или испортить.

Лицей сохраняет и свой национальный колорит. Специально для школы казанский дизайнер и режиссер Татьяна Черногузова разработала серию орнаментов, уходящих корнями в историю региона. Из этих орнаментов дизайнеры соткали ткань, и этим гобеленом обиты все диваны и креслица школы. Это единственная ткань в мире, созданная специально для этой школы. Из этих же орнаментов архитекторы сделали глиняную плитку, которой облицованы стены зала ритмики. По этим же орнаментам лазером нарезали панели, которыми облицован спортивный коридор. Аналогичным образом напечатали изображение на металлических панелях бассейна. Дизайнер Милана Халилова вручную сделала из войлока авторские абажуры для библиотеки. Компания Yaratam из Казани разработала авторскую коллекцию скамеек и изготовила все стулья для школы. Благодаря этому школьное здание не выглядит коробкой бетона, а кажется родным, близким, выращенным на этой земле.

Пожалуй, впервые в России появилось столь интеллектуальное школьное здание в инженерном и технологическом плане. Умная вентиляция, способная перераспределять объем воздуха в зависимости от числа людей в помещениях; рекуперация; система контроля управления электричеством — в зависимости от присутствия взрослого человека в помещении; автоматизированное освещение, привязанное к расписанию звонков и наличию или отсутствию людей в той или иной части здания; питьевые фонтанчики и фильтры воды в учебных классах; теплые полы и подогреваемые дорожки; подогреваемый воздух внутри гардеробных шкафов для лучшей сушки верхней одежды; музыка в коридорах и классах или другой акустический контент, раздаваемый без проводов с любого гаджета; работоспособный, а не имитирующий гибридный класс с возможностью удаленного подключения к уроку и многое другое. Здание ожило, стало иммерсивным, оно активно приспосабливается под человека, находящегося в нем.

 В школе продумана индивидуальная учебная стратегия — есть большие кабинеты на 100, 40, 25, 13, 6 и 4 места

Начинка: одиночные парты, личные шкафчики и закрытые туалеты

Гардеробные. У каждого ученика, будь то старших или младших классов, свой шкафчик в гардеробной для хранения вещей. У малышей — доступ к нему без ключа, у старших — с электронным ключом-картой.

Наполнение коридоров. В коридорах — подоконники, диванчики, на которых можно сидеть, питьевые фонтаны, чтобы дети не пренебрегали питьевым режимом. Есть даже акустические кресла с высокими бортиками со звукоизоляцией — вариант для интровертов.

Классы. В школе разработаны индивидуальные учебные планы — есть большие кабинеты на 100, 40, 25, 13, 6 и 4 места. Большой «ассортимент» классных комнат будто подталкивает преподавателей к индивидуальной работе с учащимися. Если кто-то из детей отстает по учебе, можно поработать с ребенком в отдельном маленьком классе или заниматься подготовкой к ЕГЭ с небольшой группой.

Оснащение классов. Учебные классы не похожи на привычные — они с одиночными партами на колесиках. Это сделано для того, чтобы было удобно расставлять их группами: соединить два, три, четыре стола и работать совместно.

В классах продуманы интеллектуальные системы. Включается свет, и поднимаются шторы автоматически с пульта управления. Доска непривычно белая и во всю стену — магнитно-маркерная. Посередине доски большая интерактивная панель с возможностью управления экраном касанием пальцев. Есть видеобар, который позволяет вести уроки дистанционно. 

В каждом классе есть тележка для зарядки ноутбуков — школа закупила их и для учеников. Для учителя — стол с электрическим приводом, который меняет свою высоту и позволяет работать и стоя, и сидя. Кстати, для педагогов сделана отдельная учительская с собственной террасой и кафе, подальше от детей, чтобы была возможность чуточку передохнуть и сосредоточиться.

Начальная школа. Коридоры этого блока отличаются от старших классов игровыми зонами, где можно лазить по канату, бегать и беситься на матах. В малышовом блоке есть также музыкальный класс — открытое пространство с панорамными окнами. Вообще, такая концепция встречается по всей школе — сделано для того, чтобы привлечь внимание других детей к занятиям.

Типовой класс начальной школы здорово отличается от обычного: он тоже с одиночными партами, но в нем еще есть и пара кресел-качалок, диванчики, где можно почитать книжки и поваляться на коврике, в каждом помещении есть раковина для мытья рук.

Туалеты. В школах они сделаны как отдельные помещения — по задумке архитекторов, и для взрослых, и для детей важна приватность. Они полностью звукоизолированы, а внутри есть не только унитаз, но и раковина, зеркало, сушилка для рук, гигиенический душ. Это сделано в том числе с целью защиты от буллинга (в таком маленьком помещении неинтересно хулиганить).

Столовая и актовый зал. В школе есть большой обеденный зал на 495 человек. Он совмещен с открытым актовым залом, в котором вместо привычных кресел с сиденьями — ступеньки, такой театр вмещает в себя от 400 до 700 людей в зависимости от сценария. Стеклянная перегородка между театром и обеденным залом — трансформируемая. Поэтому иногда это уютный лекторий со зрителями на ступеньках, а иногда целый зал для выпускного вечера, в котором обеденные стулья становятся гостевыми местами, а сцена превращается в танцевальный зал. Понятно, что это не просто театр, а целая «школьная площадь», ядро школы, место сбора и игр, пересечений, общения. А еще на территории школы есть 4 кафе, где можно взять чай, какао, снеки; посидеть за книжкой или поболтать с товарищем.

Образование по естественно-научному направлению. В 9-м классе дети будут выбирать профиль дальнейшего образования: физико-математическое или химико-биологическое. В разработке находится проект предпрофильного класса, в котором школьники смогут опробовать выбранное направление.

В школе есть кластер медиалаборатории, он включает актовый зал, телестудию, студию звукозаписи, оркестровую В школе есть кластер медиалаборатории, он включает актовый зал, телестудию, студию звукозаписи, оркестровую

Классы кулинарии, 3D-моделирования, столярная и слесарная мастерские

Пространство школы делится на тематические кластеры.

Кластер наук. Здесь расположены кабинеты химии, физики, биологии, информатики. Классы наук универсальны, кроме класса информатики, где непривычно много свободного места. Здесь продумана работа детей с инструментами дополненной и виртуальной реальности AR и VR.

Кластер медиалаборатории. Он включает актовый зал, телестудию, студию звукозаписи, оркестровую.

Арт-кластер. Для занятий ремеслом (вышиванием, вязанием и пр.), рисованием, кулинарией, макетированием, 3D-моделированием.

Кулинарная мастерская тоже продумана до мелочей. Большая зона для приготовления пищи с полностью укомплектованными 6 рабочими станциями — у каждой есть своя варочная панель, духовой шкаф, посудомоечная машина, раковина, набор посуды, миксер и пр. И, конечно, общий обеденный стол, за которым приятно продегустировать результаты своего кулинарного труда.

Кластер мастерских. Сюда входят столярная и слесарная мастерские, класс робототехники с паяльными машинами и станками ЧПУ. 

Самое главное и приятное для жителей Альметьевска — спортобъекты, в том числе бассейн, столярную и слесарную мастерскую может посещать любой желающий Школа уникальна также вниманием к спорту — здесь есть три больших игровых зала, бассейн с одной чашей размером 25×11 м, зал единоборств, скалодром и танцевальная студия

Спортблок: бассейн, зал борьбы и два спортзала

Школа уникальна также вниманием к спорту — здесь есть три больших игровых зала, бассейн с одной чашей размером 25×11 м, зал единоборств, скалодром и танцевальная студия. 

Столярными и слесарными мастерскими, музыкальной школой, тренажерными залами и бассейном, кафе смогут пользоваться не только ученики, но и жители города. Стоит заметить, что безопасность школы от этого нисколько не пострадает — все входы и выходы грамотно организованы и разнесены по времени.

Перед архитекторами стояла задача показать, что образование — это процесс вертикальный. Теперь семья включается в этот процесс в школе — в выходной день, например, отец с сыном могут прийти в школьный гараж и вместе отремонтировать велосипед. Есть инфраструктура и для дошкольного образования. «Мы не строили эксклюзивную школу, мы хотели показать, как должна выглядеть обычная, нормальная школа», — заключает Аралова. Кроме того, в этом году в 18 школах юго-востока Татарстана на гранты «Татнефти» были отремонтированы и полностью оснащены классы химии, биологии, физики и информатики.