В детстве поколения X не было Интернета, зато многие из них осваивали всемирную паутину на заре ее появленияФото: «БИЗНЕС Online»

Теория поколений и цифровизация

Теория о разнице между поколениями принадлежит американцам Нейлу Хоу и Уильяму Штраусу. Впервые они выдвинули ее в своей книге «Generations» в 1991 году. Суть теории заключается в том, что люди одного времени отличаются от других моделью поведения, определенным набором ценностей и убеждениями. Их объединяет одна историческая эпоха, чувство принадлежности и свои культурные коды.

К одному поколению обычно относят людей, которые появились на свет в промежутке 20–25 лет. Исследования выделяют следующие поколения:

  • X — люди 1964–1984 годов рождения;
  • Y — люди 1985–2002 годов рождения;
  • Z — люди 2003–2016 годов рождения.

Сегодня в одной компании легко могут работать представители всех трех поколений. В условиях дефицита кадров и особенно молодежи на рынке труда в России работодатели уже расширяют границы найма, приглашая на работу специалистов старших и младших возрастов.

При этом нужно помнить, что люди разных поколений росли и развивались в различных социальных и экономических условиях. Это накладывает отпечаток на их ценности и мотивацию, отношение к технологиям. Пока поколение Z осваивает языки программирования один за другим, поколению X становится все сложнее адаптироваться к цифровым новинкам.

Представители разных поколений разделяют схожие стремления, например карьерные амбиции, но между поколениями существует технологический разрыв. Далее в статье — особенности представителей поколений X, Y и Z, а также способы подготовить каждого к цифровизации рабочих процессов.

Кто такие X, Y и Z и как помочь им пережить цифровизацию

Представители одного поколения оказывались в схожих жизненных ситуациях, они разделяют общие взгляды и установки, которые отличают их от других поколений. Легко определить общие факторы, которые на это влияют: происходящие в мире события, новые технологии, экономические явления, подход к образованию и семейным отношениям.

В разных исследованиях временные рамки поколений X, Y и Z могут отличаться. Мы укажем средние значения.

Поколение X: родились в период с 1964 по 1985 год, возраст от 38 до 59 лет

Иксеры в нашей стране родились и выросли во времена СССР. Они видели, как много работали их родители, поэтому привыкли к упорному труду. Им ближе четкий распорядок, они ценят время и баланс между работой и личной жизнью. Чаще всего они строят карьеру и не меняют специализацию всю жизнь. Эти люди могут быть хорошими наставниками для представителей других поколений благодаря своим навыкам и богатому опыту.

Специалисты поколения X — отличные коммуникаторы. Они привыкли к личному общению, отличаются прямолинейностью, могут вести открытые и честные разговоры на рабочие темы. Сильные коммуникативные навыки поколения X идеально подходят для работы в команде.

Поколение X умеет воспринимать критику. В то время как их более молодые коллеги часто теряются и переживают из-за резких замечаний или критики на работе, иксеры используют ту же обратную связь для самосовершенствования.

Они не так плохи в технологиях, как все думают. В детстве поколения X не было Интернета, зато многие из них осваивали всемирную паутину на заре ее появления. Не все представители этого поколения общаются с технологиями на «‎‎ты», но большинство из них без проблем пользуются электронной почтой и соцсетями.

Что может помочь поколению X адаптироваться к цифровизации рабочих процессов?

  • Разносторонний подход. Люди учатся и воспринимают информацию по-разному. Одни могут смотреть короткие видео и проходить тесты в режиме онлайн. Для тех, кто привык к персональному общению и бумажным носителям, можно подготовить письменные инструкции и провести офлайн-мастер-класс.
  • Готовность отвечать на вопросы. Представители поколения X привыкли к личному общению, поэтому им важно понимать, к кому следует обращаться с возникающими вопросами о нововведениях. А руководству необходимо донести до сотрудников, что обратная связь только приветствуется.

Поколение Y: родились в период с 1985 по 2002 год, возраст от 21 до 38 лет

Люди поколения Y, или миллениалы, составляют самую многочисленную и активную часть современных работников. Они хорошо приспосабливаются к изменениям, поскольку выросли в условиях нестабильности. Миллениалами движет конкуренция и достижение высоких результатов, вот почему они находятся онлайн 24/7. Следующие черты выделяют поколение Y среди других.

Миллениалами движет конкуренция и достижение высоких результатов, вот почему они находятся онлайн 24/7 Миллениалами движет конкуренция и достижение высоких результатов, вот почему они находятся онлайн 24/7 Фото: «БИЗНЕС Online»

Миллениалы не боятся амбициозных целей. Большие проекты и перспективы мотивируют поколение Y работать с большим энтузиазмом. Выполнение рутинных операций не вписывается в стиль работы большинства миллениалов, поэтому им нужно больше пространства для творчества.

Они увлекаются инновациями. Поколение Y выросло в технологической среде и знает многое об инновациях — виртуальной реальности, искусственном интеллекте и машинном обучении. Миллениалы не представляют своей жизни без гаджетов и используют их как в рабочей, так и в личной жизни.

Миллениалы много работают. Чаще всего поколение Y совмещает работу с личной жизнью, а не наоборот. Его представители прагматичны, не будут выполнять лишнюю работу и будут готовы посвятить всего себя проекту ради четкой финансовой цели.

Что может поддержать поколение Y в процессе адаптации к цифровизации процессов?

  • Возможность попрактиковаться. Миллениалы разбираются в технологиях и не любят долго фокусировать внимание, поэтому лучше всего создать для них своеобразную «‎‎песочницу», тестовую среду. В ней они смогут сами освоить новый инструмент на практике.
  • Участие в изменениях. Людям поколения Y важно обмениваться мнением с работодателем и быть услышанными. Для этого компании могут проводить семинары, на которых сотрудники представят свои идеи по внедрению новых технологий в работу.

Поколение Z: родились в период с 2003 по 2016 год, возраст младше 20 лет

Эти люди — будущая основа мирового бизнеса. Некоторые из них только что закончили учебу и начинают работать, другие совмещают высшее образование и стажировки. Поколение Z росло в условиях свободы, они сосредоточены на собственных потребностях, не зависят от мнения других, знают, чего хотят, и заботятся о самореализации больше всего на свете. Молодежь всегда в сети. Поколение Z — основная аудитория мессенджеров, которые они используют для общения в течение всего дня. Выделим особые черты людей Z.

Поколение Z росло в условиях свободы, они сосредоточены на собственных потребностях, не зависят от мнения других, знают, чего хотят, и заботятся о самореализации больше всего на свете Поколение Z росло в условиях свободы, они сосредоточены на собственных потребностях, не зависят от мнения других, знают, чего хотят, и заботятся о самореализации больше всего на свете Фото: «БИЗНЕС Online»

Они гибкие и многозадачные. Поколению Z близок agile-подход к организации работы, а удаленка для них норма. Ведь многие из них продолжают учиться. Чтобы нанимать больше молодых сотрудников, бизнесу необходимо подстраиваться под образ жизни молодежи.

Разбираются в технологиях и поглощают много информации. Представители поколения Z могут усваивать тонны новой информации каждый день и могут выполнять разноплановые задачи. Молодежь часто обвиняют в коротком фокусе внимания, но это помогает им сосредоточиться на том, что действительно важно.

Поколение Z — заядлые геймеры. Если и есть что-то, что любят делать все молодые люди, так это играть в компьютерные игры, в том числе на смартфонах.

Что еще отличает поколение Z от предшественников, так это тематика игр. Для них важны взаимодействие и социализация, поэтому игры обычно связаны с общением.

Какие шаги помогут поколению Z быстрее освоить новые цифровые технологии?

  • Периодическая оценка скилов. Программы по оценке навыков — отличный способ поддерживать вовлеченность и мотивацию сотрудников и оценивать их успехи. Многие молодые люди все еще учатся, поэтому им привычно сдавать тесты и получать оценку по итогам обучения.
  • Игровой подход к обучению. Сделать изучение новых технологий увлекательным и приносящим удовлетворение — это ключ к росту и адаптации поколения Z. Программы могут включать в себя игры, а также возможность зарабатывать бейджи и оценки.

Фото предоставлено ООО «Хэдхантер»

Каждое новое поколение обладает своими уникальными потребностями и желаниями. Понимание различий между сотрудниками из разных возрастных категорий поможет разработать индивидуальный подход к их обучению. Так внедрение новых технологий в рабочие процессы — например кадрового электронного документооборота HRlink — пройдет легко для каждого работника, а компания сделает еще один шаг к цифровой трансформации.

Получить консультацию о внедрении HRlink в вашей компании.