– Кадры переставлять – не моя функция, - президента. А вот работать с людьми – это моя функция, кого бы ни назначили, моя задача – выстроить отношения и работать плодотворно. Я, например, всегда исхожу из этого. Что касается перестановок. Фардиев ушел и министерство «сократили», если бы он хотел работать чиновником, он бы работал. Другую должность бы попросил, значит, не захотел быть министром и вице-премьером. Вот я главой поработал, пошел к Минтимеру Шариповичу и сказал: «Ну не могу я работать главой». Поэтому, если человек хочет оставаться чиновником, он найдет возможности и способы чтобы им остаться. А если он не соответствует этой должности или тяготиться ею, он находит способы красиво или некрасиво уйти с этого направления деятельности.

В отношении Сафарова – он же профессионал и молодой еще. А куда он пойдет? В бизнес? Думаю, это не его. Быть почетным пенсионером? Я понимаю, это уважаемый статус. Но он очень много сделал для борьбы с преступностью и это в МВД России признают. Поэтому то, что он стал вице-премьером – это признание его заслуг, и то, что республика дорожит своими кадрами. А то, что он там впишется, и будет работать – здесь вообще не вижу никакой проблемы. Более того, уверен, круг его полномочий будет расширяться.

Что касается подоплеки всех этих перестановок в мае: не вижу ни экономического, ни политического подтекста. Просто пока правительство России не было сформировано, зачем президенту было делать какие-то телодвижения? Сейчас правительство сформировано, в принципе, уже понятно, что оно из себя представляет. И в регионах начались передвижки – по принципу соответствия федеральной власти. И понятно, что президент ставит людей, которые смогут работать в тесной связке с федеральной властью, смогут выстраивать отношения и работу на благо республики.

Мухаммат Сабиров - экс-премьер министр РТ:

- Смена кадров особенно в таком масштабе - это всегда серьезный шаг. Прежде чем выдвигать людей на такие посты, нужно иметь мнения окружающих людей, которые долго работали с этим человеком. Только те, кто долго работали с человеком, могут объективно знать его качества и в работе, и в жизни.

Ирек Сулейманов - президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

- Было бы очень хорошо, если бы правительство уделило больше внимания развитию малого и среднего бизнеса. Нужна должность уполномоченного по правам предпринимателей. Права коммерсантов тоже нужно защищать. Если идут перестановки в правительстве, значит идет работа, это очень хорошо. Команда омолаживается, ставятся новые задачи.

Хайдар Халиуллин - председатель совета ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса РТ:

- Выгоднее и эффективнее, видимо, было сделать те перестановки, которые произошли. Есть видение перспектив развития республики и из этих соображений эти перестановки произошли. Я не имею возражения ни против одной кандидатуры, если так нужно аппарату президента, это правильные решения. Лично мое пожелание, а мне интересно развивать малый и средний бизнес, нужны уполномоченные по правам предпринимателей.

Рафаэль Хакимов - директор института истории академии наук РТ:

- Каждое назначение нужно рассматривать отдельно. К примеру, ситуация в министерстве энергетики связана с тем, что законодательство России требует разделения бывшего "Татэнерго". Получается, что минэнерго не понятно чем занималось. В принципе, это касается и некоторых других министерств, они зачастую не совсем ясно, какие функции выполняют. Например, министерство торговли. Торговля у нас вообще вся частная. Допустим, когда мы что-то покупаем или продаем, я не знаю, какая часть идет государству.

Опыт министров Татарстана довольно значительный, даже по сравнению со многими московскими. Еще в 90-х мы оказывались с российской делегацией на равных, ни в чем себя не чувствовали ущемленными. У нас есть опыт, с которым мы идем с опережением по ряду отраслей, и есть региональный взгляд. Любой наш министр является находкой, не случайно и Морозова поставили на новый пост. Он успешный человек и знает мнения и центра, и регионов.

Азат Ислаев - руководитель аппарата ТРО партии «Справедливая Россия»:

- Если говорить в целом об обстановке, то это начало новой волны реформирования правительственных структур, в целом административной машины. Это планомерная работа президента, по усилению своего влияния не только в работе госорганов. Понятно, что своих близких людей он направил непосредственно в компании энергоотрасли, следует ожидать усиления государственного контроля в этой сфере. В ближайшее время, я думаю, нас ждут и другие громкие перестановки.

Борис Соболев - член ревизионной комиссии ТРО «Правое дело»:

- Есть рассматривать каждую перестановку отдельно, то, к примеру, в ситуации Никифоровым всегда бывает так, что если человек себя проявил, то его будут стараться двигать. Я не думаю, что для министра молодой возраст это приоритет. У него нет практического опыта, я не думаю, что он обществу был бы полезнее, чем зрелый, настоящий, пусть даже с меньшими знаниями. Сафаров - это вынужденные меры руководства. У него есть заслуги, это признают и его коллеги, и специалисты. В принципе, в правительстве нет «новой крови», все уже работали либо в одном аппарате, либо в другом.

Роман Мугерман - директор департамента по развитию закупок ОАО «КАМАЗ»:

- Кадровые перестановки необходимы для любого государства. Это исключает застой в какой-либо области. И то, что это происходит в Татарстане, говорит о серьезном подходе. Однако я полагаю, что революции в республике ждать не стоит – существенных перемен не произойдет.

Ильдус Янышев – председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР»:

- Не берусь оценивать действия президента, поскольку не владею ситуацией. Но, полагаю, что все перемены уместны и необходимы. Могу лишь прокомментировать назначение министром МВД по РТ Артема Хохорина. Это, безусловно, верное действие. Хохорин отлично знает Татарстан, он сторонник высоких информационных технологий (ведь победить преступность можно не только с помощью силовых методов!) и уже давно зарекомендовал себя как отличный профессионал.

Леонид Иванов - гендиректор «КАФ «Аудитор-Ч»:

- Кадровые перестановки уже состоялись. Только время рассудит, на том или не на том месте оказались эти люди, справятся или не справятся они с новыми должностями. Нужно дать возможность отработать хотя бы календарный год, чтобы можно было делать выводы. А пока нужно пожелать им успехов на новых серьезных должностях. Тем более нужно пожелать удачи Никифорову, при всем уважении к его возрасту, в его ведении сложное и ответственное министерство. Если говорить о расформировании минэнерго, когда мы на сессии принимали этот вопрос, я был против. Правильное решение, что министерство передали в ведение минпромторга.

Айрат Гайнуллин – генеральный директор ООО «Колорит»:

- Моя реакция как простого человека: «Как так? Сафарова вроде сняли за то, что он что-то нарушил». Зачем его надо было снимать, чтобы потом поднять? Это парадоксы нашей страны, перестановки все показные какие-то. Хотя в масштабах Татарстана и Казани то, что делают Минниханов и Метшин - это хорошо, но ведь при этом они также решают какие-то свои планы. Они многое строят, хотя это и не впечатляет по сравнению со строительством, например, 100 лет назад. Это не дом Кекина и не здание национальной библиотеки.

По поводу реформирования министерства энергетики могу сказать, что сам факт его расформирования не оценю, но скажу, что когда мы с комиссией сравнивали тарифы 2011 и 2010 года, увидели, что стоимость электроэнергии не выросла, где-то даже снизилась. Часть компаний отошли от монополий и создали даже какую-то конкуренцию на рынке. Это стало тогда для меня настоящей приятной неожиданностью.

Владимир Беляев – профессор КНИТУ КАИ им. Туполева, доктор политических наук:

- В свое время в ведении Чубайса были вопросы энергетики. И он отрезал от страны то, что приносит деньги. По тому же пути пошли и в Татарстане. На производящие энергетические компании теперь не могут пойти деньги, потому что часть средств теперь «приватизирована». Если говорить о новых назначениях, то Никифоров прославился тем, что предлагал сделать платным въезд в центр города, и созданием «электронного правительства». Мне не совсем ясны причины его повышения. У Зили Валеевой произошло явное понижение в должности. Это продолжение смены и обновления кадров нового руководства. В российском правительстве я бы оставил только профессионалов, таких как министр иностранных дел. В правительстве Татарстана неплохо справляется Муратов.

Рафаил Нурутдинов - депутат Госсовета РТ, член фракции КПРФ:

- Мне сложно однозначно ответить, почему произошли эти изменения, правда, есть определенные мысли по этому поводу, но я воздержусь от высказываний. Полагаю, что кадровые перестановки как в республике, так и стране, не приведут к каким-либо переменам в политике и экономике и не отразятся на качестве жизни населения. Мое мнение – надо менять систему, а не переставлять кадры. В идеале следует создать «правительство народного доверия», как предлагает лидер нашей партии Геннадий Зюганов.

Наталья Таркаева – член правления торгово-промышленной палаты РТ:

- Существует точка зрения, согласно которой перспективный работник не должен находиться на одном и том же месте больше трех-семи лет. В течение этого времени способный человек, безусловно, осваивает свои обязанности, и уже можно судить, чего он достиг и каких результатов можно ожидать в дальнейшем. Ему необходимо задуматься о карьерном росте и следующих высотах.

Как раз таких людей, развивающихся и талантливых, президент и определил на новые должности. Полностью соглашусь с этими кадровыми перестановками. С большинством из «новеньких» я знакома лично, с ними я работала, и могу утверждать, что они не только профессионалы высшего уровня, но и блестящие организаторы.

Рашит Калимуллин - директор транспортной компании «Логистика» (Набережные Челны):

- Я, как человек прошедший офицерскую школу, никогда не обсуждаю решение командиров. Если президент так решил, значит, он знает, что делает. Правильное это было решение или неправильное, покажут «боевые действия». Могу лишь сказать, что я с уважением отношусь к кадровым решениям Рустама Нургалиевича. И не из-за чинопочитания, а в силу того, что знаю некоторых из тех, кого он назначил. И это действительно специалисты высокого уровня.

Кроме этого, существует такая аксиома – если хочешь что-то изменить, надо кого-то поменять. Перестановки нужны, потому что в тихом омуте черти водятся. А в преддверии всеми ожидаемого кризиса, республика ставит перед собой новые задачи, и надо что называется перетряхнуть кадры, кого-то переставить. И не потому, что кто-то плох, а кто-то хорош. Просто на этом этапе, на этом месте, в это время нужны компетенции, которые есть, условно говоря, у Иванова, а вот Сидоров обладает компетенциями в другой области.

Кроме этого, есть ведь два вида замены кадров. Первый – это когда новый руководитель всех выбрасывает и ставит новых. Кто-то относится к работникам как к отработанному материалу, как к шлаку, - я, мол, найду себе другой уголь, в печку бросать. Мне нравится, что в Татарстане такой принцип не используется. Взять, к примеру, того же Сафарова – настоящий профессионал. Даже сомнений быть не может, что с поставленными задачами он справится. Или взять Раузиля Хазиева – отличный менеджер, компетентнейший человек.

Что касается того, кого бы назначил я на месте президента, честно говоря, об этом вообще никогда не думал. В силу своей деятельности, мы достаточно редко общаемся с госорганами. Может это хорошо, а может и плохо. Но могу сказать, что из действующего кабинета министров мне нравится работа Фаррахова – министра здравоохранения, мне нравится, как работает Зарипов – министр промышленности. Ахметов, безусловно, на своем месте. Есть, наверное, и многие другие. Я сужу только по тому, компетентен человек или нет, какие принимаются им решения, и я является государственником или решает сиюминутные задачи.