«Сейчас я каждый день встречаю на улице девушек в татарских платках или свитшотах, в аксессуарах, представленных именно на нашем фестивале», — пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» одна из основательниц фестиваля уличной городской культуры «Печән базары» Гульназ Бадретдин. Мероприятие проходит в Старо-Татарской слободе уже 10 лет — количество участников выросло в 8 раз, а слово «татарское» больше не ассоциируется исключительно с калфаком и тюбетейкой. Теперь национальный колорит можно встретить на кепках, толстовках, футболках и пуховиках — на тех вещах, которые прочно вошли в повседневную жизнь современного человека. О том, как можно показать свою идентичность с помощью татарских элементов одежды, — в фотоистории «БИЗНЕС Online» в 15 снимках.
-
«Печән базары» — уличный фестиваль в Казани — зародился ровно 10 лет назад. С тех пор его именуют главным событием в мире татарского дизайна. А ведь в начале — в 2013 году — в этой «низовой общественной инициативе», как называл «Печән базары» один из его основателей Табрис Яруллин, приняли участие всего 12 дизайнеров. Теперь же организаторам ежегодно прилетает больше 400 заявок. «„Печән базары“, я считаю, сильно повлиял и на культурные мероприятия, которые проводятся в городе. Фестиваль сам вписался в ДНК Казани, и, наверное, в этом его основная концепция и миссия», — констатировал в беседе с «БИЗНЕС Online» Яруллин.
-
«Обязательное условие к участию — наличие татарского орнамента на изделиях. Там мы стараемся сохранить татарскую культуру, познакомить с ней всех жителей России», — поделилась на площадке мероприятия один из организаторов «Печән базары» Камиля, которая занимается отбором участников фестиваля. Здесь можно было встретить много изделий ручной работы, одежды с национальной вышивкой и колоритных татарских аксессуаров.
-
Одни из главных фишек фестиваля — переосмысление национальных образов и внедрение татарского колорита в повседневный стиль. «Это эксперимент! Мы переосмысляем традиционную тюбетейку и наносим орнамент на те вещи, которые может носить современный человек», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Ангелина Мосиенко — участница, представляющая свой бренд головных уборов «Хэма». К слову, их предметы одежды выбрали для модного показа, который прошел на фестивале впервые в честь 10-летия.
-
А вот так «переосмысленная тюбетейка» смотрится в повседневном образе. «В последние годы увеличилось число молодежи, которая именно посредством татарского элемента в своем образе хочет заявить о своей идентичности», — раскрыла всю важность фестиваля одна из основателей проекта, завлит Тинчуринского театра, общественный деятель Гульназ Бадретдин.
-
На площадке «Печән базары» можно было встретить футболки, кепки и шоперы — все то, что носят молодые люди ежедневно, — с надписями на татарском языке. «Чаще всего у нас берут именно футболки, потому что в массмаркете обычно представлена одежда с надписями на английском или русском языках», — рассказала Алсу Замаледи, которая начала заниматься дизайном одежды совсем недавно — около месяца назад. В ее ассортименте, кроме того, есть и женские тюбетейки с вышивкой ручной работы. «Каждый год появляются новые дизайнеры, которым мы даем возможность заявить себя», — объяснила организатор Камиля.
-
В преддверии холодных и пасмурных времен года на «Печән базары» представляли теплые жилетки с разноцветным татарским орнаментом на груди. «Это была моя детская мечта, хотелось создать что-то, что будет ассоциироваться только с нашим и национальным», — объяснила причины появления бренда «Асыльяр» Айсиня Халиуллина. Вокруг нее на фестивале скопилось много народа — всем хотелось померить, купить жилетку или толстовку с ненавязчивым небольшим рисунком.
-
Еще одной новинкой фестиваля этого года стали подгрудные корсеты, которые прочно вошли в образы современных модниц. «Мы пока радуемся, что одни этим занимаемся», — весело сказала создательница необычного бренда Uyuy Лейла.
-
«Мне бы хотелось, чтобы такие события в городе проходили чаще. Вы посмотрите, насколько все здесь красивое!» — сказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» одна из посетительниц мероприятия Гульчачак. По ее словам, на «Печән базары» есть возможность не только купить необычный товар, но и лишний раз встретиться с семьей и друзьями, услышать родной язык. «Мы не зацикливаемся на одном шаблоне — каждый год вносим какие-нибудь новые фишки в фестиваль. Количество тех, кто интересуется мероприятием, растет с каждым годом», — пояснила одна из организаторов Лейсан.
-
Конечно, на фестивале были представлены и более традиционные бренды. «На тюбетейки всегда подходят и смотрят — на всех Сабантуях и других мероприятиях. Я уже привык к такому наплыву людей», — рассказал создатель Milli Byrek Рустам Шафигулин. Свое дело он начинал с производства каракулевых папах, довольно дорогих изделий — продаются от 5 тыс. рублей. На массовые же продажи Шафигулин вышел после того, как в ряды его продукции вошли тюбетейки.
-
«Папахи покупают только люди, которые уже понимают и знают, что это такое. Иногда смотрят и говорят, что каракулевая папаха не татарский головной убор. Как не татарский, если даже в Болгаре в музее висят?» — объяснил Шафигулин.
-
«Мы участвуем с момента создания — все 10 лет. Сейчас уже к вечеру ничего не остается», — сказала на площадке «Печән базары» создатель татарского бренда кожаных изделий ручной работы «Ансат» Лейсан Давлиева. По ее словам, за 10 лет проведения фестиваля популярность ее изделий существенно возросла — теперь «Ансат» приглашают участвовать в мероприятиях по всей России. Кроме того, сумки, кошельки и ключницы с очаровательным татарским рисунком популярны не только у жителей республики. «Часто на фестиваль приходят и туристы, которые берут у нас визитки, а потом заказывают товар через интернет», — поделилась Давлиева. Причем бренд за 10 лет существования «Печән базары» приобрел такую популярность, что некоторые предприниматели приобретают изделия «Ансат» и перепродают их дороже.
-
На «Печән базары» представляли не только одежду, но и предметы интерьера, посуду и даже развивающие игрушки для детей. На фото создательница компании BashToy Лилия Адельбаева держит куклу, которая полностью говорит, поет и читает стихи на татарском языке.
-
А вот гостья фестиваля примеряет украшение от участницы из Турции Семахат. К слову, многие присутствующие девушки на «Печән базары» носили серьги от этого уже известного в Казани дизайнера. «Многие наши орнаменты взяты от турецкого народа. Вспомните хотя бы изображение лейя — цветка, тюльпана, который восходит как раз к восточной культуре», — упомянула Наиля — знакомая участницы фестиваля.
-
Во время фестиваля развернулась и детская площадка, где прошли различные мастер-классы для детей — роспись одежды, татарских открыток, пряников и многое другое. На фото — маленький кондитер. Кроме того, на «Печән базары» проводились медитации на татарском языке, татарская чайная церемония, экскурсии и лекторий.
-
В конце дня в честь десятилетия организовали модный показ из одежды и аксессуаров участников фестиваля. Как пояснили организаторы мероприятия, образы представили обычные девушки, а не профессиональные модели. «Татарская одежда прочно вошла в моду. Сейчас уже никого не удивишь ни татарским образом, ни татарскими аксессуарами. Я каждый день встречаю на улице девушек в татарских платках или свитшотах, в аксессуарах, представленных именно на нашем фестивале», — пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» Бадретдин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.