Сейчас в столице благодаря Собянину сделано «гигантское» благоустройство Сейчас в столице благодаря Собянину сделано «гигантское» благоустройство Фото: «БИЗНЕС Online»

Как похорошела Москва при Собянине

Когда мэром Москвы назначили Сергея Собянина, главной проблемой города были огромные пробки, которые с каждым годом росли. Тогда московские власти посмотрели международный опыт и пришли к выводу, что город надо благоустраивать. «Мэр сразу это уловил. У меня немножко были сомнения, нужно ли так много средств вкладывать в благоустройство города. В тот момент мне казалось, что пробки — это проблема номер один, а все остальное потом», — вспомнил вице-премьер Марат Хуснуллин. Сейчас в столице сделано «гигантское» благоустройство. В «удвоение» московского метро никто не верил, но это происходит, появился единый транспортный каркас Москвы и Подмосковья.

«Это великолепный градостроительный проект с точки зрения градостроительства российского. Великолепный! Но он был запроектирован как отдельные жилые комплексы, разделенные огромными проспектами. И между ними (комплексами — прим. ред.) не была продумана до конца связь» (Хуснуллин про Набережные Челны) «Это великолепный градостроительный проект с точки зрения градостроительства российского. Великолепный! Но он был запроектирован как отдельные жилые комплексы, разделенные огромными проспектами. И между ними (комплексами — прим. ред.) не была продумана до конца связь» (Хуснуллин о Набережных Челнах) Фото: «БИЗНЕС Online»

Челны — пример непродуманного градостроительства

По мнению Хуснуллина, ключевая системная проблема городов в России в том, что они были «запланированы» в Советском Союзе. «У нас была коммунистическая идеология, общность советских людей. Не подразумевалось право частной собственности. Потом в частную собственность стали давать дачные участки, чтобы на них не строили капитальные дома», — отметил зампред правительства РФ. В результате, по словам Хуснуллина, землю не рассматривали как капитал. Следовательно, планировочные решения не просчитывали в экономическом плане.

В качестве примера Хуснуллин привел Набережные Челны. «Это великолепный градостроительный проект с точки зрения градостроительства российского. Великолепный! Премии все получил, лучшие архитекторы трудились. Но он был запроектирован как отдельные жилые комплексы, разделенные огромными проспектами. И между ними (комплексами — прим. ред.) не была продумана до конца связь. И людям, чтобы получить какую-то услугу, приходилось [преодолевать серьезное расстояние]. Например, человек жил и работал в одном комплексе, но, чтобы получить какую-то другую услугу (отдых, культура), он должен был куда-то ехать. И в результате получается, что в городе на 600 тысяч [жителей], который очень красиво спланирован, земля неэффективно использовалась», — сказал Хуснуллин.

По словам вице-премьера, такая тенденция неэффективного использования земли прослеживается в каждом российском городе. Выросла она из советского подхода, когда земля «ничего не стоила». «Каждый метр в городе должен работать: либо это жилье, либо работа, либо благоустройство», — указал спикер. По его словам, прежние планировочные решения сегодня «очень тяжело исправить».

Регионы плохо используют градостроительные полномочия

Федеральные власти спустили полномочия по градостроительству на уровень регионов, но эффекта пока нет. «Я сейчас езжу много по стране и вижу, что, к сожалению, пока эти полномочия не используются эффективно», — отметил Хуснуллин. И привел пример с жилым комплексом в центре Красноярска, где на одну квартиру почему-то предусмотрели 0,8 м парковочного места.

«Мы не сможем никогда во всех городах построить необходимое количество дорог. Это регулирование парковочного пространства, градостроительные нормативы, которые надо пересматривать», — сказал Хуснуллин. Напомним, на февральской коллегии миндортранса РТ вице-премьер РФ критиковал главу Нижнекамского района Рамиля Муллина за нормативы по парковкам в городе.

По словам Хуснуллина, в этом году планируется отремонтировать рекордные 180 млн кв м дорог (по итогам 2022-го было 176 млн кв м) По словам Хуснуллина, в этом году планируется отремонтировать рекордные 180 млн кв. м дорог (по итогам 2022-го было 176 млн кв. м) Фото: «БИЗНЕС Online»

Главное — не построить новые дороги, а привести в порядок существующие

В России одна из самых протяженных дорожных сетей в мире. Сейчас первостепенная задача — привести 50% действующих дорог в нормативное состояние. «Вторая [задача] — уже строить новые дороги, [такие] как Москва – Казань и Екатеринбург – Тюмень», — сказал вице-премьер. По его словам, в этом году планируется отремонтировать рекордные 180 млн кв. м дорог (по итогам 2022-го было 176 млн кв. м).

6 сентября откроется выход из Москвы на трассу М12, а сама платная автомагистраль заработает полностью с 20 декабря. «Это мегапроект, который даст нам прирост улично-дорожной сети. Плюс мы строим много обходов городов», — отметил вице-премьер, упомянув обходы Ростова-на-Дону и Краснодара. Напомним, прямо сейчас идет строительство обхода Набережных Челнов и Нижнекамска.

Также Хуснуллин отметил, что власти активно работают над расширением существующих трасс. К примеру, нагрузка на трассу М4 «Дон» на фоне закрытых южных аэропортов выросла в разы.

Несмотря на пандемию, СВО и санкции, идет стабильный рост жилищного строительства идет третий год подряд Несмотря на пандемию, СВО и санкции, стабильный рост жилищного строительства идет третий год подряд Фото: «БИЗНЕС Online»

Индивидуальное жилье в этом году обгонит стройку многоквартирных домов

Несмотря на пандемию, СВО и санкции, стабильный рост жилищного строительства идет третий год подряд. Санкции «сильно мешают», но удается найти «пути обхода», отметил Хуснуллин, не вдаваясь в детали. В этом году планируется ввести больше 103 млн кв. м жилья. Это ненамного больше итогов 2022-го, когда было сдано 102,7 млн «квадратов», но рост будет.

Сейчас строительный блок больше беспокоят 2024 и 2025 годы. «И здесь, конечно, ключевой вопрос — это как будет развиваться ипотека. Потому что ипотека — основной финансовый инструмент развития жилья», — подчеркнул Хуснуллин. Развивать свою мысль дальше вице-премьер не стал. Но хорошо известно, что он активно поддерживает льготную ипотеку, а вот Центробанк РФ неоднократно призывал сокращать такие программы. Не исключено, что с учетом недавнего резкого подъема ключевой ставки льготная ипотека тоже подорожает. Правда, сегодня минфин РФ заверил, что ставку по льготной ипотеке на первичное жилье поднимать не планируется.

«Конкурент прикончен»: как «процент Набиуллиной» аукнется на рынке жилья в Казани

По словам Хуснуллина, в последнее время произошел «взрыв» по вводу индивидуального жилья. Это связано с программой социальной газификации (люди достроили дома), развитием ипотеки на ИЖС и развитием инфраструктуры — дорог и социальных объектов. «У нас ввод по „индивидуалке“ в этом году ожидается более 50 миллионов квадратных метров. То есть ИЖС будет построено больше, чем многоквартирного жилья, — сказал Хуснуллин. — Но чтобы продолжать этот тренд, мы должны вкладываться в сети, дороги. ИЖС — наш огромный нераскрытый потенциал».

Азовское море в течение ближайших пяти лет будет полностью взято в автомобильное кольцо, протяженность дорог составит 1400 километров, рассказал Хуснуллин Азовское море в течение ближайших пяти лет будет полностью взято в автомобильное кольцо, протяженность дорог составит 1,4 тыс. км, рассказал Хуснуллин Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»

Азовское море возьмут в автодорожное кольцо

Азовское море в течение ближайших пяти лет будет полностью взято в автомобильное кольцо, протяженность дорог составит 1,4 тыс. км, рассказал Хуснуллин. Что интересно, недавно он называл другой срок — конец 2024-го. Новая дорога объединит трассы М4 «Дон» и «Таврида» и свяжет Ростов-на-Дону, Таганрог, Новоазовск, Мариуполь, Бердянск, Мелитополь, Геническ, Джанкой, Керчь, далее через Крымский мост — Темрюк, Ейск и Азов. Часть «кольца» построят с нуля, другую реконструируют.

Планируется, что 800 км будущей дороги будут четырехполосными. На первом этапе расширят существующие дороги, на втором построят подъезды к морю. «Это даст большое изменение всей прилегающей территории. Съезды к морю сделаем, и, безусловно, будет [развиваться] туризм», — указал спикер. По его словам, уже готовится мастер-план Геническа и всей приазовской территории. Новые трассы притягивают инвестиции, убеждал Хуснуллин и привел в пример бум строительства во Владимирской области на фоне создания М12.

Самое приоритетное направление для ВСМ прямо сейчас — это маршрут Москва-Санкт-Петербург, убежден Хуснуллин Самое приоритетное направление для ВСМ прямо сейчас — это маршрут Москва – Санкт-Петербург, убежден Хуснуллин Фото: Global Look Press / www.globallookpress.com

ВСМ на юг в приоритете, только потом — Казань

Самое приоритетное направление для ВСМ прямо сейчас — это маршрут Москва – Санкт-Петербург, убежден Хуснуллин. Да, есть «Сапсаны», но они курсируют по действующей железной дороге и ограничивают движение грузовых поездов. «Если построить ВСМ, у нас в стране будет гигаполис. Москва и Питер станут намного ближе, а мобильность — это повышение экономической активности», — сказал вице-премьер. Проект спорный и капиталоемкий, но в перспективе даст экономический эффект.

Владимир Путин: «Общественный транспорт должен не ветшать, а молодеть!»

Судя по всему, позиция вице-премьера по экономической нецелесообразности ВСМ между Москвой и Казанью не изменилась даже после недавнего выступления президента РФ Владимира Путина. «Второе важнейшее направление [после магистрали Москва – Петербург] — это все-таки идти на юг. Чтобы люди могли на скоростном поезде быстро приехать к Черному морю или к Азовскому», — сказал Хуснуллин. Третье направление — дорога на восток, Нижний Новгород и Казань.

Также Хуснуллин заметил, что Казань — это один из тех городов, где прорабатывается возможность использовать железную дорогу как общественный транспорт. Это большая перспектива, но пока РЖД активнее вкладываются в грузовые маршруты на восток. Не все регионы такое «потянут», но плюс в том, что на территории городов уже хорошо развита железная дорога.

«Инфраструктура дает плюсы для развития страны! Как еще нужно объяснять?»

В ходе беседы интервьюер, гендиректор ТАСС Андрей Кондрашов, вспомнил свою беседу 10-летней давности с «крупным чиновником, принимающим решения». Журналист тогда поинтересовался, почему Россия при огромных доходах и «пухнущем» фонде национального благосостояния не занимается большими инфраструктурными проектами. «Он мне тогда ответил: „Ну как же, мы сейчас начнем строить, например, дороги, а вдоль них появятся новые асфальтовые заводики. Туда люди подтянутся, какие-то городишки начнут возникать. У людей станет больше денег, они с этими деньгами пойдут куда? В магазин. Товаров будет не хватать. Что поднимется? Цены, инфляция. А у меня задача — инфляцию удержать“», — рассказал Кондрашов. И спросил: «Получается, идеология государства изменилась?»

Хуснуллин в очередной раз рассказал, как стройка помогает расти экономике. «Если у нас в целом экономика по стране падала на фоне пандемии и СВО, то строительная отрасль за три года дала 15-процентный прирост. А по итогам 7 месяцев этого года — 9 процентов прироста по сравнению с тем же периодом прошлого года. Ну какими еще примерами надо убеждать, что инфраструктура дает плюсы для развития страны?! Как еще нужно объяснять?» — подчеркнул вице-премьер. Стройка с сопутствующими отраслями дает 13% ВВП России, «уже все с этим согласились», как будто заочно спорил с кем-то Хуснуллин.

Как следовало из речи, вице-премьеру, несмотря на его просьбы, так и не доказали, что траты на инфраструктуру раскручивают инфляцию. «Пожалуйста, покажите формулу, насколько влияет? Влияет, но насколько? Вот я сделал расчет с экономистами независимыми, и они посчитали, что 1 триллион [рублей] бюджетных вложений даст вклад в инфляцию не более 0,2 процента в год», — отмечал вице-премьер. Все страны, которые вкладывались в инфраструктуру, выиграли, «начиная от фашистской Германии в 1930 году и заканчивая Китаем».