24 409 090 рублей — такую сумму АО «Татспиртпром» выложит за продвижение своей продукции в шоу известного рэпера Басты 24 млн 409 тыс. 90 рублей — такую сумму АО «Татспиртпром» выложит за продвижение своей продукции в шоу известного рэпера Басты Фото: «БИЗНЕС Online»

По 6 млн за ролик

Тендер акционерного общества «Татспиртпром» на рекламу продукции у рэпера Басты (настоящее имя — Василий Вакуленкопоявился еще 10 августа, но привлек внимание только накануне. Как следует из документации, один из крупнейших производителей алкоголя в России заплатит артисту 24,4 млн рублей за рекламные интеграции в YouTube-шоу «Вопрос Ребром». Проект выходит на канале Gazgolder, у которого 5,7 млн подписчиков. Последний выпуск шоу, вышедший в июне, набрал почти 3 млн просмотров. Рекламу там купили, например, «Яндекс» и российский производитель энергетических напитков.

Договор заключен между замгендиректора «Татспиртпрома» по коммерческим вопросам Юрием Карякиным и зарегистрированным в Казани ООО «ШоуМейкерс групп». Компания широко известна как организатор концертов звезд и мероприятий. К примеру, именно «ШоуМейкерс групп» занималось организацией майского выступления Басты в «Татнефть Арене». По условиям контракта казанская компания обязуется оказать услуги по производству и размещению «органичной интеграции» (к этому термину мы еще вернемся) ТМ Tundra Forest в четырех выпусках шоу. Эти ролики должны быть опубликованы в срок с 10 августа по 1 октября 2023 года. Таким образом, каждая интеграция обойдется ТСП в 6,1 млн рублей.

В рамках интеграции нужно поставить на стол перед рэпером и ведущим шоу брендированный бокал, добавить лайтбокс на барную стойку заведения Frank by Баста в Москве, где проходят съемки, и расставить продукцию по столам гостей шоу. Кроме того, в каждом выпуске должно появиться по четыре пятисекундные перебивки (рекламные вставки), в которых алкогольную продукцию разливают по рюмкам. В «ШоуМейкерс групп» и «Татспиртпроме» не смогли оперативно ответить на запросы «БИЗНЕС Online».

Надо сказать, что татарстанский производитель алкоголя не впервые покупает рекламу своей продукции у звезд и блогеров. К примеру, в сентябре 2021 года компания заказала рекламную интеграцию в клипе блогерши и рэп-исполнительницы Инстасамки (настоящее имя — Дарья Зотеева). За 8-секундную рекламную вставку ТСП заплатил 1,6 млн рублей. В сравнении с нынешним заказом для Басты эта сумма выглядит даже скромной. Менее чем через неделю после выхода клипа одиозной певицы водка «Татспиртпрома» появилась на несколько секунд в музыкальном ролике российского рэпера Зомба. До этого, в марте 2019 года, «Татспиртпром» заплатил 3,5 млн рублей Николаю Баскову. Интеграция заняла в клипе артиста на песню «Караоке» 10 секунд. «Мое оружие всегда со мной», — держа в руке бутылку водки Graf Ledoff, подытоживал сцену битвы со злодеем Басков в костюме Супермена.

Надо сказать, что татарстанский производитель алкоголя не впервые покупает рекламу своей продукции у звезд и блогеров, в марте 2019 года, «Татспиртпром» заплатил 3,5 млн рублей Николаю Баскову Надо сказать, что татарстанский производитель алкоголя не впервые покупает рекламу своей продукции у звезд и блогеров. В марте 2019 года «Татспиртпром» заплатил 3,5 млн рублей Николаю Баскову Фото: «БИЗНЕС Online»

Реклама, которая не реклама

Заказ ТСП привлек внимание не только внушительным, рекордным для компании ценником, который в нынешних условиях может показаться неуместным. Дело в том, что реклама алкогольной продукции в России с 2012 года запрещена федеральным законом «О рекламе». «Реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети интернет», — говорится в п. 8 ч. 2 упомянутого ФЗ. Ответственность за нарушение закона о рекламе предусмотрена в ст. 14.3 КоАП РФ: это наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 4 тыс. до 25 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 тыс. до полумиллиона рублей.

Кейс «Татспиртпрома» показывает, что упомянутых штрафов производители не особо боятся. В 2020-м российские YouTube-блогеры могли заработать за год около 175 млн рублей на рекламных «интеграциях» с алкогольными брендами, подсчитывал сервис Yoloco. Прямая реклама алкоголя в интернете запрещена, но блогерам часто удается избегать штрафов за его продвижение, отмечали эксперты газеты «Коммерсантъ». Они же обращали внимание на то, что потенциальные доходы от такой рекламы заметно больше размера штрафов за нарушение законодательства.

Несмотря на ограничение, долгое время блогеры оставались вне поля зрения федеральной антимонопольной службы (ФАС). Штрафы за подобную рекламу начислялись только в 2019–2020 годах, говорят юристы и участники рынка. К тому же некоторые штрафы можно оспорить в суде. К примеру, если доказать, что ролик выпущен не с целью рекламы, а для информирования, говорила юрист Amulex.ru Екатерина Попова. Чтобы «не попасть на радары» ФАС, блогеры старались не упоминать в роликах название алкогольного бренда голосом, говорят аналитики Yoloco. Бренды, которые занимаются серьезным продвижением, всегда закладывают бюджет не только на сотрудничество, но и на возможные штрафы ФАС, объясняла руководитель отдела маркетинга в социальных медиа OMD Content & Creation Анна Козырева

В пресс-службе УФАС России по РТ сообщили «БИЗНЕС Online», что изложенные в запросе газеты обстоятельства «находятся в работе у антимонопольного органа». Ведомство напомнило, что в соответствии с ч. 2.1 ст. 21 федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах с розничной продажей алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. «Вместе с тем отметим, что в связи с тем, что указанные в закупке ролики еще не вышли в эфир, на текущий момент можно говорить лишь о наличии возможных признаков нарушения рекламного законодательства. Дать оценку с точки зрения наличия нарушения законодательства будет возможно после выхода указанных роликов», — добавили в антимонопольной службе.

В 2019 году ФАС устроил «показательную порку» для блогеров, которые рекламируют алкоголь В 2019 году ФАС устроила «показательную порку» для блогеров, которые рекламируют алкоголь Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2019 году ФАС устроила «показательную порку» для блогеров, которые рекламируют алкоголь. Но с тех пор ситуация, видимо, не сильно поменялась и рекламу по-прежнему можно встретить, несмотря на требования ФЗ. К примеру, судя по данным из открытых источников, у антимонопольной службы не возникло вопросов к интеграции рекламы ТСП в клипе Инстасамки в 2021-м. Более того, не так давно надзорное ведомство, по сути, разрешило производителям алкоголя легально обходить норму закона «О рекламе».

В ноябре 2022 года ФАС объявила, что так называемая органичная интеграция не является рекламой. «Речь идет об упоминании товара, средств его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, которые органично интегрированы в научные или литературные произведения, а также произведения искусства, если они сами по себе не являются сведениями рекламного характера. Примеры органичной интеграции — упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров, а также обычное (органичное) употребление и использование блогерами товаров по назначению, например продуктов питания, одежды, посуды в видеороликах», — разъясняли в надзорном ведомстве. Грубо говоря, смысл в том, что, если реклама не «грубая», а «органично» вписана в материал, она уже не является рекламой и не запрещена.

Вероятно, потому нынешний тендер ТСП на рекламу у Басты обозначен как: «Право заключения договора на оказание услуг по созданию роликов с органичной интеграцией ТМ Tundra Forest в произведение искусства». В тех же пояснениях ФАС сказано, что интеграция не будет органичной, если внимание акцентируется на товаре в видеоролике, в том числе за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения блогера к нему. Вероятно, степень «органичности» интеграции определяет сама ФАС.

«Мы видим, что у нас есть пиво безалкогольное, которое рекламируется. Но все же понимают, о каком пиве идет речь. Этого пива выпущено 3,5 бутылки, ровно для того, чтобы можно было сказать: „У нас есть товар, мы именно его и рекламируем!“ «Мы видим, что у нас есть пиво безалкогольное, которое рекламируется. Но все же понимают, о каком пиве идет речь. Этого пива выпущено 3,5 бутылки, ровно для того, чтобы можно было сказать: «У нас есть товар, мы именно его и рекламируем!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Да, закон есть. И да, все его обходят»

«Российское законодательство отличается тем, что ничего нельзя и все можно», — прокомментировал кейс «Татспиртпрома» в беседе с «БИЗНЕС Online» вице-президент ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), президент российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ) Михаил Симонов. «Как мне кажется, у нас специально создаются законы, которые запрещают все что угодно. Дальше есть правоприменительная практика, когда чиновники закрывают глаза на то, что законы нарушают. Видимо, не за просто так. Или наоборот: если приходит указание сверху, чиновники избыточно рьяно начинают закон интерпретировать», — отметил собеседник газеты.

«Мы видим, что у нас есть пиво безалкогольное, которое рекламируется. Но все же понимают, о каком пиве идет речь. Этого пива выпущено 3,5 бутылки, ровно для того, чтобы можно было сказать: „У нас есть товар, мы именно его и рекламируем!“ А то, что пива с 10 процентами алкоголя выпущено не 3,5 бутылки, а 3,5 миллиона бутылок, об этом никто не говорит, — подчеркнул Симонов. — Да, закон есть. И да, все его обходят. Это одновременно и нарушение, и хорошая уловка, потому что это нарушение».

«При покупке такой рекламы у блогеров компании закладывают в сумму гонорара размер штрафа, чтобы те (блогеры — прим. ред.) смогли откупиться. Но тут есть и другие моменты: возможно, рекламируется логотип алкогольной продукции как спонсора без демонстрации бутылок и употребления. Также можно снимать рекламу в баре просто на фоне алкогольной продукции. Здесь возможны обходные пути», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» юрист Ильшат Галиуллин. По его словам, конечное решение будет зависеть «от мнения судьи», если дело вообще дойдет до разбирательства.