Cтоит понимать, что не получится сиюминутно заменить продукт на аналог: для начала необходимо проанализировать, что же именно использует в работе пользователь. А далее, исходя из его потребностей, подбирать решения из тех, что представлены на российском рынке, собирая общий «пазл» Cтоит понимать, что не получится сиюминутно заменить продукт на аналог: для начала необходимо проанализировать, что же именно использует в работе пользователь, а далее, исходя из его потребностей, подбирать решения из тех, что представлены на российском рынке, собирая общий «пазл»

«Головная боль» бизнеса или цель, которая определяет развитие ситуации

Для бизнеса импортозамещение никогда не было целью. Для него важно заменить неработающие ИТ-инструменты, но так, чтобы это не отразилось на работе самого бизнеса, его результативности и главное, чтобы изменения в работе ИТ-систем прошли незаметно для клиентов и пользователей услуг.

При этом стоит понимать, что не получится сиюминутно заменить продукт на аналог: для начала необходимо проанализировать, что же именно использует в работе пользователь, а далее, исходя из его потребностей, подбирать решения из тех, что представлены на российском рынке, собирая общий «пазл». И этот «пазл» далеко не всегда подразумевает решения от одного вендора, они могут быть мультивендорными. Правильно подобрать работающие связки решений и продуктов и сделать так, чтобы они работали как единое целое, — одна из основных задач и вызовов ИТ на сегодняшний день для поддержания непрерывности и эффективности бизнеса.

Комплексный подход к импортозамещению

Комплексный подход просто создан, чтобы решать сложные проблемы, в числе которых и процесс импортозамещения. Такой подход позволяет запутанный процесс перехода на отечественные решения разбить на отдельные элементы или шаги, которые уже становятся понятными не только ИТ-специалистам, но и владельцам бизнеса, принимающим решения. Таким образом сложный путь импортозамещения уже кажется более реалистичным, а цель — достижимой.

Итак, чтобы процесс перехода на новые инструменты для бизнеса проходил не хаотично, а по запланированному сценарию, нужно пройти несколько этапов инфраструктурных преобразований.

Первый этап — это общение с представителем бизнеса и выявление потребностей, болей и проблем, которые он хочет решить Первый этап — это общение с представителем бизнеса и выявление потребностей, болей и проблем, которые он хочет решить

Выявление потребностей

Первый этап — это общение с представителем бизнеса и выявление потребностей, болей и проблем, которые он хочет решить. И важное условие для эффективного взаимодействия на данном этапе — подключение к общению с бизнесом как специалиста коммерческой службы, так и опытного архитектора, который умеет не только разговаривать на языке бизнеса, понимать и помогать сформулировать задачи, но также способен это общение трансформировать в техническое задание для дальнейшей проработки и реализации проекта. Даже если изначально бизнес не уверен в постановке своих запросов, этот этап позволяет минимизировать количество недопониманий и точно попасть в целевые ожидания бизнеса за счет своей индивидуальной проработки. 

Обследование

На данном этапе бизнес еще не готов к немедленному проведению изменений, но желает получить ответы на вопросы, сколько это будет ему стоить во временном и денежном выражении. Здесь осуществляется проверка и оценка ИТ-инфраструктуры организации: какие приложения и данные используются, как ими управляют, а главное, соответствует ли вся ИТ-инфраструктура целям и задачам организации. Для оценки проводится интервьюирование клиента, выезд экспертов на площадки, готовятся отчет и рекомендации, строится проектный план, проводится демонстрация предлагаемых решений, а также осуществляется бюджетная оценка.

Этот этап не всегда означает начало комплексного проекта. Когда владелец бизнеса все еще не готов к переменам, он использует эти отчеты, чтобы забюджетировать проект на будущее и вернуться к нему в более подходящий момент.

Когда пути назад уже нет —  ведь бизнес не должен останавливаться, а риски принимать дальше нельзя — начинается этап инфраструктурной подготовки Когда пути назад уже нет — ведь бизнес не должен останавливаться, а риски принимать дальше нельзя, — начинается этап инфраструктурной подготовки

Подготовка

Когда пути назад уже нет — ведь бизнес не должен останавливаться, а риски принимать дальше нельзя, — начинается этап инфраструктурной подготовки. Начинается подготовка к трансформации: поставка оборудования, получение необходимых лицензий, проработка основных требований, апробация и выбор систем по управлению инфраструктуры и многое другое.

«Проработка технического решения»

Самый интересный этап, где происходит выбор клиентских приложений и операционных систем. Именно на этом этапе бизнес упирается в то, что предложений и продуктов для работы много, но не понимает, как из этой комбинации подготовить работающее, стабильное и продуктивное решение. Отдельно возникают вопросы гарантий взаимосовместимости компонентов решения. Системные интеграторы в силу своей специфики имеют практический опыт построения таких систем на основе связок российских программных продуктов. К примеру, в компании ICL Services есть как сформированные шорт-листы по работающим связкам продуктов, так и налаженный процесс непрерывной оценки их взаимосовместимости, включающий в себя тесное взаимодействие с вендорами. Все это позволяет собирать рабочую связку российских продуктов, которые закроют требования и потребности бизнеса.

Пилотирование и адаптация

Всегда тяжело, когда нарушается привычный образ пользовательского поведения и приходится выходить из зоны комфорта. Поэтому этап пилотирования позволяет сделать процесс перехода на новые инструменты менее болезненным, отработав новые системы на пилотной группе пользователей. Помогает пройти этот путь и программа адаптации, когда интеграторы обучают разные группы потребителей работе с новыми продуктами. Ее цель — дать пользователям все средства для того, чтобы их работа была продуктивной и удобной.

Поэтому после внедрения новых инструментов задача ИТ-службы заключается в обеспечении бесперебойной работы новой инфраструктуры в режиме 24/7 Поэтому после внедрения новых инструментов задача ИТ-службы заключается в обеспечении бесперебойной работы новой инфраструктуры в режиме 24/7

Поддержка и эксплуатация

Завершающий этап — полный переход на новую обновленную инфраструктуру. Когда, казалось бы, все решено и запущено, остается только обеспечить стабильность того, что было построено с нуля. Поэтому после внедрения новых инструментов задача ИТ-службы заключается в обеспечении бесперебойной работы новой инфраструктуры в режиме 24/7. Но даже на этом этапе своими силами без поддержки интеграторов справиться бывает сложно, так как задача эта зачастую нетривиальна: продукты новые и постоянно меняющиеся, а компетенции по ним еще недостаточно наработаны. Кроме того, у ИТ-служб просто не хватает времени на отслеживание изменений и адаптацию к вновь появившимся возможностям российских продуктов.

Новая ИТ-инфраструктура с нуля за два месяца

Комплексный подход уже активно применяется в проектах ICL Services. К примеру, такой подход показал свою эффективность в работе с российским дочерним предприятием немецкого автопроизводителя, у которого из-за геополитической ситуации остро стал вопрос о приостановке предоставления ИТ-услуг. Чтобы не допустить потери данных и полной остановки бизнес-процессов, заказчику было чрезвычайно важно оперативно создать собственную локальную инфраструктуру в России, а затем перенести в нее рабочие станции 150 сотрудников и 20 бизнес-приложений. Сложность состояла в том, что стандартные средства миграции использовать было невозможно из-за отсутствия доступов к головному европейскому дата-центру. 

Несмотря на отсутствие доступа к текущей инфраструктуре, специалисты ICL Services шаг за шагом за 2 месяца разработали локальную ИТ-инфраструктуру с нуля на поддерживаемых и отечественных решениях. За это время было проведена миграция для 150 пользователей, развернуты 30 виртуальных рабочих столов, 20 критических бизнес-приложений, перенесены более 20 ТБ данных, 50 сетевых устройств, выстроены межсетевые экраны для информационной безопасности и многое другое. А главное, цель достигнута и зависимость от поставщиков ПО из европейских стран была нивелирована.

А что, если не комплексный подход? 

Если «здесь и сейчас» бизнесу нужно оперативно закрыть конкретную боль и выбрать решение, которое будет 100% работать в существующей ИТ-инфраструктуре, то можно воспользоваться и другим подходом. Например, когда нужно заменить клиентскую операционную систему, можно воспользоваться программой «Linux. Быстрый старт». Это прекрасная возможность провести пилот, когда быстро и без долгих обследований и документаций внедряется новый инструмент и тестируется работа функционала на определенной группе людей. Это также позволит создать реальные практические основания для дальнейшего поступательного и безрискового перехода на ОС Linux.

В целом стоит отметить, что даже если доступность западных продуктов вернется или сохранится в зависимости от геополитической ситуации: два последних года показали ненадежность западных производителей. Поэтому даже при сохранении возможности использования такого ПО прямо сейчас ИТ-стратегию рекомендуется строить исходя из импортонезависимости, а комплексный подход ICL Services в этом готов помочь.