Сегодня на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» была предложена технология, которая значительно улучшит качество бензинов и позволит НПЗ перейти на производство высокооктановых автобензинов экологического класса 5 и выше. Ее было рекомендовано применять как на нефтеперерабатывающем заводе ТАИФ-НК, так и на ТАНЕКО.

Замдиректора Института нефтехимического синтеза им. Топчиева Константин Дементьев сообщил, что во всем мире растет интерес к алкилбензинам. По его данным, в мире ожидается кратный рост их производства, в том числе такие прогнозы есть по России. Алкилбензины обладают повышенным октановым числом (98 пунктов и выше), а также полностью соответствуют всем строгим техническим регламентам Таможенного союза.

В России объем производства алкилбензинов пока составляет 2 млн т в год, их применяет четыре компании, у которых есть 7 соответствующих установок. В нашей стране производство алкилбензинов основано на классической технологии с использованием в качестве катализаторов жидких кислот (в частности, серной и фтористоводородной кислот). Но кислоты обладают рядом недостатков. Дементьев предлагает использовать более экологичные твердые катализаторы. Они обладают высокой активностью в реакции и позволяют производить процессы при температуре 80−90 градусов, кроме того, процессы не требуют специальных сталей, т. к. твердые катализаторы, в отличие от кислот, не обладают коррозионной активностью.

Опытная установка сооружена в Электрогорске, ее мощность составляет до 1 т алкилбензина в сутки. Был проведен опытный автопробег в течение 400 суток, который подтвердил качество продукции. «Процесс легко встраивается в любой нефтеперерабатывающий завод, имеющий установку каталитического крекинга, то есть подходит и для ТАИФ-НК, и для ТАНЕКО», — сообщил спикер. Исключение из контура производства бензинов жидких кислот, по данным докладчика, способно до 3 раз сократить эксплуатационные затраты на производство.

«Ресурсы на заводах ТАНЕКО и ТАИФ-НК позволяют дополнительно производить алкилбензинов до 250 тысяч тонн в год», — сообщил Дементьев.

«Тема интересна для ТАИФ-НК, потому что качество бензина „Татнефти“ сейчас хорошее, замечательное, лучшее в Татарстане. А для ТАИФ-НК этот проект очень интересен, но и для „Татнефти“ в будущем этот продукт не помешает, а для ТАИФ-НК актуально, мне кажется, нужно делать», — заявил гендиректор АО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин.