«Вся эта история с «Яндексом» показывает, что в бывших советских среднеазиатских республиках пока нет особой альтернативы российским цифровым продуктам» Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

«Законодательство России не распространяется на сервис в Казахстане»

Одной из заметных тем минувшей недели стало громкое заявление сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа с запоздалым осуждением СВО. Оно прозвучало на фоне затянувшейся истории с разделом «Яндекса», которая никак не может состояться. Также пользователи сети обратили внимание на то, что из публичной биографии Воложа практически полностью исчезло упоминание России. Бизнесмен теперь обозначен как израильский предприниматель, который родился в Казахстане. Получается, что 30 с лишним лет работы в России вычеркнуты из его жизни?

Интересно, что почти синхронно разразился еще один скандал, связанный с «Яндексом», «эпицентром» которого стал родной для Воложа Казахстан. Впрочем, волны, докатившись до его исторической родины, захлестнули по дороге Узбекистан, Киргизию, Грузию, разойдясь кругами вплоть до Северной Европы.

В чем же суть конфликта? И не связаны ли эти два сюжета между собой невидимыми нитями? Речь идет о новости, которая напрямую связана с «Яндексом» и которая вдруг напугала многих людей в разных странах, вызвав целую волну «яндексофобии».

Как известно, 1 сентября вступает в законную силу федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ». Он был принят еще в конце прошлого года, и его содержание хорошо известно всем заинтересованным лицам. Помимо других нововведений, в законе предусмотрено, что ФСБ теперь получит круглосуточный доступ к базам данных агрегаторов, внесенных в реестр «Организаторов распространения информации». В самом реестре пока находится только приложение Yandex Go, частью которого является «Яндекс.Такси».

Все бы ничего, но масла в огонь подлила недавняя публикация в одном из СМИ со статусом иноагента, в которой утверждалось, что персональные данные клиентов «Яндекс.Такси», в том числе и зарубежных, якобы уже сейчас собираются и аккумулируются в российских дата-центрах.

Стоит напомнить, что в настоящее время «Яндекс.Такси» работает в 17 странах в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в Южной Америке под международным брендом Yango, а на постсоветском пространстве как Yandex Go.

Публикация вызвала цепную реакцию в самых разных странах. Остановить передачу персональных данных в Россию от «Яндекса» уже потребовали Финляндия и Норвегия, а Киргизия попросила разъяснений. Служба защиты персональных данных Грузии начала проверку правомерности обработки данных пользователей сервисом «Яндекс Go». В Израиле «Яндекс» начал вести переговоры о продаже своего бизнеса, связанного с перевозками, каршерингом и доставкой еды (постоянная клиентская база — примерно 150 тыс. человек), что, по мнению экспертов, напрямую связано со вступающим в силу 1 сентября в России новым законом.

Но, пожалуй, наиболее остро на новость отреагировали в Казахстане. Минцифры Казахстана с 9 августа приостановило работу домена yandex.kz «за размещение интернет-ресурса на аппаратно-программных комплексах вне территории Казахстана». На фоне этого решения у пользователей в стране возникли трудности с доступом к сервисам компании. «Яндекс» позднее сообщил, что работа сервисов возобновлена.

«Законодательство России не распространяется на сервис в Казахстане и на его пользователей, поскольку они совершают поездки и используют приложение за пределами России. Это не изменится и после 1 сентября. Казахстанская компания ТОО „Яндекс.ТаксиКорп“, которая предоставляет сервис „Яндекс Go“ пользователям в Казахстане, обрабатывает персональные данные пользователей в соответствии с законодательством республики, а также обеспечивает все предусмотренные права субъектов данных», — заверили в компании.

«В Казахстане «Яндекс.Такси» — это нечто большее, чем просто такси. Это олицетворение и собирательный образ всего российского, неотъемлемая часть местной культуры, сложившегося образа жизни»Фото: «БИЗНЕС Online»

Публика разделилась на два лагеря — «почвенников» и «западников»

В Казахстане «Яндекс.Такси» — это нечто большее, чем просто такси. Это олицетворение и собирательный образ всего российского, неотъемлемая часть местной культуры, сложившегося образа жизни. В целом «Яндекс» казахстанцы или любят, или ненавидят — иных оттенков нет. Даже самые ярые критики всего российского признают, что «Яндекс» сыграл огромную роль в становлении цифровых услуг в Казахстане.

Де-факто российская цифровая экосистема является здесь монополистом. Ежемесячная аудитория домена yandex.kz составляет около 10 млн пользователей. Напомним, что общая численность населения Казахстана на 2023-й — 19 млн 879 тыс. 003 человека.

В феврале этого года агентство по защите и развитию конкуренции Казахстана сообщило о составлении административного протокола в отношении «Яндекс.Такси». По итогам анализа рынка такси за 2020−2021 годы ведомство обнаружило, что компания занимает доминирующее положение в двух крупнейших городах страны. Так, в Алма-Ате ее доля в 2020-м составила 83,8%, в 2021-м — 84,3%. В Астане она равнялась 60,7% и 67,3% соответственно.

В социальных сетях развернулись целые словесные баталии на эту тему. Казахстанская публика разделилась на два лагеря — «почвенников» и «западников». Первые боятся, что попадутся на крючок российских спецорганов и их жизнь теперь не будет прежней. Они бьют в набат: «Кто еще не выбросил российские сим-карты и не удалил приложения всех российских провайдеров, сделайте это как можно быстрее!» «„Яндекстен“ бас тартуымызкерек!» («Надо отказаться от „Яндекса“!»), — возмущаются патриоты и предлагают перейти на услуги местных агрегаторов. Но, как выясняется в итоге, казахстанские компании все же недотягивают как по сервису, так и по качеству.

«И что дальше будет… Все знают, что они сливают данные, зачем впустили на рынок?.. Неужели нельзя было сначала дать им устранить, а потом впускать, или неужели нельзя было самим сделать аналогичное?.. Где наши все талантливые программисты? Теперь денежки утекают как река. Только и считайте…» — задают риторические вопросы пользователи соцсетей.

«Западники» напоминают, что компания «Яндекс» зарегистрирована в Нидерландах и с таким же успехом данные могут утечь в Европу или еще куда подальше. Другие уточняют, что Волож давно не живет в России, является гражданином Израиля, хотя и родился в Казахстане. На все эти доводы «почвенники» отвечают народной мудростью: «Өз отанын сатқанадам, ертеңбiздедесатады» («Человек, продавший свою Родину, завтра продаст и нас»).

«Их заставят сделать каминг-аут, надеть на себя радужный флаг и розовый бюстгальтер»

В споре рождается истина, и в итоге наиболее продвинутые пользователи, резюмируя все сказанное, делают следующие выводы, отмечая в основном минусы дальнейшего присутствия «Яндекс.Такси» в Казахстане:

  • Продолжится выведение значительных сумм прибыли за границу, что может составить миллионы долларов.
  • Значительная часть доходов останется необлагаемой налогами, оказавшись в серой зоне.
  • Потребители и водители могут продолжить страдать из-за недостатка конкуренции и высоких цен.
  • Отсутствие стимула для «Яндекса» улучшать сервис из-за отсутствия конкуренции и недостатка госрегулирования.
  • Возможная утечка данных на российские серверы и увеличение угрозы конфиденциальности.
  • Возможность блокировки «Яндекса» в App Store и Google Play, затронувшая бы тысячи водителей.
  • Усиление негативного воздействия на местные IT-компании из-за набора IT-специалистов «Яндексом».
  • Возможность приличных налоговых поступлений в казахстанский бюджет.
  • Поддержание комфортных условий для пассажиров и заработка для водителей.

В итоге лишь два последних пункта можно отнести к плюсам.

«Недовольна водителем. Испачкал белое платье, которое доставлял»

В соседнем Узбекистане новость о «передаче данных в ФСБ» также вызвала большой резонанс, но там отнеслись ко всему этому философски. Во-первых, население республики настроено гораздо более пророссийски, чем в Казахстане. Во-вторых, сам сервис не играет здесь особо важной роли. «Яндекс.Такси» работает в Узбекистане с 2018 года, но так и не смог захватить свою нишу на рынке. Все усилия разбились о реалии местного менталитета. Здесь до сих пор балом правят бомбилы, таксистом может стать любой проезжающий мимо автомобилист.

Если почитать отзывы на «узбекское» «Яндекс.Такси», то на 90% они окажутся отрицательными. Основные претензии: за рулем грубые, неотесанные мужланы, которые не знают города, приезжают не по адресу, могут своевольно отменить заказ, еще до приезда включают счетчик ожидания и др. Отдельно отмечаются грязные и разбитые машины. Много жалоб на то, что таксисты не понимают русского языка: «Как общаться русскоговорящим людям?» Сами водители также имеют претензии к клиентам: «Приехал по локации, жду посылку, звонит пассажир, говорит: купите мне три кавказских шашлыка. Там выйдет около 100 тысяч сум, я ему отказал. Так еще с моего рейтинга сняли 10 баллов, у меня слов не осталось, одни эмоции…» Пользователь под ником Adiba пишет: «Недовольна водителем. Испачкал белое платье, которое доставлял. Огромное жирное пятно. Как можно быть таким безответственным, еще обманывать, не понимаю». И таких «криков души», достойных чеховской «Жалобной книги», еще много.

Вся эта история с «Яндекс.Такси» показывает, что в бывших советских среднеазиатских республиках пока нет особой альтернативы российским цифровым продуктам. Если и есть какие-то национальные разработки, то только в Казахстане, да и то в самой начальной стадии. В том же Узбекистане приходилось наблюдать, как местные «мучают» своим акцентом «Алису», старательно выговаривая русские слова. Казахстанские пользователи пришли к выводу, что «Яндекс.Карты» все же намного функциональнее и удобнее для их местности, чем западные аналоги. И по большому счету мало кого пугает перспектива оказаться «в реестре ФСБ». И если есть востребованность в таких продуктах, почему бы их не развивать дальше? В том числе с учетом местных национальных особенностей и языков.