На этой неделе с разницей в один день нас покинули две старейшие народные артистки СССР — 98-летняя Юлия Борисова и 97-летняя Вера Васильева. Эти актрисы были любимы несколькими поколениями публики, вывели на новый уровень актерское мастерство и посвятили ему свою жизнь. Васильева 75 лет трудилась в Московском театре сатиры, Борисова — 76 лет в театре им. Вахтангова. О том, каков был путь выдающихся актрис и какими они остались в памяти коллег, — в материале «БИЗНЕС Оnline».
На этой неделе с разницей в один день нас покинули две старейшие народные артистки СССР — 98-летняя Юлия Борисова и 97-летняя Вера Васильева (на фото в центре)
«Борисова и Васильева — равновеликие артистки»
«Как забрала смерть подряд двух титанов моды — Зайцева и Юдашкина, так и двух столпов российского театрального искусства», — сравнивает один из собеседников газеты печальные события начала недели с уходом из жизни этой весной главных российских модельеров. Нынешний же август оказался «черным» для отечественного театра, который с разницей в один день потерял двух старейших народных артисток СССР — Юлию Борисову и Веру Васильеву, на жизненном горизонте которых, пусть и не ближайшем, маячил вековой юбилей.
Уже объявлено, что, согласно последней воле Борисовой, в ее родном театре им. Вахтангова не будет никаких пышных проводов, похоронят артистку на Новодевичьем кладбище рядом с мужем (Исай Спектор — директор-распорядитель театра им. Вахтангова, умер в 1974 году — прим. ред.) и сыном (Александр Борисов — профессиональный дипломат, работал в МИДе и других российских министерствах, умер в 2022 году — прим. ред.). Проститься же с Васильевой можно будет 12 августа в основном здании Московского академического театра сатиры. Пожалуй, этот пример доказывает, каким разным человеческим и актерским темпераментом обладали две легенды. Борисова всегда была непубличным человеком и никогда не стремилась к широкой популярности, которую мог принести только кинематограф. Изюминкой же Васильевой всегда были обезоруживающая улыбка и природное обаяние. В общем, каждая из них шла к славе своим путем.
«Поразительно, что они ушли почти в один день. Борисова и Васильева — равновеликие артистки, — сказал „БИЗНЕС Online“ народный артист России Юрий Васильев, еще одна легенда Театра сатиры, работающий здесь как актер и режиссер с 1976 года и выходивший на сцену с Васильевой. — Все те качества, которые я могу перечислить в отношении Веры Кузьминичны (честь, достоинство, доброта), относятся и к Юлии Константиновне. Выражаю искренние соболезнования театру имени Вахтангова. Студентом я видел спектакль „Из жизни деловой женщины“, где Борисова играла роль Анны Георгиевны. Педагоги говорили нам: „Идите и смотрите, как нужно переодеваться“. За несколько секунд она виртуозно успевала поменять костюмы. К тому же Юлия Константиновна была очень сильной женщиной. В день смерти мужа у нее был спектакль „Принцесса Турандот“ с участием Михаила Ульянова, Василия Ланового и Юрия Яковлева. Педагоги вновь сказали нам: „Идите и смотрите, как личные драмы актеров не должны влиять на зрителя“. Это было настоящее испытание, когда человек, преодолевая себя, потрясающе играл эту роль».
Юлия Борисова каждый образ проживала без остатка, но всегда оставалась самой собой. За это ее любили и уважали именитые партнеры
«Не принимала участие ни в худсоветах, ни в парткомах, но всегда была королевой этого театра»
Будущая прима Вахтанговского театра Борисова родилась в семье служащих и не сразу обрела признание в среде профессионалов. В частности, на поступлении в Театральное училище им. Щукина ее даже не хотели брать на курс. Но самобытная, упорная девушка уже студенткой дебютировала на сцене театра им. Вахтангова и, едва получив диплом, была зачислена в труппу, где прослужила 75 лет и сыграла около 60 ведущих ролей.
Борисову отечественные театралы запомнили как обольстительную Клеопатру в драме Шекспира «Антоний и Клеопатра» (1971), харизматичную принцессу Турандот в одноименной пьесе Гоцци (1963, эта роль в репертуаре актрисы была коронной), фривольную Вальку в «Иркутской истории» (1959). Каждый образ она проживала без остатка, но всегда оставалась самой собой. За это ее любили и уважали именитые партнеры. Народный артист СССР Михаил Ульянов называл Борисову праздником и великой планетой театра Вахтангова, Василий Лановой — «бриллиантом чистейшей воды по четкости рисунка и строгости отбора выразительных средств».
Точеная, пленительная, душевно индивидуальная Юлия Константиновна была одной из самых разноплановых советских актрис. На нее ставили спектакли экс-худрук коллектива Рубен Симонов и его сын Евгений. При этом рассказывать о себе Борисова не любила. Она считала, что все сказано в ее ролях, и редко давала интервью.
Борисова была погружена в театр на 100%, в кино снималась редко и стала, пожалуй, настоящей путеводной звездой для тех зрителей, которые предпочитают изысканное театральное искусство, а не «пролетарский» кинематограф. На ее счету всего три киноленты — «Три встречи» Александра Птушко, Всеволода Пудовкина и Сергея Юткевича, где актриса дебютировала на экране в роли Оксаны, «Идиот» Ивана Пырьева и биографическая картина Георгия Натансона «Посол Советского Союза». Именно два последних фильма принесли Борисовой известность, широкий зритель как раз и знает ее по глубоким, психологически сложным ролям Настасьи Филипповны («Идиот») и Елены Кольцовой («Посол Советского Союза»).
Точеная, пленительная, душевно индивидуальная Юлия Константиновна была одной из самых разноплановых советских актрис
Зато в родном театре, расположенном в самом центре Арбата, артистка выступала почти до конца жизни. В 2015 году она отметила свое 90-летие выходом в знаменитом спектакле Римаса Туминаса «Пристань», в котором тогдашний худрук Вахтанговского устроил персональные бенефисы главным «старикам» своей труппы. Теперь «Пристани» посвящена отдельная экспозиция в музее театра, которую может посетить каждый зритель, который пришел на спектакль, проходящий на основной сцене.
«Она была одним из столпов нашего коллектива, настоящей театральной легендой, — сказал нашему корреспонденту один из самых успешных сегодня театральных менеджеров страны, директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок. — При этом Юлию Константиновну я запомнил скромной. Она всегда ходила с прямой спиной, обладала большим чувством собственного достоинства и питала огромное уважение к театру. Борисова говорила, что в театр артисту нужно приходить только в двух случаях: репетировать или играть спектакль. Будучи звездой коллектива, народной артисткой СССР, Героем Социалистического Труда, Юлия Константиновна никогда не принимала участие ни в худсоветах, ни в парткомах, но всегда была королевой этого театра. Она никогда никого не осуждала публично, но при этом могла быть жесткой: если кто-то что-то делал не так, она могла подойти и сказать ему об этом на ухо».
«Юлия Константиновна никогда не боролась ни за роли, ни за премьеры. Она жила по принципу «ничего не проси, все будет у тебя самой»
Крок признается, что, по его мнению, «таких людей просто больше нет». «Юлия Константиновна никогда не боролась ни за роли, ни за премьеры. Она жила по принципу „ничего не проси, все будет у тебя самой“», — резюмирует собеседник «БИЗНЕС Online».
Народная артистка РСФСР Зоя Зелинская, актриса Театра сатиры с 1954 года и участница телепередачи «Кабачок 13 стульев», также поделилась с нашей газетой своими воспоминаниями о Борисовой. «Юлию Константиновну я просто обожаю. Мы хорошо знали друг друга, она всегда очень нравилась мне, а я — ей, — говорит Зелинская. — Поэтому, когда мы встречались на мероприятиях, я всегда была рада поздравить Юлечку с ее премьерами, а она — меня с моими. Борисова была замечательной актрисой и прекрасным, добрым человеком. Она любила свою семью, жила очень достойно, скромно, не по-актерски и до конца оставалась самой собой».
Кроме внешней харизмы, Васильева цепляла зрителя особой драматической интонацией, заостряющей и детализирующей словесный текст
«Всю жизнь проработав в Театре сатиры, думала, что это не ее театр»
Васильева же, в свою очередь, росла в московской коммуналке на Чистых прудах в многодетной семье шофера и домохозяйки. Во время Великой Отечественной войны будущей этуали приходилось трудиться на заводе фрезеровщицей, спасаться от бомбардировок в метро и учиться — в 1943 году она поступила в столичное городское театральное училище при Театре революции, отказавшись от эвакуации.
В качестве приглашенной артистки Васильева выступала в разных коллективах, включая Малый театр. Однако сценическим домом для актрисы стал столичный Театр сатиры, где она проработала всю жизнь, сыграла около 40 главных ролей и регулярно удостаивалась стоячих оваций. На подмостках Васильеву прославили образы предприимчивой Розины в комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1969), расчетливо-жертвенной Домны Платоновны из рассказа Лескова «Воительница» (1988), остроумной Маши в пьесе Шкваркина «Чужой ребенок» (1955). Кроме внешней харизмы, Васильева цепляла зрителя особой драматической интонацией, заостряющей и детализирующей словесный текст.
Этот талант пригодился ей и для работы в кино — другой равнозначной сфере деятельности. На телеэкране артистка дебютировала еще студенткой в фильме Константина Юдина «Близнецы», убедительно сыграв монтера. Первую крупную экранную роль (Настя Гусенкова) Васильева исполнила в ленте Пырьева «Сказание о земле Сибирской», за которую получила Сталинскую премию I степени. А в целом снялась более чем в 40 картинах, подарив публике заботливую мать в фильме Ивана Лукинского «Чук и Гек» и лучшего бригадира колхоза «Искра» Ольгу Степанову в кино-театральной комедии Татьяны Лукашевич и Бориса Равенских «Свадьба с приданным».
Параллельно с актерством Васильева занималась литературным творчеством, написав свои мемуары — «Продолжение души», «Золушка с Чистых прудов» и «Жизнь, похожая на сказку»
Параллельно с актерством Васильева занималась литературным творчеством, написав свои мемуары — «Продолжение души», «Золушка с Чистых прудов» и «Жизнь, похожая на сказку». А также вела активную общественную деятельность — 20 лет она была секретарем союза театральных деятелей России и председателем социально-бытовой комиссии союза, помогая коллегам в сложных жизненных ситуациях.
«Очень тяжелый день, — признался нашему корреспонденту народный артист России, актер и режиссер Васильев, говоря о своей однофамилице. — Вера Кузьминична олицетворяла наш театр, она проработала здесь 75 лет, и, конечно, перед 100-м сезоном коллектива это огромная потеря. Честно говоря, мы все думали, что Вера Кузьминична „дотянет“ до нашего юбилея и мы будем ее чествовать, а теперь, получается, будем вспоминать. Для меня Вера Кузьминична — великая русская актриса. Все лучшее, что есть в нашем народе — доброта, свет, тепло, милосердие, честь, — это про нее. Вера Кузьминична очень достойно прожила жизнь в театре, не участвовала ни в каких интригах, никому не завидовала, просто жила театром. На вечере, посвященном Анатолию Папанову, было видно, что Вере Кузьминичне уже тяжело выходить на сцену, но она очень хотела этого. Мы все понимали, что для нее выход на сцену — это продолжение жизни».
Нынешний режиссер Театра сатиры чувствовал с актрисой родственную связь и восхищался ее душевной чистотой. «Мне много довелось поработать с Верой Кузьминичной. Она очень тепло ко мне относилась, поскольку я тоже Васильев, все думали, что я ее сын. И эту нашу игру „мама – сыночек“ мы продолжали всю жизнь, в ней было что-то невероятно светлое, человеческое, — продолжает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Вера Кузьминична — удивительная и очень разноплановая артистка. У нее был блестящий комедийный дар, хотя сама она считала себя драматической актрисой и, всю жизнь проработав в Театре сатиры, думала, что это не ее театр. Но, главное, Вера Кузьминична очень чистый человек».
Вспоминает свою коллегу по театру и народная артистка РСФСР Зелинская. «С Верочкой мы играли вместе только в одном спектакле — „Дамоклов меч“, — напомнила она нашему корреспонденту. — Мы с ней настолько разные, что нас не назначали играть в одни и те же пьесы. Васильева все делала на обаянии, на улыбке, „на глазках“. Как артистка она мне не очень близка, но я считаю, что Вера правильно прожила свою жизнь и все сделала так, как ей хотелось. В этом плане она очень рациональный, толковый и деловой человек».
«Вера Кузьминична — удивительная и очень разноплановая артистка. У нее был блестящий комедийный дар, хотя сама она считала себя драматической актрисой и, всю жизнь проработав в Театре сатиры, думала, что это не ее театр. Но, главное, Вера Кузьминична очень чистый человек»
«Мы ее подвозили на машине из санатория «Васильевский»
Вспоминают Васильеву и в Казани. Дважды с ней здесь общался культурный обозреватель телекомпании «Эфир» Дмитрий Пивоваров. «Первый раз мы ее „писали“ во время гастролей Театра сатиры. Не помню, какой это был год. Еще она приезжала в составе Малого театра и играла в „Пиковой даме“ графиню», — рассказал Пивоваров «БИЗНЕС Online».
«Во время первых гастролей мы ее подвозили на машине из санатория „Васильевский“, где она жила, — вспоминает известный телеведущий. — Никакого пафоса и капризов! Человек, которого я будто знаю 100 лет. Когда она играла „Пиковую даму“ в Театре имени Камала в составе Малого театра, то мне сказали, что Вера Кузьминична подойдет скоро. Она была очень эффектная, кокетливая, в красивом пальто и шляпке, которые очень любила. При этом, например, во время гастролей Элины Быстрицкой все расступались, прятались в гримерках и кричали: „Сейчас Быстрицкая пойдет“. С ней было, конечно, сложно разговаривать. А Вера Васильева — пример тотальной открытости! Такое ощущение, что она любит все человечество, всю вселенную и всех людей. Постоянная улыбка, позитив. Никакого звездного чванства я не заметил у нее. Поэтому вспоминаю ее с большой теплотой».
Пивоваров называет Васильеву «образцом поведения большой актрисы». «Она символ эпохи. Не могу судить ее по всем ролям в театре, потому что не видел от и до. А кинематограф — „Свадьба с приданым“, „Сказание о земле Сибирской“ — триумф отечественного кино, — уверен ведущий „Эфира“. — Одновременно человек с большим уважением ко всем людям, которые мимо нее проходили. Наверное, поэтому она хорошо и долго прожила. Но уход все равно неожиданный. Удар, что и еще одна выдающаяся актриса ушла — Юлия Борисова. Это два столпа театрального мира».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.